Наука побеждать

В последние два десятилетия по миру прокатилась волна бархатных (и не очень бархатных) революций. Одни были инструментом смены экономической системы – социалистической на капиталистическую, другие – восстанием народа против коррумпированной власти, третьи – результатом несогласия народа с официально зафиксированным результатом выражения его воли посредством выборов. Именно выборы несколько лет подряд становятся причиной и поводом «закипания» народных страстей в разных уголках мира. Все это до боли похоже на «украинский ноябрь».

Все основные, значимые для истории революции произошли в 2000 году. Именно тогда лишились власти президенты Перу Альберто Фухимори, Югославии – Слободан Милошевич, Филиппин – Джозеф Эстрада, Берега Слоновой Кости – Роберт Гей. За два года до этого был свергнут многолетний диктатор Индонезии Сухарто. Его отставка стоила жизни почти 1000 молодых индонезийцев.

Сухарто

Удивительно, но жители Индонезии, которые терпели своего лидера 30 лет, простив ему убийство почти миллиона коммунистов (после победы над левым путчем в 1965 году), недемократический стиль правления, коррупцию, утрату контроля над исламскими сепаратистами и даже конфликт с крупным бизнесом и мусульманской интеллигенцией, вышли на улицы из-за острейшего финансового кризиса, охватившего страны Юго-Восточной Азии, в том числе и Индонезию. Все бы, может быть, и обошлось, если бы не… выборы. Когда президент Индонезии заявил, что уйдет в отставку только после новых выборов и намерен провести перестановки в правительстве, народ отчаялся окончательно. Хотя бы потому, что никто из просвещенных индонезийцев не верил в возможность победы на выборах оппозиции. Не верил и все. Поэтому в Джакарте начались еще более сильные массовые демонстрации с требованиями немедленной отставки Сухарто и проведения демократических реформ. 12 мая 1998 года многотысячную толпу студентов, участвовавших в беспорядках и протестах, расстреляла полиция. В результате расстрела погибли около 1 тыс. человек, и через неделю Сухарто наконец был вынужден уйти в отставку.

Новым главой государства после свержения режима Сухарто был избран Абдуррахман Вахид, а затем в 2001-м, после завершения процедуры импичмента, его сменила Мегавати Сукарнопутри. Ее партия одержала победу в 1999 году: тогда при сумасшедшей явке в 94% за Мегавати проголосовали свыше 80% островитян. Правда, мусульманский мир специфичен. На следующих выборах Партия демократической борьбы потерпела поражение, лидирующие позиции вновь занял «Голкар», в свое время служивший опорой авторитарного режима Сухарто. Местные политологи даже придумали особый термин – САРС (сожаление об армейском режиме Сухарто), отражающий доминирующие настроения в обществе. Индонезийцам опять захотелось сильной руки. Мандат на проведение экономических реформ, выданный первому гражданскому правительству в истории Индонезии, так и остался невостребованным.

Альберто Фухимори

Отстранение от власти перуанского президента Альберто Фухимори очень напоминает развитие событий в Украине. С той лишь разницей, что во время революции в Лиме пролилась кровь. Все началось с того, что победа Фухимори на президентских выборах в Перу в 2000 году обернулась скандалом. В ходе безальтернативных выборов Фухимори еле-еле набрал 50,3 % голосов. Треть перуанцев испортила бюллетени, начертав на них «Нет мошенничеству!». Лидер оппозиции Алехандро Толедо, снявший свою кандидатуру перед голосованием, обвинил кандидата от власти (который избирался уже в третий раз) в подтасовках, репрессиях и диктате. Затем произошло то, что сегодня актуально и для Украины – власти США заявили, что не признают результатов голосования.

Сам Фухимори не терял оптимизма до последней минуты, обещая доказать, что выборы прошли «открыто, честно и в соответствии с международными нормами». Одновременно с этим в Лиме несколько недель не прекращались акции протеста, оппозиция призывала к свержению «диктатора». И хотя большинство экспертов считали такой сценарий маловероятным (перуанский лидер пользовался поддержкой генералитета, контролировал большинство масс-медиа и имел богатый опыт по наведению порядка), неизбежное все же произошло. Мирные демонстрации против инаугурации Фухимори, инициированные Толедо, вылились в противостояние с силовиками. Правоохранительные органы попытались разогнать вышедших на улицы граждан. Полиция применила слезоточивый газ. В ходе столкновений возник пожар в здании Национального банка. Внутри здания в это время находились шесть человек, которые оказались запертыми. В результате все они погибли.

Кроме того, трое демонстрантов были доставлены в больницу с огнестрельными ранениями (двое из них умерло) и 46 с разными травмами. Полиция арестовала 84 человека. И хотя в это время в здании Национального избирательного комитета успешно завершилась инаугурация Альберто Фухимори, вскоре после нее ему пришлось бежать под нажимом возмущенной толпы.

Справедливости ради, надо отметить, что отношение к президенту Фухимори в Перу далеко не было однозначным. Многие перуанцы были благодарны ему за то, что он сумел покончить с гражданской войной, обуздав боевиков-маоистов, вывел страну из разрухи и приструнил торговцев наркотиками. Международную известность Фухимори обрел в 1992 году, разогнав парламент. Тогда мир также осуждал его, но большинство соотечественников поддержало. Но настоящей мировой знаменитостью Фухимори стал после успешной операции перуанского спецназа по освобождению представителей дипкорпуса в Лиме, захваченных террористами в декабре 1996 года. Реакция, впрочем, была противоречивой: правозащитники обвинили президента в том, что он приказал уничтожить даже сдавшихся в плен.

Позднее против бывшего президента и шефа перуанских спецслужб Владимеро Монтесиноса (с бегства которого начался основной скандал, закончившийся отставкой Фухимори) было возбуждено уголовное дело: предполагается, что он получал миллионные взятки за контракты и «откупные» от наркомафии.

Слободан Милошевич

Падение режима югославского президента также связано с выборами. Об этой истории настолько много сказано и написано, что напомним события лишь вкратце. В 2000 году в Белграде события развивались по сценарию, как две капли воды похожему на украинский. Милошевич, по данным сербского ЦИК, побеждал демократического кандидата Коштуницу. Однако подтянутые со всей страны молодые люди штурмом взяли парламент и телевидение, в результате данные были пересчитаны и поменялись в пользу оппозиционного кандидата.

Блестящая операция по свержению Слободана Милошевича была следствием сговора силовиков и представителей «сменщика» – нынешнего лидера Югославии. Тысячи людей с портретами Воислава Коштуницы никогда не захватили бы здание парламента, если бы силы безопасности оказали малейшее сопротивление. До сих пор остается загадкой: предали генералы Слобо добровольно или их заставили его предать. Но факт остается фактом – приказа остановить демонстрантов, врывавшихся в правительственные здания, никто не отдал. Новый президент сменил того, кто давно числился в списках национальных врагов Америки.

Ныне над Милошевичем идет судебный процесс в Гааге. Кроме того, югославская прокуратура до сих пор пытается установить, в какой мере родственники свергнутого президента, участвовали в дележе прибылей от многочисленного бизнеса, которому они покровительствовали.

Джозеф Эстрада

Филиппинского правителя Эстраду свергли с президентского пьедестала вне зависимости от результата выборов. Причиной восстания стало то, что разгневанные народные массы узнали о получении их лидером взяток от воротил подпольного игорного бизнеса на сумму $8 млн. Впоследствии антикоррупционная комиссия установила, что на счетах Эстрады лежит $64 млн. Когда об этом передали по телевизору, армия отказала главе государства в поддержке, и он выступил с официальным отречением. Однако передавать власть не торопился. Народ все подходил и подходил к его резиденции. Наконец, полиция отступила, и толпы филиппинцев ворвались в президентский дворец, спровоцировав бегство Джозефа Эстрады и «освобождение территории» для вице-президентши Глории Арройо.

Впрочем, реальной причиной свержения президента стала объявленная им незадолго до отставки «всеобщая война» с мусульманским повстанцам на Минданао. После разгрома штаб-квартиры Исламского освободительного фронта Моро, лагеря Абу Бакр, произошедшего в июле 2000 года, министр обороны Орландо Меркадо объявил, что «долгая и бессмысленная война наконец-то закончилась». Однако, несмотря на его помпезное заявление, конфликт продолжался. И президенту Филиппин Глории Макапагал Арройо пришлось расхлебывать последствия объявленной Эстрадой «всеобщей войны». Самому Эстраде, по-видимому, сейчас не войны: возбужденное против президента-коррупционера следствие может кончиться для Эстрады печально: преступления, которые ему инкриминируются, караются в его стране смертной

Роберт Гей

Свержение президента Кот-д’Ивуара Роберта Гея открыло путь к власти Лорану Гбагбо, который за 10 лет до того проиграл на выборах Феликсу Уфуэ-Буаньи. В 1990 году Лоран Гбагбо удостоился не более чем 18% голосов избирателей. Следующая попытка стать президентом состоялась лишь в 2000 г., он вновь оказался единственным кандидатом, способным противостоять правящему отставному генералу Роберту Гею. Должно быть, Роберт Гей не принимал кандидата всерьез как достойного противника, поскольку прочие претенденты на президентский пост, в том числе и Алассан Уаттара, были отстранены от выборов по решению Верховного суда.

Вторая попытка оказалась успешной. Выборы президента состоялись 22 октября 2000 года. Их результаты настолько не соответствовали ожиданиям президентствующего генерала, что он решил остановить подсчет голосов и прибегнуть к фальсификации итогов. Подлог был настолько очевидным, что, когда, спустя пару дней, генерал провозгласил себя президентом, хватило призыва Лорана Гбагбо, воспринимавшегося на тот момент народом лидером оппозиции, чтобы население Абиджана восстало и двинулось на штурм президентского дворца. Ценой жизни нескольких десятков человек дворец был взят. Генерал бежал. И уже 26 октября Лоран Гбагбо принес ивуарийскому народу присягу на верность.

Эдуард Шеварднадзе

28 марта текущего года сторонники президента Михаила Саакашвили наконец отпраздновали полную победу на парламентских выборах. Эти выборы состоялись взамен состоявшихся в ноябре 2003 года, которые были объявлены незаконными в судебном порядке. Правда, между двумя голосованиями за депутатов произошло два исторических события: во-первых, состоялась «революция роз», во-вторых, 4 января лидер оппозиции победил на досрочных президентских выборах.

Ноябрьскую революцию в Грузии многие называют примером для Украины, хотя бы потому, что произошла она бескровно. Демонстранты, поддерживающие оппозицию, ворвались в здание парламента Грузии буквально через несколько минут после того, как президент Эдуард Шеварднадзе открыл заседание вновь избранного законодательного органа. Сторонники Шеварднадзе были изгнаны из зала заседаний парламента торжествующими оппозиционерами. Произошли отдельные драки. Но в целом существенного членовредительства не наблюдалось. Шеварднадзе был выведен из здания парламента в окружении личной охраны. Парламент охранялся усиленными подразделениями полиции и внутренних войск Грузии.

Разразившийся политический кризис последовал после парламентских выборов 2 ноября, ход которых вызвал критику международных наблюдателей, а итоги – открытое разочарование западных правительств и, прежде всего, США. Не случайно, «революцию роз» назвали самым ярким протестом населения против фальсификации выборов в последнее время.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам