Боец "поплыл" правильно

Похоже, на конституционной реформе, которая могла изменить политическую систему в Украине в сторону лучшего баланса между ветвями власти, действительно пора ставить крест. В когорте ее сторонников зашаталось одно из самых сильных и постоянных звеньев. Лидер полуживого-полумертвого парламентского большинства (ПБ) Степан Гавриш впервые за много месяцев отказался от оптимистических заявлений относительно обязательного осуществления трансформации Основного Закона. То есть налицо эффект захлебнувшейся атаки, когда командира убили (или он переметнулся на сторону врага), а среди бойцов не нашлось того, кто, рискуя собой, воодушевил бы товарищей на продолжение натиска…

Степан Богданович, который долго стоял на бруствере под огнем, что называется, тоже «поплыл». Комментируя возможность принятия изменений в Конституцию до президентских выборов, он заявил, что у него уже нет того оптимизма, который был раньше. Гавриш также практически обозначил ответственного за срыв не менее ответственной атаки, отметив, что судьба политреформы сейчас находится в руках председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина. А Литвин, как известно, сегодня занят другими делами – упрочением своих позиций по принципу «лучше утка под кроватью, чем спасительное укрепляющее в аптеке». И делает это он даже вопреки тому, что выгода от реформы для него лично была прямая: в случае ее проведения и внезапной отставки президента старшим в государстве оставался бы спикер парламента. Какую еще нужно искать стартовую площадку для карьерно-политического взлета… Но Литвин демонстрирует непонятный альтруизм. И важно хотя бы попытаться выяснить – почему?

Причин такого поворота событий может быть несколько. Во-первых, «усталость металла», из которого сделано большинство депутатов. Проталкивание реформы превратилось в некое беспрерывное прессование депутатского корпуса по всем направлениям, и делали это очень неумело, откровенно и беспардонно очень уж одиозные личности. И депутаты вспомнили. Что они – тоже люди. Во-вторых, многих, не исключено, раздражало, что им не дают достаточных гарантий улучшения их положения после положительного разрешения проблемы конституционных изменений, а на реформе хотят «подняться» самые шустрые и прилипчивые. Эти деятели откровенно раздражали других жаждущих чинов, но более трусливых фигурантов. И Гавриш был среди раздражителей, а не в числе раздраженных. Многие реагировали на его слова, как быки на красное. В-третьих, отказ от реформы может быть элементарной психологической заманухой: мол, вы же видите, никто не требует реформы, а она нужна, так давайте проголосуем. И ведь такой вариант может пройти. Если учитывать все страхи противоборствующих сторон, не желающих, чтобы кто-то в будущем получил нынешние президентские полномочия и начал «косить» по-своему.

Не исключено также, что против реформы сыграл и возможный курс на срыв выборов по любому из возможных сценариев. В этом случае при власти оставался бы Леонид Кучма. А уж как Леонид Данилович любит разговоры о возможном ограничении своих полномочий, и говорить не приходится. Он их терпеть не может. И разговоры. И говорящих.

Важен и фактор Росси в украинских президентских выборах. Сейчас, после невиданного повышения мировых цен на нефть, Кремль может позволить себе обещать и даже оказывать экономическую поддержку любому кандидату в любой стране СНГ – нефтедоллары на это благородное дело всегда найдутся. Прагматичный политик обязан учитывать это обстоятельство и пытаться заручиться поддержкой Москвы. Кстати, и Янукович, и Ющенко это и делали, либо посещая Белокаменную лично, либо направляя туда своих эмиссаров.

Но главной причиной отказа от реформы все же мне лично представляется переориентация на 180 градусов основных ее сторонников из ПБ, которые увидели, что их пусть и формальный, но лидер может получить ВСЕ. А это действующий премьер Виктор Янукович, победа которого в президентской гонке в последнее время не кажется такой уж несбыточной.

Связано это, в первую очередь, с тем, что сторонникам власти могло показаться (или это так и есть на самом деле), что они выигрывают «войну рейтингов». То есть Янукович догнал по популярности лидера так называемой оппозиции из блока «Наша Украина» (НУ) Виктора Ющенко, которого и надо было «обрезать» конституционной реформой. Если он побеждал на президентских выборах. Раньше Ющенко «вставлял» Януковича по рейтингам в пропорции 3 к 1. Но сейчас картина изменилась. Разрыв между основными претендентами на президентский пост сократился до минимума. А оптимисты так и вообще утверждают, что этого разрыва нет вообще. По данным всеукраинского социологического опроса, проведенного 21-27 сентября этого года российским Фондом «Общественное мнение» в 111 населенных пунктах во всех областях Украины по выборке из двух тысяч человек, рейтинги фаворитов гонки сравнялись. В первом туре они равны 32%, во втором – 38%. А если верить российскому политтехнологу Глебу Павловскому, первым озвучившему эти данные, то перспективы у Януковича лучшие. У него выше темпы роста рейтинга и шире возможная база поддержки. В частности, по мнению Павловского, в случае проведения второго тура выборов президента две трети голосов коммунистов могут отойти к Януковичу. К тому же расширилась потенциальная электоральная база ныне действующего премьера – с 32% неделю назад до 34% сегодня. В то время как доля избирателей, допускающих голосование за Ющенко, за этот же период упала с 36% до 34%.

Вот, учитывая эти показатели, а также то, что премьер активно продолжает наращивать темпы «покупки» электората конкретными действиями по наращиванию объемов социальных выплат, сторонники Януковича и решили не урезать его будущих президентских полномочий. Не исключено также, что были проведены тайные «терки», на которых провластные «концессионеры» еще раз подтвердили взятые на себя обязательства до выборов и – это главное! – после них. Сторонники обеспечивают Януковичу восхождение «на трон», а он не трогает их бизнес, одаривает постами и т. д. А чтобы ничего не сорвалось, три главные проянуковичские фракции парламента – «Регионы Украины», «Трудовая Украина» и СДПУ(о) – на всякий случай и поставили парламент на грань кризиса своим отказом принимать участие в его работе.

В пользу этого же предположения говорит и то, как Степан Гавриш собирается дальше проталкивать реформу, что по-прежнему якобы вменено ему в качестве «главной задачи». Он проинформировал журналистов о том, что договорился с лидером СПУ Александром Морозом совместно внести на рассмотрение парламента проект постановления о процедуре принятия законопроекта № 4180 (о политреформе). И в этом спиче мне представляется самым главным слово «процедура». Во-первых, потому что нет лучших способов заболтать любой вопрос в парламенте, чем начать обсуждать пути и способы его решения. С обсуждением процедуры может сравниться разве что создание специальной депутатской комиссии для этих же целей. Тут можно говорить вечно.

Во-вторых, обращает на себя внимание персона, с которой Гавриш решил реформировать Конституцию. А именно Мороз, который всегда рассматривался как некое связующее и коммуникативное звено между ПБ и умеренной или потенциально шатающейся частью «нашеукраинцев» и другими полуоппозиционерами. Времена, когда Морозу верили как «самому честному политику» Украины, уходят в прошлое. Хотя бы потому, что между лидером СПУ и «Нашей Украиной» вбит огромнейший кол недоверия и подозрительности. «Нашеукраинцы» элементарно подозревают Мороза в двойной игре в режиме «подтанцовки Медведчука». Об этом с парламентской трибуны заявил сам Ющенко.

Ну а то, что сделал в славном деле примирения Мороза и Ющенко такой удивительный сторонник последнего, как Евгений Червоненко, – это вообще почти классика разводки и подстав. Не успели лидеры СПУ и НУ объявить о том, что они «помирились», как Евгений Альфредович в эфире «5 канала» обвинил Мороза в том, что ему выгодно отравление Ющенко. Вопрос, как вы понимаете, не только принципиальный, но и в высшей степени болезненный. В переносном и, к сожалению, в прямом смысле. Если раньше Ющенко недопонял пристрастия Мороза к гастрономическим комментариям своего меню и обиделся по-крупному, то после слов Червоненко «надулся» уже Сан Саныч. А его сторонники потребовали официальных разъяснений позиции Ющенко. Согласитесь, обида, недоверие и подозрительность – не самые лучшие помощники в успешных переговорах. На любую тему. А здесь ведь обсуждаются по большому счету судьбы страны и личные интересы фигурантов.

И, конечно, мне могут сказать, что Мороз и Ющенко – серьезные политики, а, следовательно, для всеобщего блага могут утрясти «непонятки». Не спорю. Могут. Но ведь в великом деле трансформации Конституции наблюдается откровенный цейтнот. Сам упомянутый законопроект 4180 находится еще в Конституционном суде, и неизвестно, когда он попадет в парламент. А руководитель избирательного штаба Януковича Сергей Тигипко тем временем предложил НУ свой вариант компромисса в вопросе реформы – взять на себя обязательства провести реформу аж в 2006 году. Все! Как по мне лучше обрисовать перспективу можно лишь в том случае, если прямо сказать: «Да на кой она нам сдалась»…

…Могут меня спросить и о том, что, мол, а как же быть с Гавришем, опять меняющим ориентацию, как эта переориентация скажется на его имидже и перспективах? Согласен, политик не должен флюгерничать со своими взглядами. Но, с другой стороны, Гавриш всегда заявлял, что он не руководит ПБ, а только координирует его работу и выполняет поставленную задачу. Кто может сегодня точно уточнить, какие у Гавриша задачи? Только он сам. Но он сказал то, что сказал…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам