Вина Литвина?

О том, что председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин – единственный из прежних политиков, кто сохранил и даже приумножил свое влияние на политические процессы, писать сегодня стало модно. И отнюдь не потому, что всевозможные писаки, видимо, устали петь непрерывную осанну победителям и разным героям «оранжевой» революции, и хочется найти свежие лица. Это так и есть. Литвин сегодня – это Литвин, и этим многое сказано. Он действительно, не особо перекрашиваясь политически и не подлаживаясь срочно под ситуацию, стал в Украине политической величиной первого ранга. И сейчас многие думают, что будет с ним завтра и как он сработается с новой властью. Этим и вызван интерес…
Литвин в прошлую пятницу, 11 февраля сего года, на съезде возглавляемой им Народной аграрной партии Украины (НАПУ), срочно превращенной в Народную партию Украины (НПУ), ответил на главный вопрос своей перспективы. Он заявил, что новую власть поддерживает и будет с ней вести диалог. «В отношении новой власти – поддержка и постоянный диалог», – сказал Литвин.

Но готова ли власть к такой поддержке и к такому равноправному диалогу? Это, как вы понимаете, вопрос вопросов. Потому что в действиях победителей уже замечены некоторые движения, направленные если и не на выталкивание Литвина из власти, то уж, во всяком случае, на его «приручение» или нейтрализацию влияния. Чего стоят только заявления некоторых разгоряченных победой голов о том, что Литвина – как «скрытого кучмиста» – надо люстрировать и лишить должности спикера. С этим дальним прицелом, по оценкам многих, и затевается сейчас процесс ротации президиума парламента. Хотят не только найти «нужную» замену вице-спикеру Александру Зинченко, который стал госсекретарем Украины и отдал мандат, но еще и поменять первого вице-спикера, коммуниста Адама Мартынюка. На их место, разумеется, хотят посадить представителей главной пропрезидентской фракции «Наша Украина». Чтобы, мол, спикер чего не «отчебучил» – так оно надежнее.

Ну и, конечно же, серьезный удар получил Литвин, когда был уволен с должности Виталий Олуйко, назначенный по квоте спикера губернатором Хмельницкой области. А сместили его с должности через несколько дней после назначения именно представители сил, приведших Виктора Ющенко к власти. Они организовали несколько пикетов возле Кабмина и Администрации (извините, Секретариата) президента, обвинили Олуйко в прежней поддержке «главного конкурента» – Виктора Януковича, и Ющенко легко и непринужденно пошел «навстречу воле народа».

Сейчас та же процедура задействована и в Днепропетровской области, где недолго губернаторствует другой ставленник Литвина – Сергей Касьянов. Политический совет областных организаций коалиции «Сила народа» и Социалистической партии Днепропетровской области УЖЕ просит президента Виктора Ющенко отправить в отставку назначенного 4 февраля губернатора Касьянова. Этот протестный орган был создан 10 февраля облорганизациями Украинской народной партии, «Батьківщини», Молодежной партии Украины, Украинской республиканской партии «Собор», Социалистической партии, Народного руха Украины и партии «Солідарність» для того, чтобы обеспечить свое пропорциональное представительство в структурах исполнительной власти. Политсовет претендовал на две трети руководящих мест в обладминистрации, а Касьянов, видите ли, начал назначать людей самостоятельно. В том числе, позволил пригласить на работу своим замом некоего Юрия Козака, который был членом областного штаба экс-кандидата в президенты Януковича. Ответ победителей получился знакомым: ату его, ату! Снова пикеты протеста, заявления. И теперь слово – за президентом Ющенко.

Ударом по Литвину, по мнению журналистов, стало и решение Кабмина по упразднению госкомитетов и других центральных ведомств, на руководящие должности которых, в частности, госкомитета лесного хозяйства и таможенной службы, тоже претендовал спикер, якобы пытаясь сохранить старые кадры.

Литвин прокомментировал ситуацию просто: «Я никого не защищал и не защищаю. Я не лоббирую ни одной кандидатуры, не занимаюсь этим». Потому что, по мнению спикера, «президент Украины и премьер-министр должны принимать те решения, которые они считают необходимыми», а «все то, что пишут и говорят – это просто попытка или поссорить меня, или бросить какую-то тень на меня как председателя Верховной Рады Украины». И, в принципе, а что он еще мог сказать, чтобы успокоить ситуацию?

Однако Литвин сделал еще одно заявление, как по мне, свидетельствующее о том, что он понимает происходящее и мирится с ним до поры до времени. «…Это удары на опережение, которые, я думаю, не достигнут своей цели. Думаю, что это только начало. Переживем и это», – сказал спикер, подчеркнув свою независимость и самостоятельность.

«Ой ли, удастся ли пережить?» – хочется спросить в ответ. Потому что сделать это будет очень сложно. И Литвин НЕ МОЖЕТ НЕ ПОНИМАТЬ, что список его «провинностей» перед новой властью – в ее претензиях к нему. И главная из этих претензий – это и есть именно эта независимость и самостоятельность, которые могут стать еще откровеннее со временем. Время сегодня объективно играет на Литвина. И он, как вдумчивый политик и опытный аппаратный «волк», тоже не может этого не понимать. И этим не воспользоваться.

А началось все еще в приснопамятные времена недавней «оранжевой» революции. Литвин еще тогда смог заявить себя как умиротворитель ситуации и помог разрулить кризис. Но как?! Именно при непосредственном участии и содействии спикера парламент смог 8 декабря прошлого года принять «большой пакет» документов, предотвращающих перерастание гражданского противостояния в «горячую» фазу. А в нем была утверждена так называемая конституционная реформа, которая очень значительно перераспределяет властные полномочия между парламентом, правительством и президентом за счет ослабления власти последнего. А спикер и глава правительства наравне с главой государства становятся равноправными и полномочными фигурами политической жизни страны. Более того, в случае отставки или импичмента президенту именно спикер ВР после 1 сентября текущего года становится исполняющим обязанности президента.

Таким образом, получается, что победители уже получили усеченную победу. А спикеру – чтобы окончательно усилиться еще до парламентских выборов-2006 – остается только провести через парламент углубление конституционной реформы. То есть убедить депутатов принять изменения в Конституцию – положение административно-территориальной реформы (пресловутый законопроект 3207-1). А для этого нужно четко контролировать все депутатские телодвижения в Раде. У спикера это получается почти отлично. И это – его вторая объективная «вина» перед новыми власть предержащими.

Но Литвин продолжает свой курс на сохранение ВР как независимого и не подверженного влиянию извне органа. Он не дает окончательно расколоть депутатский корпус всевозможными чисто политическими и кадровыми вопросам. Во-первых, спикер уже выступил, в частности, против искусственного создания в ВР нового парламентского большинства после того, как он успешно «похоронил» прежних – прокучмовских – «большевиков», объявив об их роспуске. «Большинство под кого? Под президента, или под премьера? Я понимаю, что большинство можно согнать, но согнать его можно только в двух случаях, за счет каких-то уступок депутатам, или за счет правоохранительных органов, так как в переходном обществе… под законом (под его охраной – Авт.) находятся только те, кто не двигается, кто лежит просто по состоянию своего здоровья», – риторически спросил он своих оппонентов. И добавил, что если идти таким путем, то возникает вопрос: «За что же боролись?».

А нардепы знают точно, не за что, а против чего они боролись и тайно или открыто поддержали «оранжевую» революцию – против прямого диктата и тотального давления прежней властью на их совесть и бизнес. И в том, чтобы у них был надежный «защитник» от аналогичных потуг новой власти, они заинтересованы кровно. А Литвин это знает и уповает на чувства корпоративной солидарности людей с мандатами. Он даже не удержался и довольно едко съехидничал, когда объяснил механизм сотрудничества между ВР, президентом и Кабмином. «Парламент на все разумные предложения президента и правительства – они по своей природе являются такими разумными – будет принимать разумные решения», – сказал он. И только чуть-чуть улыбнулся…

Во-вторых, Литвин не хочет никаких ротаций в президиуме, так как понимает, что таким способом могут «сковырнуть» и его самого. И предлагает алчущим кресел его заместителей привычный уже компромисс – успешно и неоднократно апробированное пакетное голосование. То есть голосовать и за должности его замов, и за кресла глав пяти Комитетов ВР, которые освободились в связи с переходом нардепов в новую исполнительную власть. Мелочь, казалось бы, «голоснули» – и все. Но ведь заковыка-то в том, что, по регламенту ВР, кандидатуры вице-спикеров выдвигает сам Литвин, а кандидатуры комитетовских начальников – депутаты. Вот тут они и могут найти точки соприкосновения. Кроме того, наверняка есть расчет и на то, что не все «кнопкодавы» согласны с чрезмерным усилением в ВР одной политической силы. И при умении на этом можно играть и играть – до получения нужного себе результата. Спикер и это умеет…

Объективно не устраивает новую власть и политическая всеядность спикера, и его стремление встать над схваткой между «оранжевыми» и «бело-голубыми», и привлечение в свой лагерь всех «обиженных» как старой, так и новой властями. Это однозначно выводит его на место так любимой в Украине «третьей силы», которая не приемлет любые главные цвета, а предлагает свой путь. В этом качестве и в условиях обострения противостояния между «грандами» «третья сила» Литвина может получить значительное число голосов в ВР-2006, а следовательно, он обеспечит (или продлит) свое успешное политическое существование. И потому Литвин не хочет ни ревизии конституционной реформы, ни возврата к мажоритарной или смешанной системе выборов в ВР. Ему это не нужно. А вместе с ним – и многим.

Владимир Михайлович это тоже понимает и, похоже, потому взял курс на построение своей мощной политической партии – уже упомянутой НАПУ–НПУ. Он специально на съезде 11 февраля отказался от узкой «профильной» привязки однопартийцев к аграрному сектору и замахнулся на защиту интересов всего украинского народа. «Эту тесную одежду необходимо перекраивать», – сказал он и призвал делегатов съезда поддержать переименование партии. Потому НАПУ и стала НПУ. Это решение вызвало острейшую критику со стороны политиков-победителей, которые тоже не прочь были стать «народниками» и у которых Литвин, по их мнению, необоснованно «украл» брэнд. В первую очередь, это касается Украинской народной партии (УНП) Юрия Костенко. Во вторую – инициаторов создания единой партии на базе блока «Наша Украина». Она, как известно, уже имела рабочее название – Народная партия «Наша Украина». Но пока УНП занималась внутренними разборками, а создатели единой партии выясняли, кто истории-матери более ценен, Литвин взял да и сделал. Нужное себе дело. Конечно, новый министр юстиции «нашеукраинец» Роман Зварыч может найти много зацепок и отказаться регистрировать новое название партии Литвина. Но если так произойдет, то мало того, что будет фу-у-у-у как некрасиво, это еще может вызвать и открытый конфликт со спикером.

А победителям из президентского окружения он еще нужен. Причем, в «спокойном» состоянии. Хотя бы потому, что им еще не известно, как они пойдут на выборы-2006 – единой партией или широким блоком. Как поведет себя глава правительства Юлия Тимошенко, которая «вдруг» стала рьяной приверженницей конституционной реформы, дающей ей такие огромные полномочия в недалеком будущем. Как позиционируется второй важный союзник – лидер Соцпартии Александр Мороз, который всегда отстаивал перекройку властных полномочий за счет президента. Они ведь запросто могут договориться и объединиться с сильным спикером…

В итоге, Литвин не обращает внимания и на критику со стороны победителей за то, что его НПУ, дескать, стала «отстойником для кучмистов». Спикер спокойно относится к тому, что под крыло его партии перешли нефтяной магнат и формально беспартийный Олег Салмин, а также бывшие члены Народно-демократической партии (НДП), покинувшие ее фракцию в Верховной Раде в декабре прошлого года, – Олег Зарубинский, Владимир Кафарский, Виталий Олуйко и Сергей Шевчук. Кроме них, ряды Народной партии пополнили еще более 50-ти бывших членов Демократической платформы Народно-демократической партии, возглавляемой Валерием Пустовойтенко. Членом Народной партии также стал бывший министр экономики Николай Деркач. Были замечены на съезде и некоторые другие близкие к Кучме личности.

Сейчас Литвин работает, как известно, над созывом Всеукраинского съезда советов. И практически никто не сомневается, что на этом мероприятии в апреле сего года произойдет усиление роли спикера ВР, ибо он однозначно поддержит проведение административно-территориальной реформы, дающей больше прав и самостоятельности – в первую очередь, финансовой – органам местного самоуправления. То есть того, что и нужно местным начальникам. А это означает, что демократия – это, конечно, демократия, но на парламентских выборах – в случае чего – партия Литвина может рассчитывать и на так называемый админресурс. Что, ясное дело, пока не лишнее. Пока, а там видно будет…

…А посему и главный вопрос – стоит ли в чем-то обвинять такого человека? Обвинять, разумеется, без последствий?…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам