"Темная лошадка" и $9,35 млрд.

Одно из крупнейших нефтедобывающих предприятий России – ОАО «Юганскнефтегаз» – продано за долги «материнской» компании «ЮКОС» неизвестной фирме, которая делит офис в Твери с винным магазином и представительством американского СП «Халлибартон». Пока еще никто толком не понял, кто стоит за таинственной «Байкалфинансгруп», решившейся заплатить $9,35 млрд. за 29 месторождений с годовым объемом добычи нефти около 30,2 млн. тонн. Загадка, скорее всего, окончательно раскроется после 11 января 2005 года – даты, когда за покупку должны быть заплачены деньги.

«Юганскнефтегаз» – жемчужина рухнувшей империи Михаила Ходорковского: на это предприятие приходилось 61% общей нефтедобычи «ЮКОСа». Сейчас в эксплуатации находятся 29 месторождений на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Самый перспективный проект – Приобское нефтяное месторождение, доказанные запасы которого оцениваются в 3,5 млрд. баррелей (около 480 млн. тонн). История ОАО «Юганскнефтегаз» начинается с октября

1961 года, когда на Усть-Балыкском месторождении была пробурена первая скважина. В последнее время должность и.о. управляющего «Юганскнефтегаза» занимал Сергей Кудряшов – выпускник Куйбышевского политеха, бывший главный инженер НГДУ «Нижневартовскнефть». Неизвестно, сохранит ли он топ-менеджерский пост. Зато известно другое: с учетом продажи «Юганскнефтегаза» налоговый долг «ЮКОСа» полностью погашен не будет. Теперь он составляет 83,5 млрд. руб. (или около $2,7 млрд.).

Что же касается судьбы проданной «нефтедобывайки», то самые жаркие споры разворачиваются вокруг вопроса, кто же станет ее реальным хозяином – государство, «Газпром» или некто третий? На второй вопрос – удастся ли «ЮКОСу» оспорить торги в связи с ошибкой аукциониста, – почти все наблюдатели отвечают отрицательно. Нет, не удастся. Даже если они будут судиться в международном суде.

Кстати, одной из версий появления на приватизационной арене России неизвестного ранее ООО «Байкалфинансгрупп» является решение американского суда. Напомним, что окружной суд по банкротству в Хьюстоне (штат Техас) в ответ на поданное руководством «ЮКОСа» заявление о реорганизации в качестве меры обеспечения иска постановил запретить торги по «Юганскнефтегазу». Запрет был введен сроком на 10 дней и касался организаторов торгов и потенциальных претендентов, среди которых были «Газпромнефть», «Интерком», ООО «Первая венчурная компания», а также потенциальных участников банковского синдиката — ABN AMRO, BNP Paribas, Calyon, Deutsche Bank, Dresdner Kleinwort Wasserstein и J. P. Morgan. Несмотря на то, что решение американского суда не имеет фактической силы на территории России, «Газпромнефть» решила подстраховаться, поскольку теоретически при покупке «Юганска» на активы российской монополии в Европе мог быть наложен арест. Или как минимум – возникли бы проблемы с получением банковской гарантии.

В свою очередь, Российский фонд федерального имуществ (РФФИ) и его нынешний руководитель – исполняющий обязанности председателя Юрий Петров – решение американского правосудия просто не заметили. На вопрос о последствиях вердикта хъюстонского суда Петров сообщил, что официально никакого решения он не получал, а если бы и получил, то все равно бы не исполнил. Любопытна и другая штука: на все ответы на вопросы российских и иностранных журналистов по «Байкалфинансгруп» (что это за компания, каковы источники происхождения залога, переведенного со счета в Сбербанке, а также кто представлял «Байкалфинансгруп» на аукционе и подписывал договор) приватизационным ведомством был дан исчерпывающий ответ – не знаем. Единственное, что четко сказали представители аукционной комиссии: если «Байкалфинансгруп» откажется от своих обязательств по договору и до 11 января не заплатит $9 млрд., судебный пристав может принять решение о передаче акций «Юганскнефтегаза» взыскателю, то есть государству.

Именно явный привкус какой-то масштабной авантюры заставил журналистов рыскать по славному городу Твери в поисках офиса легендарной фирмы по адресу улица Новоторжская 12Б. Увы, как оказалось, в доме постройки конца ХVIII века размещаются магазин «Дионис» (продажа спиртного), гастроном и закусочная «Лондон». А зарегистрированы агентство «Городская недвижимость», фирмы «Элитех», «Гранит-Центр», «Подольск-Тверь», «Электронные и информационные технологии», «Помор-Герс», малоизвестное издательство, а также Союз общественных переселенческих организаций Тверской области. Единственной структурой, которая имеет хоть какое-то отношение к нефтяной промышленности, является СП ЗАО «Халлибартон-Герс ЛТД». Характерно, что в Твери размещается также филиал компании «Halliburton Interneshnl Ink». Если помните, компания Halliburton является одним из крупнейших мировых поставщиков нефтегазового оборудования и сервисных услуг для нефтяной отрасли. А вице-президент США Дик Чейни до перехода на государственную службу работал ее главным исполнительным директором. Именно этот факт внес дополнительную интригу в вопрос, кто же стоит за подставной ООО? И нет ли там интересов?.. Нет, не российского бюджета, а окружения Джорджа Буша. Впрочем, это уже предположение из области фантастики.

Пока журналисты называют три возможных игрока, в интересах которых могла действовать «Байкалфинансгруп»: «Сургутнефтегаз», «Газпром» и кремлевских чиновников. В понедельник газета «Ведомости» высказала мнение, что за победителем торгов, вероятнее всего, стоит «Газпромнефть». Якобы «Газпромнефть» умышленно проиграла аукцион 19 декабря для того, чтобы выкупить главный нефтяной актив «ЮКОСа» позже, когда истечет срок действия решения американского суда об отмене торгов. Наблюдательные представители прессы заметили, что когда аукционист Валерий Суворов сказал историческую фразу «Господа, акции проданы», представители проигравшей стороны – «Газпромнефть» – подошли к представительнице ООО «Байкалфинансгруп» и пожали ей руку.

Западные издания наиболее вероятным владельцем ООО «Байкалфинансгруп» назвали НК «Сургутнефтегаз». Она тоже имеет в России репутацию «пропутинской» компании. Однако пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко заявила Агентству нефтяной информации, что ООО «Байкалфинансгруп» не имеет отношения к нефтяной компании «Сургутнефтегаз». Также в «список подозреваемых» позже были занесены ЛУКОЙЛ и ТНК-БП, которые старательно открещиваются от участия в сделке. Наконец, эксперты не исключают, что покупка «Юганскнефтегаза» неизвестной тверской компанией является лишь хитроумной комбинацией кремлевских чиновников, смысл которой станет ясен позднее.

Для «ЮКОСа», пытающегося в отвоевать «Юганскнефтегаз», последней слабой зацепкой является ошибка аукциониста, перепутавшего стартовую цену пакета акций и заявленную покупателем. При объявлении начала торгов аукционист Валерий Суворов не обратил внимания на то, что представитель ООО «Байкалфинансгруп» заявил не стартовую цену пакета (246 миллиардов 753 миллиона 447 тысяч 303 рубля), а повысил ее сразу на пять шагов (260 миллиардов 753 миллиона 447 тысяч 303 рубля 18 копеек). Далее аукционист заявил, что «была заявлена стартовая цена», а представитель «Газпромнефти» попросил разрешения сделать телефонный звонок. В итоге «Газпромнефть» не подала никаких заявок в ходе торгов, и победителем было признано ООО «Байкалфинансгруп».

Суворов подтвердил на пресс-конференции, что совершил ошибку. Однако председатель аукционной комиссии начальник правового управления РФФИ Юрий Саввин заявил, что «это ни под каким видом не может служить основанием для признания торгов недействительными». Вместе с тем, по мнению адвокатов «ЮКОСа», поводов для обжалования результатов аукциона может быть сколько угодно. И они готовы работать. Правда, без гарантии какого-либо успеха.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам