Генеральное обновление

Еще за неделю до отставки генерального прокурора в здании на Резницкой по ночам горел свет в окнах. Причем зажигался он уже после того, как Геннадий Васильев покидал рабочий кабинет. Осведомленные источники говорят, что на «тайных вечерях» между прокурорами и политиками шли оживленные консультации. Об их содержании мы узнаем, когда будет названа кандидатура нового главы прокурорского ведомства…

О том, что Геннадий Васильев уже давно не устраивал ни власть, ни оппозицию, открыто шептались как в «генералке», так и за ее пределами. Похоже, что и он сам не особенно стремился сохранить нынешний пост. Еще в сентябре текущего года Васильев заявил о том, что подаст в отставку независимо от того, кто победит на выборах-2004. Услышав это, многие работники среднего звена мечтательно вздохнули. Проблема взаимоотношения низов и верхов в системе прокуратуры возникла в тот момент, когда жесткий стиль поведения «человека донецких» стал причиной появления множества вакансий на «полевом» уровне. За последний год привлекательность должности прокурора района настолько девальвировалась, что желающих потерять запас нервных клеток в ходе контактов с вышестоящим начальством становилось все меньше. В результате часть местных прокуратур не была укомплектована руководящим составом вовсе (там сидели и.о.), а другая половина заполнялась выпускниками вузов, стремившимися отработать госдиплом.

Занятая внутренней кадровой перестройкой всей системной вертикали, «генералка» слабо откликалась на веления времени. Если при Святославе Пискуне общественность регулярно тормошили сообщениями, что со дня на день будут найдены убийцы Георгия Гонгадзе и отправлена за решетку Юлия Тимошенко, то «бойцы гнезда Васильева» об этих резонансных делах, казалось, позабыли вовсе.

Из прокуратуры ушел руководитель следственно-оперативной группы по делу Гонгадзе Юрий Столярчук, на которого Пискун делал ставку и который (арест генерала Пукача тому подтверждение) уже фактически довел расследование до логического завершения. При Васильеве следственная группа Столярчука была полностью переформирована и после отставки Виктора Шокина подчинена Николаю Голомше – бывшему ровенскому прокурору, занявшему пост одного из замов. Голомша также курировал еще одно резонансное дело – Юлии Тимошенко. Именно он официально известил российских коллег о вручении бывшему вице-премьеру повестки. Впрочем, широкому кругу общественности фамилия Голомши стала известна после его скандального увольнения. 30 ноября пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что Николай Голомша был освобожден от должности по решению генерального прокурора за проявление политической заангажированности и ненадлежащую организацию расследования уголовных дел (в частности. дела Гонгадзе). В то же время сам опальный заместитель заявил в интервью «5 каналу», что подал в отставку из-за своей гражданской позиции, которую не поддерживает его руководство.

Не исключено, что «революционный поступок» бывшего ровенского прокурора в сочетании с приятным характером и умением не замарываться даже в порученные ему «грязные» дела позволят Голомше принять участие в «розыгрыше» генпрокурорского кресла. К минусам его кандидатуры относят молодость, отсутствие высоких политических связей и незначительную поддержку внутри прокурорского цеха. Впрочем, насчет последнего фактора говорить трудно, поскольку среди «замученных тяжелой неволей» рядовых сотрудников правового ведомства тоже есть оппозиционеры. И некоторые из них уже успели учинить бунты. Я имею в виду голодовку сотрудницы прокуратуры Житомирской области Леониды Демидович и открытое письмо 50 работников столичной прокуратуры. Причем, последнее совсем не походило на политическую истерику. По словам организатора акции, старшего следователя прокуратуры Киева Алексея Белого, прокурор Киева Ренат Кузьмин, который ранее возглавлял прокуратуру Донецкой области и поддерживает премьер-министра Виктора Януковича, оказывал вопиющее давление на коллектив.

К сожалению, несмотря на эти бунтарские выступления, прокуратура оставалась блеклым пятном на фоне бурной политической действительности. Она отзывалась на ценные указания свыше как заспанная проводница на просьбы клиентов о чае. Потребовали от Васильева возбудить уголовное дело по факту отравления Ющенко – 21 сентября возбудили. А уже 23 октября закрыли его, так ничего и не выяснив. Поручили с Банковой (или уже из Кончи-Заспы) отреагировать на интервью Ющенко британской газете «The Sunday Telegraph», в котором он заявил, что «если старый режим будет стараться вмешиваться любым способом и не будет подчиняться воле народа, мы просто возьмем власть штурмом. Этого ожидает народ…». И Генпрокуратура отреагировала, предупредив лидера оппозиции (официально) о необходимости быть более сдержанным и взвешенным в своих высказываниях относительно захвата власти силой.

Велено было возбудить несколько уголовных дел по сепаратистским высказываниям восточных губернаторов, «анархии» на западе и блокированию органов власти демонстрантами в Киеве, и на Резницкой нехотя опротестовали решения местных советов (от Луганска до Волыни), а также возбудили уголовное дело за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Причем, чтобы не возитьс, уголовное дело направили расследовать в СБУ.

Единственное, на что Васильев не обратил должного внимания – так это масштабные фальсификации выборов. Это разозлило оппозицию, и она дважды вносила в сессионный зал вопрос об отставке генерального прокурора. Но за увольнение Геннадия Васильева один раз проголосовали 209 депутатов, другой – 196. Третий раз голосовать не пришлось…

Теперь самой важной тактической интригой стал выбор временного генпрокурора. Стать и.о., вероятно, поручат одному из заместителей. И скорее всего – первому заму Виктору Кудрявцеву. Парадоксально, но уроженец Донецка и выпускник Харьковского юринститута (как и Васильев) Кудрявцев гораздо теснее связан с кастой эсдеков, чем его бывший шеф. Кстати, это обстоятельство ставит под вопрос возможность утверждения кандидатуры Виктора Викторовича в парламенте в качестве генерального. Вообще, в недрах прокуратуры не так уж много потенциальных сменщиков Геннадия Васильева. Виктор Пшонка считается креатурой уволенного шефа, плюс – он «слишком донецкий». Иван Сибига так и не обжился в роли заместителя: ему гораздо комфортнее было находиться в центре проблем агрофирм на родной Хмельнитчине. Есть, правда, один заместитель, чью фамилию, по слухам, неоднократно называли на «тайных вечерях» – это Ольга Колинько. Ее не зря называют в прокурорских кругах «нашим фениксом» – Ольга Михайловна имеет удивительный талант всякий раз возвращаться к некогда оставленным высотам. Причем, каждый раз при поддержке новых политических сил.

Не исключают осведомленные источники, и прямо противоположного развития кадровой интриги – возвращения на Резницкую не сработавшегося с Ольгой Михайловной Святослава Пискуна. Правда, его возвращение возможно только после выборов, когда желающих возглавить правовое ведомство будет хоть пруд пруди. Из политиков-оппозиционеров, чьи фамилии якобы часто звучали во время «ночных консультаций», упоминают Сергея Головатого, а из нейтральных кандидатур, способных собрать поддержку экс-большинства – Татьяну Корнякову, которая нынче возглавляет Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам