Стройка с треском

Даже начинающему строителю понятно, что для того, чтобы из старых зданий и потраченных на них материалов построить что-то новенькое, старье нужно разломать, пересортировать строительный мусор, придумать четкий проект новостройки, а потом уже начинать орудовать мастерком. Сложная, надо сказать, задачка. И не только потому, что ломать – не строить: подошел, стукнул по несущей конструкции, и все рассыпалось. Как домик из домино. В государственном строительстве, оказывается, принцип домино подходит к однодневкам – трастовым пирамидам на теле страны, построенным по принципу «нацарював сто рублів і втік».
Ежели основной корпус строили на десятилетия, а то и на века, то дела обстоят сложнее: можно оббить аляповатый наружный декор, поменять обои в кабинетах, даже заменить линолеум паркетом, но в возведенном здании все равно будут проступать старые конструкции, повторно использованные балки и кирпичи. А не развалиться оно может потому, что прежние опоры выдержат. Даже если новая «обивка» обветшает и отпадет…

Виктор Черномырдин, будучи премьером России и одновременно строителем одноименной партии «Наш дом – Россия», в то сказочное время как-то в сердцах заметил: «Строим новую партию, а все равно КПСС получается». Не знал бедный (ясное дело, не в финансовом смысле) Виктор Степанович, что именно тогда он афористично обрисовал самую главную проблему нынешней украинской власти, которая пришла к государственному рулю после «оранжевой» революции. И вознамерилась разрушить старую систему власти – авторитарную и недемократическую – и построить новую – цивилизованную и, разумеется, демократическую.

Возможно ли такое в принципе? Конечно. Потому что заранее были объявлены принципы и строительства, и отбора «стройматериалов». Если кто забыл, напоминаю:

а) новые управленцы должны отказаться от старых методов руководства и отделить служение государству от собственного бизнеса;

б) новые власть предержащие не должны быть замешаны в прежних преступлениях, в том числе, и в фальсификации народного волеизъявления на президентских выборах;

в) в работу власти должен быть положен принцип не личной преданности президенту, а ответственности за принятые решения – как уголовной (перед законом, равным для всех), так и политической (перед партиями, которые рекомендовали на высокий пост);

г) полная открытость (транспарентность) при отборе руководителей. Открытость не только для назначающих и назначенцев, но и для общественности, которая, собственно, вышла на Майдан и обеспечила победу.

И что же мы имеем сейчас? Процесс нового государственного строительства идет со скрипом и треском. Однако упомянутое звуковое сопровождение наблюдается не только при ломке старой власти (что естественно). Скрипеть и трещать начали как новое возводимое здание, так и строители. А материал изначально подбирается с червоточинками и прежним браком. Чтобы выяснить причину, пройдемся по соответствию нового госстроительства объявленным принципам. Пройдемся, правда, в обратном порядке – от простого к сложному.

Во-первых, принцип прозрачности разделения властных должностей, оказывается, был нарушен еще при закладке «фундамента» – общей победы. В первую очередь, конечно же, имеется в виду секретное соглашение между кандидатом в президенты Виктором Ющенко и лидером Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), этой самой Тимошенко о том, что последняя в случае победы первого получает кресло премьера. Получает благодаря всей силе моральной поддержки победителя, что и случилось 4 февраля сего года в Верховной Раде. Ничего в этом, в принципе, страшного нет – идущие к победе сами могут и имеют право договариваться о том, как это сделать. Но знать об этом должны и они все, и их поддерживающие народные массы. Оказывается же, что о «пакте Ющенко–Тимошенко» не знали все другие не менее важные, чем Юлия Владимировна, сподвижники будущего президента. Равно как и не знали они о том, что подобное соглашение существует еще и с лидером Соцпартии Александром Морозом. И что оно модифицировано в режиме «на троих» – Ющенко—Тимошенко—Мороз. И предусматривает, что 1/6 должностей предоставляется представителям Соцпартии, 1/4 – блоку Тимошенко, а остальные – блоку «Наша Украина». «Это соглашение существует, оно роздано, мне кажется, такой документ существует во всех регионах», – сказала простодушно Тимошенко в этот понедельник.

То есть налицо – такой себе обманчик. Своими своих же. Разумеется, это вызвало море недовольных именно в стане победителей, которые не скрывали и не скрывают свое недовольство. И премьером, и многими кадровыми назначениями. Сейчас они организовывают демарши, скрыто или открыто фрондируют. Новый секретарь Совбеза Петр Порошенко долго не хотел занимать должность, Роман Безсмертный поражал журналистов всех СМИ подряд своими смелыми выступлениями против премьера, лидеры партий-основательниц блока «Наша Украина» не хотят сливаться в единую партию… Сейчас все вроде бы утряслось, но осадок неприятный остался. И он усиливается тем, что по-прежнему непонятны и принципы функционирования новых органов власти – Секретариата президента, Совбеза. А все та же Тимошенко публично обещает разобраться в полномочиях новых назначенцев. И, как вы, наверное, понимаете, это не просто дамское любопытство – она старается не допустить появления параллельных органов исполнительной власти. А на самом деле это означает, что она не дает новому главе государства создать прежний, выпестованный Кучмой так называемый непрозрачный механизм сдержек и противовесов, который и держал бывших чиновников всех уровней в надежной узде. «Цель сегодня административно-территориальной реформы – чтобы были четко определенные функции исполнительной власти и на каждую функцию был только один исполнитель. В Украине будет одно правительство, и один премьер-министр, и одна исполнительная ветвь власти. И я не думаю, что кто-то по качеству и статусу сможет заменить премьер-министра», – скромно сказала Тимошенко. «Но если кто-то хочет взять себе больше полномочий, чем нужно – это… Ну, может, это на пользу, так как будет больше людей, которые будут заниматься реформированием», – прибавила она. Но это, похоже, так – для соблюдения приличий.…

Во-вторых, назначения в органы власти подтвердили, что от принципа личной преданности в подборе кандидатур окончательно отказаться не удалось. Родство и кумовство присутствует при кадровом обновлении в полной мере. А продвижение тех или иных креатур иногда осуществляется не по задекларированным принципам профессионализма, порядочности и патриотизма, а по степени «нужности», личной преданности или даже элементарного желания отомстить прежним обидчикам. И видно этот изъян как в центре, так и на местах. И там это особенно заметно. Кумовья и родственники уже стали министрами, губернаторами, сошками рангом помельче.

Ясное дело, победитель имеет право благодарить назначениями людей, отметившихся вкладом в общую победу. Но он все же должен помнить, что не всякая кухарка может руководить современным государством. Или даже отдельной областью. Иначе из этой «стряпни» та-а-а-кое «блюдо» может получиться, что даже прежний президент Леонид Кучма может «позавидовать». А как испортится аппетит у народа, и говорить не приходится…


В-третьих,
как-то вяло идет разбирательство по делу фальсификации результатов выборов. Вопрос этот стоит предельно просто: фальсификации или были (и тогда за них кто-то из прежней властной команды должен ответить), или их не было (тогда непонятно, зачем назначался «третий тур» выборов, в котором и победил Ющенко). То есть ставится под сомнение легитимность избрания нового президента. Получается, что его к власти привело не народное волеизъявление, а давление на органы власти, в том числе, и на Верховный суд. Однако правоохранительные органы при новой власти уже заявили, что экс-глава Администрации президента Виктор Медведчук невиновен. Экс-премьеру и экс-кандидату Виктору Януковичу этот вопрос вообще не задается. Более того, премьер Тимошенко обещает с ним встретиться и поговорить, как им ВМЕСТЕ строить новую Украину дальше. Бывший председатель Центризбиркома Сергей Кивалов спокойно трудится себе на юридической ниве в Одессе и горя не знает.

Наказание же «фальсификаторов» свелось пока к ничего не значащим разговорам о люстрации да к каким-то «черным спискам», которые обещают составить и обнародовать в среду, 16 февраля сего года, активисты гражданской кампании «Пора». Ну, составят, ну обнародуют, а дальше что? Налицо тот факт, что представители «старой школы» очень умело пользуются разобщенностью и политической пестростью команды победителей и «приклеиваются» к ним либо группами, либо в индивидуальном порядке, обещая всяческие блага. В итоге, команда Ющенко спорит, оставлять или не оставлять на своей должности генпрокурора Святослава Пискуна. На руководящие должности «у тела президента» приходят «бывшие» (экс-министр образования и науки и экс-эсдэк Василий Кремень становится замом госсекретаря Александра Зинченко). Понятно, что таким образом новая власть хочет стимулировать «старых», чтобы те активнее отмывали грехи, о которых они знают. Но, с другой стороны, это опять же усиливает недовольство в стане самых победителей. И людей, которые пострадали от прежней власти и очень надеялись, что власть новая «разберется и накажет».

И на этих настроениях уже играют. Причем сами победители. Яркий пример – назначение и отставка хмельницкого губернатора Виталия Олуйко. Его назначили по квоте спикера парламента Владимира Литвина, который тоже числится среди победителей и на этом основании претендует на свою долю «пирога». Однако другие победители – сторонники Украинской народной партии (УНП), Народного руха Украины (НРУ) и других подобных структур – организовали пару пикетов под Кабмином и Администрацией президента, и новый «мини-Майдан» убрал нового губернатора. Литвин уже заявил, что он «никого никуда не лоббирует». Но при этом Олуйко демонстративно вступил
в Народную партию Украины (НПУ), в которую переименовалась в прошлую субботу Народная аграрная партия Украины (НАПУ). А знаете, кто ее лидер? Правильно – Владимир Литвин. А зампредседателя УНП Антон Бутейко уже обвинил Литвина, что тот умышленно и создает партии-клоны, отбирает у УНП брэнд «народности» и перевыполняет план по созданию новых партий в Украине, не обращая внимания на идеологию.

Еще дальше пошли НРУ и УНП, которые устами нардепа Ярослав Кендзьора заявили, что «не хотят быть массовкой, то есть той группой, которая должна клеить листовки на следующих выборах, а в парламент попадут другие». Эти две партии фактически уже «похоронили» идею создания единой партии на базе блока «Наша Украина». И взамен предложили на парламентские выборы-2006 идти широким блоком тех, кто поддерживает президента Ющенко. В частности, лидер львовской организации УНП Александр Гудыма сказал, что это народный депутат Петр Порошенко инициирует создание такой партии. «Но кто есть Порошенко? У Порошенко идет процесс, я не могу возражать. Это не ко мне вопрос. А в Украинской народной партии не идут процессы. В Украинской народной партии идет развитие партии, идет формирование будущего блока, избирательного, пропрезидентского, четыре базовые партии договариваются – УНП, НРУ, УРП «Собор», ВО «Батькивщына», – сообщил он. Остальные партии, по его словам, такие как КУН, ПРП и прочие, могут присоединиться к этому блоку, но не как базовые партии.

Но даже не это главное. Равно как и интересна не только главная «отмазка» УНП и НРУ. Важно углубление противоречий в стане победителей в процессе якобы объединения усилий. Тот же Гудыма, обосновывая необходимость блока, а не единой партии «нашеукраинцев», сказал: «Раз есть народный президент, то должен быть народный блок». А потом убежденно добавил, что в этом народном блоке будет принимать участие Юлия Тимошенко, а лидер СПУ Александр Мороз НЕ ВОЙДЕТ в него. «Но Юлия Тимошенко будет в блоке, и этот блок будет один, и он будет сильный, и он возьмет 60%», – подчеркнул Гудыма. Он также отверг участие в новом блоке партий «диванного типа».

«Кто спрашивал Мороза, куда и с кем он хочет идти? Кто знает, войдет он или не войдет в круг поддержки президента Ющенко на выборах в ВР? Кто с ним советовался – транспарентно – на эту тему? Кто будет, в конце концов, определять, «диванная» это партия или нет и что она собирается делать в следующем году?» – эти вопросы, как вы догадываетесь, риторические. Но какие они показательные!


В-четвертых,
даже поверхностный анализ новых назначений во власть показывает, что и первый указанный в начале статьи принцип – отделение власти от личного бизнеса назначенцев – соблюден, мягко говоря, весьма оригинально. Почти половина новых министров и губернаторов так или иначе либо имеет свой личный бизнес, либо связана с ним через родственников, так как вынуждена была «передать в управление» свои структуры при попадании в нынешний состав парламента. И другое утверждение – это, как минимум, еще одно стремление выдать желаемое за действительное. Не зря же премьер Тимошенко серьезно озаботилась выяснением того, кто из ее министров и губернаторов чем владеет. Будет якобы разработана специальная процедура «просвечивания» новых власть предержащих на предмет их бизнесовости. И остается надеяться, что она будет объективной и непредвзятой. И сработает – опять же! – прозрачно, на глазах у значительной части украинской общественности, которая, как показала та же «оранжевая» революция, много знает. И многое может…

Серьезную «подножку» новой власти уже сейчас ставит приближающаяся конституционная реформа. И все эти телодвижения и проблемы внутри новой власти будут оправданы, если они объясняются подготовкой к жизни в новых условиях, когда именно победители парламентской гонки будут создавать свое большинство в ВР и формировать правительство. В этом случае становятся понятными и оправданными все потуги по созданию беспроигрышной коалиции из победителей президентских выборов – они хотят закрепить свою победу и в будущем.

Но разве разумно в этом процессе множить число недовольных и подрывать свой авторитет в глазах избирателей? Это, как говорится, вопрос вопросов. Потому что и новые недовольные, и «старые» проигравшие тоже надеются на реформу и на свою победу-реванш. Глава Союза промышленников и предпринимателей Донбасса Александр Хряков в интервью «Главреду» сказал об этом предельно откровенно: «…Мы начинаем свое движение – не за «оранжевых», и не за «бело-голубых». Это будут совершенно иные цвета и третья сила. Мы готовы стать реальной действующей силой, еще не задействованной ни в каких политических баталиях. Я, кстати, тоже рассчитываю быть в парламенте следующего созыва… И буду в ряду тех, кто будет голосовать за импичмент Ющенко». Как, а?!

А ведь есть еще и спикер Литвин с его НПУ. Чем не объединители этой самой «третьей силы»? Владимир Михайлович, кстати, планирует уже в этом апреле провести в Киеве Всеукраинский съезд советов. Посвящен он будет формально проведению административно-территориальной реформы, если судить по тому, что в оргкомитет съезда во главе с председателем Комитета ВРУ по вопросам государственного и местного самоуправления Анатолием Матвиенко планируют пригласить представителя Секретариата президента Украины и вице-премьер-министра Украины по вопросам этой реформы Романа Безсмертного. Но кто знает наверняка, что обсудит этот съезд на самом деле. И как его делегаты поведут себя после того, как админреформа местного самоуправления провалится на уровне внесения изменений в Конституцию, а, следовательно, не войдет в силу и сама конституционная реформа. Эти два мероприятия, как известно, взаимоувязаны решением «большого пакета», принятого ВР 8 декабря прошлого года.

Есть еще один нюанс: если же конституционная реформа будет провалена, а сторонники Ющенко не смогут победить на выборах в ВР, то все равно страну ожидает тягостная и такая известная борьба между правительством, президентом и Верховной Радой. По известному определению одного из прежних спикеров, «Верховная Рада может все»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам