Смежники

Только шесть новых министров сдали свои депутатские мандаты и перешли на постоянную работу в Кабмин. Все остальные обещают вот-вот написать заявления, но, видимо, рука не поднимается… В списке «сдатчиков мандатов» нет ни одного губернатора, что вполне понятно: после прецедента с отставкой главы Хмельницкой обладминистрации Виталия Олуйко и пикетов под стенами днепропетровской резиденции губернатора Сергея Касьянова большинство новоназначенных руководителей ОГА чувствуют себя, по меньшей мере, неуверенно. Аналогичные фобии испытывают и многие правительственные неофиты. О том, что в Белом доме на Грушевского далеко не все в порядке и команда премьера пока даже отдаленно не напоминает слаженный механизм, говорит поступок нового министра юстиции Романа Зварыча, который написал заявление об отставке. «Я не позволю, чтобы любые бизнесмены, которые являются также народными депутатами Украины и имеют очень мощные позиции в нефтеперерабатывающей сфере, вмешивались в работу моего ведомства», — заявил Зварыч. «И во-вторых, я также не буду позволять, чтобы за действиями и решениями отдельных членов правительства осуществлялись попытки втянуть членов моей семьи в коррупционные схемы», — особо подчеркнул министр-депутат. Звучит более чем интригующе: какие-то теневые схемы, какие-то коллеги-министры, вынуждающие Зварыча участвовать в темных делах…

Просто не Кабмин, а теневой сектор. Похоже, Роман Михайлович действительно на себе прочувствовал, что происходит возврат к старым методам руководства. Сначала без его участия было составлено юридическое заключение Минюста по поводу правительственного распоряжения КМ о запрете реэкспорта нефти. Более того, в операции «Минюст дает добро» принимал участие один из народных депутатов-аграриев, который надиктовал заключение от имени министра и даже забрал себе копию. Речь идет о человеке, который контролирует часть волынского нефтяного рынка, а решение, которое он продавливал через правительство, связано с системой разворовывания бюджетных средств через возврат НДС.

Фактически Роману Михайловичу предлагалось поучаствовать в совершении подобных сделок. Согласись министр на это, и он тут же оказался бы на «коррупционном крючке», став при случае удобной мишенью для борьбы с нечистоплотностью чиновников. Опять же, в условиях, когда Президент потребовал от чиновников полного «бизнес-очищения», согласие Зварыча играть по предложенным теневым правилам поставило бы главу Минюста в «интересное положение»: будучи назначенным на этот пост Ющенко, Роман Михайлович нарушил бы первое условие государственного контракта. Так что заявление об отставке — это и честный шаг министра юстиции, и попытка привлечь внимание главы государства к процессам, происходящим в правительстве. Данные процессы далеки от транспарентных. Например, в коррупционной схеме предполагалось и участие главы Таможенной службы Николая Каленского, который «наследил» более чем достаточно. Тем не менее, его не отправляют в отставку, а, напротив, прислушиваются к «ценным рекомендациям» главного таможенника. К чему бы это? Сейчас наверняка начнутся разговоры, что демарш Зварыча продиктован обидой за решение, которое противоречит его личным интересам, и эта версия будет активно муссироваться. Иначе придется признать: сигнал тревоги, поданный Романом Михайловичем, правильный, потому что Зварыч нашел в себе мужество противостоять попыткам возврата в прошлое. Но самое главное: министр юстиции не побоялся пойти на публичный конфликт. Скандал в правительстве народного доверия, которое реализует программу Президента, совсем не на руку Виктору Андреевичу. Несмотря на это, Зварыч считает, что «министр юстиции должен иметь возможность помочь Президенту формировать свою правовую политику, в том числе и по отношению к решениям органов исполнительной власти».

Выходит, что министерское непостоянство — даже не столько правительственная головоломка, сколько личная забота Президента. Виктор Андреевич оказался перед дилеммой: уволить принципиального министра или настаивать на его сохранении в Кабмине. Это серьезное имиджевое испытание, поскольку отставка Зварыча будет означать, что глава государства согласен с непрозрачными методами работы нового правительства.

В итоге Виктор Ющенко, который декларировал политику «чистых рук», фактически первым окажется уличенным в расхождении между словом и делом. И это немедленно понизит уровень доверия к последующим шагам и инициативам нового Президента.

Сидящие на двух стульях политики-министры — еще одна проблема главы государства. Во-первых, потому что такой стиль поведения совместителей говорит о том, что Ющенко привел во власть людей, которые ничем не отличаются от своих предшественников, на смене которых настаивал народ. Во-вторых, неуверенность этих людей в завтрашнем дне — это не что иное, как недоверие к Президенту: большая часть министров и губернаторов так и не получили от Ющенко гарантий устойчивости своих позиций. И как результат — возникают сомнения в открытости действий новой власти, в твердости ее предвыборных обещаний относительно стопроцентного разделения исполнительной или законодательной парафий.

Если члены правительства и руководители областных администраций являются первыми нарушителями закона, то что делать обычным гражданам? Опасность такого подхода и в том, что снижается порог общественного доверия людей к власти, и в том, что нивелируется основная государственная линия — борьба с коррупцией, теневыми схемами, с закрытостью властных структур и барьерами между государством и народом и т. д. и т. п. Возникает вопрос: а за что же боролись? И этот факт игнорировать нельзя. Если, конечно, не только заявлять, но и делать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам