Тотальная приватизация

Уходящий год стал для Украины годом тотальной приватизации, когда в частную собственность перешло огромное количество стратегических государственных объектов. В первую очередь, это крупнейший в Украине металлургический комбинат «Криворожсталь» и почти вся горнорудная отрасль государства в лице предприятий холдинга «Укррудпром». Продав эти объекты, Фонд государственного имущества Украины, по выражению его председателя Михаила Чечетова, «подставил свое мощное плечо» под государственный бюджет.

С одной стороны, гордиться вроде бы есть чем — 9,5 млрд. гривен поступлений в этом году (при первоначальном плане 2,137 млрд. гривен и скорректированном — 5,2 млрд. гривен), выглядят очень весомо. С другой стороны, совершенно очевидно, что почти весь объем поступлений от приватизации-2004 можно было обеспечить за счет одной «Криворожстали», за контрольный пакет акций которой международный металлургический холдинг LNM Group предлагал Украине 1,5 млрд. долларов (около 8 млрд. гривен). Чем все закончилось, мы знаем — комбинат был продан за 800 млн. долларов (почти по стартовой цене) «национальному инвестору». И это при том, что годовой доход комбината в 2003 году составил около 1,4 млрд. долларов, прибыль — около 300 млн. долларов, в первом полугодии 2004 года чистая прибыль предприятия составила почти 200 млн. долларов. Если вспомнить, что еще в середине 2003 года металлотрейдер Leman Commodities, принадлежащий известному региональному олигарху, стал эксклюзивным трейдером продукции криворожского комбината и по итогам прошлого года продал почти 1,25 млн. тонн его проката, можно смело предположить, что все затраты на покупку «Криворожстали» «национальные инвесторы» уже давно и с лихвой окупили.

Во время продажи «жемчужины» украинской металлургии Чечетов неоднократно заявлял, что Украина имеет право продавать свои предприятия тому, кому она хочет. «Это наше внутреннее дело…мой пиджак, я захотел — продал, не захотел — не продал. Не понравился — не продал пиджак», — говорил Михаил Васильевич. Логику в этих словах найти трудно, особенно на фоне козырной фразы Чечетова о «честных» и «прозрачных конкурсах», проводимых ФГИ — «Танцуют все, лишь бы были деньги».

Если кто-то продает свой пиджак за полцены, отвергая более выгодные предложения других покупателей, его назовут не патриотом, а в лучшем случае, идиотом. Кроме того, «пиджак» был не собственностью Чечетова, а принадлежал всей украинской нации, мнение которой по поводу продажи криворожского комбината никого не интересовало.

Можно по-разному относится к кандидату на пост президента Виктору Ющенко, но его слова о том, что «Криворожсталь», которая строилась десятилетиями, была украдена за одну ночь, очень точно характеризуют сложившуюся ситуацию. Не секрет, что условия конкурса были выписаны таким образом, что кроме двух известных бизнес-персон, никто не мог купить комбинат. Отрезанными от конкурса оказались лидеры мирового сталелитейного бизнеса, в том числе и российские. Никто не возразил бы против того, что два украинских олигарха купили «Криворожсталь», если бы они победили в открытом конкурсе и приобрели предприятие по справедливой цене.

Распродажа предприятий «Укррудпрома», прошедшая в июле-августе этого года и принесшая бюджету «огромную» сумму в 1,44 млрд. гривен (270 млн. долларов), также заслуживает внимания. Дело даже не в том, что список потенциальных покупателей был ограничен законом об особенностях приватизации «Укррудпрома», а в том, как ФГИ обеспечил продажу объектов по явно заниженным ценам. Например, блокирующий пакет акций компании «Сухая балка», производящей в год более 3 миллионов тонн товарной железной руды, был продан за 18 млн. гривен, при том, что чистый доход компании в 2003 году равнялся почти 180 млн. гривен, а чистая прибыль — более 7 миллионов гривен. При этом себестоимость 1 тонны руды, добываемой на «Сухой балке», оценивается экспертами в 6-7 долларов, а реализуется она по 30 долларов за тонну.

Контрольные пакеты акций таких предприятий, как Северный и Центральный горно-обогатительные комбинаты, были проданы совокупно за 60 млн. долларов. То, что эта цена даже отдаленно не похожа на рыночную, показывает простое сравнение: контроль над российским Стойленским ГОКом, который выпускает продукции в год примерно столько же, сколько СевГОК и ЦГОК вместе взятые, стоил Новолипецкому меткомбинату более 600 млн. долларов.

Сейчас Украина стоит на пороге перевыборов президента, и ситуация такова, что победа провластного кандидата совсем не очевидна. Чечетов, судя по всему, учел, куда дуют политические ветры, и готов к уходу со своей должности. Очень похоже, что Михаил Васильевич хочет снова стать народным избранником и получить депутатский мандат. Впрочем, шансов на это очень мало, с учетом багажа, который он накопил за время тотальной приватизации в Украине.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам