Волшебные слова

Знаете, что общего между правительственной программой и эротической энциклопедией? То, что там написано, и так все знают, но каждый уважающий себя интеллектуал должен иметь такое издание в шкафу. Правда, есть и существенное отличие: программа выполняет функцию «политического контрацептива», защищая правительство от гнева парламента на протяжении года. И неважно, из скольких страниц состоит текст – 30 или 60, похож он на дамский роман или рапорт о повышенных соцобязательствах. Это – формальный бизнес-план, под который всегда дают беспроцентный кредит. Доверия.

Близнецы поневоле

Почему-то правительственные программы, как и экзаменационные билеты, пишутся накануне ночью. В спешке спичрайтеры нередко копируют тезисы своих предшественников, отчего плоды их творений похожи как дети из многодетной мусульманской семьи. У Виктора Януковича и Анатолия Кинаха в некоторых пассажах даже получились «близнецы». Скажем, кинаховская программа «борьбы с бедностью» состояла из трех педантичных разделов: «Повышение эффективности государственного управления», «Приоритеты и основные направления внутренней и внешнеэкономической политики государства в 2002-2004 годах» и «Ожидаемые результаты социально-экономического развития Украины». А у Януковича то же самое было написано в «чисто конкретных» фразах об усилении роли Кабинета министров и разделении украинского общества на богатых и бедных. Но и это никто не заметил, кроме тех, кто писал.

Или другое наблюдение. В легендарной ющенковской «Реформи заради добробуту», принятой 6 апреля 2000 года, содержалась одна запоминающаяся «фишка» – обещание создать один миллион рабочих мест. Вместе с тем, Виктор Андреевич вошел в историю как премьер, выплативший пенсионные долги и реструктуризировавший долги внешние. А совсем не как «работодатель века». И другая интересная деталь: первыми читателями (точнее, слушателями) «планов реформаторов» были иностранные послы. Но фраза «правительство поставило стратегической целью достижение Украиной европейского уровня экономического и социального развития и демократии путем проведения реформ и организации продуктивного сотрудничества» совсем не из этого текста. Это выдержка из программы Виктора Януковича, который «имел в виду» евроинтеграцию вообще и Хавьера Солану в частности. Когда господин Верховный комиссар ЕС позвонил ему в прямой эфир, проходивший после оглашения победоносных результатов второго тура голосования, вообразивший себя президентом Виктор Федорович к телефону не подошел. Но это так, к слову. О том, что записанное в каком-нибудь подзаголовке слово «евроинтеграция» не означает никакой клятвы Брюсселю. Это просто дань моде. Так, как «борьба с бедностью» или «улучшение государственного менеджмента».

Может, поэтому и голосования за программу не отражают в полной мере симпатии тех или иных парламентских групп к правительству. Достаточно припомнить, что «индульгенцию» правительства Януковича поддержали «бютовцы», а за программу Юлии Тимошенко еще за несколько дней до утверждения обещали проголосовать донецкие.

«Жизнь» не по Мопассану

Впрочем, личность каждого премьера накладывает отпечаток на содержание документа и форму его презентации. В программе Юлии Тимошенко 6 разделов с названиями в стиле импрессионистов: «Вера», «Справедливость», «Жизнь», «Гармония», «Безопасность», «Мир». Из раздела «Гармония» так и брызжут гедонистические мотивы, а под параграфом «Жизнь» скрывается «настольная книга по домоводству» (налоги, расходы, «социалка»). Там же удалось отыскать и конкретные цифры, за отсутствие которых скептики «склоняют» эссе «Навстречу людям»: Кабмин намерен в 10 раз увеличить денежную помощь при рождении ребенка. И вообще, экспрессивная, на первый взгляд, программа Тимошенко куда более конкретна, чем предыдущие аналоги, вызывающие зевоту.

Возможно, все дело в том, что концепцию деятельности кабинета бизнес-вумен Тимошенко писали не спичрайтеры, не экономисты теоретики и не она сама, а люди, которые собираются работать в новом правительстве. Фактически это сборник резюме от будущих министров и глав комитетов – что каждый из них обещает показать.

Скажем, экономические разделы писали Сергей Терехин и Виктор Пинзеник при помощи спецов из Национального банка и Госфинуслуг. Поэтому слова о том, что «правительство планирует привлечь инвестиционные проекты международных финансовых организаций, прежде всего МБРР и ЕБРР, направленные на создание в Украине современных производств с высокой добавочной стоимостью» вовсе не выглядят декларативными. Пинзеника и Терехина в Мировом банке любят больше собственной зарплаты и готовы давать деньги в количествах совершенно неприличных. Хотя насчет того, удастся ли пристроить выданные под конкретные имена кредиты в «производства с высокой добавочной стоимостью» (ох, любит Сергей Анатольевич – «отец украинского НДС» это словосочетание!), есть определенные сомнения. Но это уже не проблема министерств экономического блока. Это, пожалуй, сфера борьбы с коррупцией, где активно «шустрит» генпрокурор Святослав Пискун, реанимируя давнюю идею создания Национального бюро расследований. Дальше текст целиком выдает «ведомственные инициативы».

В цитатах о повышении эффективности банковской политики через капитализацию банков и финансовую состоятельность Фонда гарантирования вкладов видна крепкая рука бывшего директора генерального департамента банковского надзора НБУ Александра Киреева, который теперь займется вопросами налогов. А многообразие задач правительства, касающихся страхового рынка (в частности, оценка операций по перестрахованию с нерезидентами для предотвращения «отмывания» средств) – это уже точно работа Виктора Суслова. То ли ему, то ли, скорее, Терехину, принадлежит пассаж насчет объединения ГКЦБФР и Госфинуслуг. Напомню, что эта мысль всплывала в конце прошлого года и была отброшена как несвоевременная на тот предвыборный момент. В целом же интересно, что программа Тимошенко предлагает разграничить полномочия государственных органов по регулированию функционирования банковского и небанковского финансовых секторов, а также усилить координацию нормативной деятельности госорганов по регулированию рынков финансовых услуг и саморегулирующихся организаций этих рынков. Думаю, что набравшим вес лоббистам из Ассоциации украинских банков и Лиги страховых организаций (не говоря уже об их «младших братьях» из объединения кредитных союзов) эта мысль понравится. Они уже давно весьма успешно трутся в высоких кабинетах, решая проблемы банков и страховых компаний. Теперь же их подвижнический труд получит еще и официальный статус.

Внимательный глаз заметит грамотно упомянутые детали в традиционном разделе по евроинтеграции. Там не только обещано «завершить до конца текущего года переговорный процесс со странами-членами ВТО и обеспечить вступление Украины в эту международную организацию; а также осуществить шаги по получению Украиной статуса страны с рыночной экономикой в отношениях с США уже начиная с 2005 года», но и дана скромная приписочка: «Кабмин намерен отменить неоправданные тарифные и нетарифные ограничения во внешнеэкономической деятельности». Штука в том, что предыдущие правительства не сняли этих ограничений. Поэтому страна до сих пор не в ВТО.

Несколько голословно звучит утверждение, что «правительство планирует осуществить комплекс мер по укреплению ведущей роли Украины в транзите энергоносителей из Российской Федерации и других стран СНГ в страны ЕС», но, с другой стороны, куда России деться от наших трубопроводов. Тем более что именно Виктор Ющенко в свое время запустил механизм создания газотранспортного консорциума, и, вполне возможно, «в пику» скептикам эта работа теперь пойдет быстрее.

Реформа от кутюр

До недавнего времени программу правительства было принято синхронизировать с Посланием Президента Верховной Раде, в связи с чем кабминовский документ обычно рождался весной с небольшим отставанием от Послания. В данном случае синхронизации подлежат не отдельные фразы из текста, а принципы деятельности главы государства и «директора» правительства. Что же касается глобальных принципов, я бы сказала, программных целей деятельности новой власти, то, благодаря мудрому постоянству Олега Рыбачука, они сформулированы более чем ясно: Евросоюз, Евросоюз и еще раз Евросоюз.

В тот момент, когда принтер допечатывал последние экземпляры эссе Юлии Тимошенко, Виктор Ющенко заявил в интервью британской газете «The Times», что будет осуществлять на Украине трехлетнюю реформу, согласованную с Евросоюзом. Нет сомнения, что у Олега Борисовича уже практически готов тщательно отработанный черновик «Трехлетнего плана действий», совместно разработанного ЕС и Украиной. А его друзья поляки предоставили все необходимые «лекала» адаптации нашего хаотического законодательства к ЕСовскому. По сути, все, что консультанты Мирового банка безуспешно вбивали в головы наших чиновников почти 14 лет, должно быть перелито в правовые нормы за короткий срок.

Поэтому записывать в программу правительства подробности перехода на страховую медицину создания «механизмов удешевления стоимости кредитования в рамках жилищных программ» не имеет смысла. Поскольку в программе реформ, согласованной с Евросоюзом, будет записано, какую именно страховую медицину они нам рекомендуют. И какой должна быть наша правильная европейская ипотека.

При этом впадать в ступор от того, что труд многих поколений депутатов-лоббистов будет пересмотрен, а законодательное поле переформатировано под евростандарты, не стоит, поскольку цивилизованные правила игры еще ничью жизнь не сделали хуже. Как, впрочем, и программа правительства, которое идет в ногу с президентом.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам