Кадровая инаугурация

Несмотря на торжественность момента инаугурации, большинство пришедших в парламент волновал не сам акт принесения присяги новым президентом, а его первые шаги в качестве главы государства. Сторонники Ющенко пытались даже в этот день решить кадровые вопросы, оппоненты с первых минут стали требовать выполнения обещанного – закрепления статуса оппозиции, которая станет противостоять украинскому лидеру.
Причем, надо отметить, что этим вопросом особо были озабочены объединенные эсдеки, а вот регионалы все еще глотали свою обиду кусками. Например, рассказывали о том, что Виктор Федорович не прибыл на инаугурацию только потому, что приглашение на торжество ему прислали слишком поздно – под вечер. Буквально некому было сбегать. Складывалось впечатление, что представители фракции «Регионы Украины», по крайней мере, значительная их часть, так и не смогли смириться с мыслью о понижении статуса Януковича, и о том, что если с их лидером кто-то и будет считаться, то только как с одним из глав новой оппозиции. Фрустрация, одним словом, у людей.

Правда, более прагматичная часть донецких уже нащупывает пути сотрудничества с новой властью – кое-кто задумывается о своем членстве во фракции, поддерживающей Виктора Федоровича, кто-то пытается «выехать» на личных контактах. В частности, лидера фракции Раису Богатыреву в последнее время часто видят в обществе Веры Ульянченко, «охраняющей» подступы к кабинету Виктора Ющенко. Оказалось, что они давние подруги. Да и на инаугурацию Раиса Васильевна пришла супернарядной: светлый торжественный костюм ей очень к лицу. Опять же, Богатырева была одной из немногих в этой стороне сессионного зала, кто сидел во время принятия присяги с улыбкой на лице и в хорошем настроении.

Впрочем, об оппозиции, ее самочувствии и статусе – отдельный разговор. Они уже смирились со своим фиаско. А вот некоторым членам команды Виктора Андреевича еще предстоит это пережить. Как известно, сегодня должен решиться премьерский вопрос, и именно об этом больше всего говорили в день принятия присяги в кулуарах Верховной Рады. Хорошо только одному Олегу Рыбачуку: он чуть ли не единственный, кто знает, кем и как будет работать. Олег Борисович открыто заявил, что министерство по вопросам европейской интеграции фактически у него в руках. И даже кокетливо намекнул, общаясь с настырными журналистами, что ему уже привычней говорить на английском, чем на украинском. Судя по составу высоких гостей 23 января, у Рыбачука полно работы: большую часть ложи ВР занимали именно европейские гости (представители ПАСЕ, Совета Европы, восточноевропейских стран, граничащих с Украиной). И их повышенный интерес к мероприятию вполне объясним: границы Евросоюза проходят по линии Украины, и европейцам небезразлично, какая страна оказывается у них под боком. Так что одна клеточка в кроссворде кадровых вакансий уж точно заполнена.

Наверняка можно сказать, что скоро Ющенко назовет и имя нового секретаря СНБО, и, по всей видимости, это будет имя Юлии Тимошенко. Все говорят, что перед Юлией Владимировной стоит задача вернуть Совбезу тот статус и уровень, который поддерживал Владимир Горбулин в первый срок президентства Кучмы, – центра выработки стратегий и принятия важных государственных решений, который составил жесткую конкуренцию АП. В общем, несмотря на активный пиар и на заявления ее верного «бодигарда» Александра Турчинова, Юлия Владимировна отказалась от штурма премьерской высоты. Это стало понятным еще когда сняли палаточный городок, где в последнее время, по слухам, находились активные сторонники Тимошенко. Не секрет, что остававшиеся до последнего момента на Майдане «оранжевые солдаты» демонстрировали готовность пойти за лидером БЮТ в огонь и воду. Фактор Майдана в премьерском вопросе мог бы стать вспомогательным («народ требует от Ющенко выполнения договоренностей»), но вот с прохождением в парламенте могли возникнуть проблемы. Да что с прохождением!

В том, что Виктор Андреевич вообще внесет кандидатуру Тимошенко в качестве премьера, тоже многие сомневались. Виктору Андреевичу не нужна сильная фигура во главе правительства – по причине возможной реализации конституционной реформы. Как известно, введение в действие конституционных изменений запланировано на сентябрь 2005 года – Ющенко сам голосовал за это постановление. А это значит, что уже через восемь месяцев безобидный «технический» премьер имеет возможность превратиться во всемогущего государственного лидера, в руках которого сосредоточены полномочия, значительно шире президентских. Если следовать этой логике, то опасения вызывают не только энергичная и честолюбивая Юлия Владимировна, но и Александр Мороз, известный мастерством политической интриги, и Петр Порошенко, обладающий исключительными переговорными способностями.

Петр Алексеевич славится своим умением заключать политические и финансовые контракты даже с самыми жесткими идеологическими противниками и потому способен обеспечить себе внушительную поддержку и в парламенте, и за его стенами. С одной стороны, это большой плюс, поскольку решение президента о премьерской креатуре во многом будет зависеть от парламентского показателя: новый глава Кабмина не может начинать работу, не выведя «формулу сотрудничества» с новым большинством в ВР. С другой стороны, обеспечение условий предварительной депутатской поддержки, которые большинство соискателей премьерского кресла рьяно выполняли последние три недели кадровых торгов, могут стать для них особым тестом на выживаемость. Потому что выясняется: чем большее количество законодателей готово поддержать того или иного кандидата, тем большую опасность (как потенциальный соперник) он представляет для президента и его полномочий.

Исходя из этого, портфель премьера должен быть предложен политику, у которого невысока степень общественной (майдановой) и парламентской поддержки, и, как утверждают знающие люди, с этой ролью лучше всего справится руководитель избирательного штаба Ющенко, вице-спикер Александр Зинченко. Кстати, многие расценили его сопровождение президентской пары по красной инаугурационной дорожке как определенный знак, символ будущего назначения. Александр Зинченко не таит в себе той опасности, которую представляют для нового президента люди из его ближайшего окружения: либо сильные политики, либо сильные бизнесмены. Опять же, Александр Алексеевич всю кампанию активно работал на московском направлении и может рассчитывать, что во время первого визита Ющенко в Москву эта работа не окажется бесплодной. Так что, можно сказать, что назначение в СНБО, как и определение по кандидатуре первого вице-премьера почти решенное дело.
w

А вот кто станет главой президентской администрации? Пока называют Романа Безсмертного, который знает (и в буквальном, и в переносном смысле) все закоулки здания на Банковой. Кстати, и сама АП, видимо, останется на том же месте. Предполагалось, что новой канцелярией станет здание Минздрава, расположенное в двух шагах от ВР, но при ближайшем рассмотрении от этой мысли, видимо, откажутся: здание старое, непрезентабельное, и главное – возникнут сложности с его перестройкой и обеспечением коммуникациями. Хотя горячие головы из окружения Ющенко кричат о том, что связь по «сотке» новому президенту вообще не нужна – учитывая его открытость и нелюбовь к телефонному праву.

Тем не менее, президентская администрация и при Ющенко сохранит свой статус и основные функции, причем, некоторые осведомленные товарищи, предполагают, что она не только не уменьшится штатно и организационно, но даже расширится, учитывая объем предстоящих работ и реализацию указов, из которых наиболее симпатичным представляется документ о формировании комитета народного контроля, который должен стать эдаким представительством «третьего сектора», мощно заявившим о себе в Украине. Хотя усматривается в нем некая «советскость»: ОТК, ДНД и прочие чисто формальные символы «народной власти». И в этом контексте Роман Петрович является почти безальтернативной фигурой.

В числе кадровых вакансий и губернаторские посты, на четыре из которых претендует партия Александра Мороза. Социалисты, как прагматичные политики, хотят получить при разделе инструменты для воздействия на электорат – в преддверии будущих парламентских выборов. Поэтому Мороз ведет переговоры о Запорожской, Полтавской, Черкасской и Киевской областях и не слишком акцентирует внимание на второстепенных правительственных креслах, понимая, что должность главы министерства по вопросам образования (которую может получить Станислав Николаенко) особой политической погоды не сделает. А вот контроль над центральными областями, где авторитет СПУ достаточно силен, для партии, готовящейся к новому парламентскому рывку, играет куда более значимую и перспективную роль.

Таким образом, можно говорить о том, что некоторые кадровые позиции уже обозначены и «закреплены» за конкретными людьми. Юлия Тимошенко – Совбез, Петр Порошенко – первый вице-премьер, Анатолий Кинах – минпромполитики и комитет по вопросам предпринимательства, Виктор Пинзеник – минэкономики, Юрий Ехануров – Фонд госимущества, Роман Безсмертный – шеф АП, Олег Рыбачук – министерство европолитики, Евгений Червоненко – минтранс (или, как вариант, одно из силовых министерств, учитывая высокий уровень конкуренции за хозяйство покойного Георгия Кирпы). Разумеется, это очень приблизительный кадровый список, и в нем могут в конце концов оказаться совсем иные фамилии. Но сам подход к формированию новой власти становится понятней.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам