Парламентский эксгибиционизм

Вчера вечером «большевики» ходили к президенту. Не все, конечно, а только те, кто остался и хранит верность виртуальной коалиции. Проигнорировали приглашение аграрии и представители группы «Центр». Все логично: эти люди приостановили свое членство в большинстве и, соответственно, не интересуются, что в нем (в ПБ то есть) происходит. Пусть это волнует Степана Гавриша, который с маниакальным упорством продолжает утверждать, что большинство существует и насчитывает 230 «штыков». Для обоснования этого факта Степан Богданович нашел крайне убедительные аргументы. Там говорится что-то о штанах. Смысл примерно такой: «если вы приспустили штаны, это не значит, что вы их сняли…».
Трудно не согласиться с координатором несуществующей коалиции. Действительно, приспущенные брюки снятыми не считаются. Как и одетыми. Их можно вернуть «взад», а можно остаться и без них. Как карта ляжет. Никто, правда, не знает, чем закончится «большевистское» разоблачение, но пассаж о штанах все запомнили. Некоторые обиделись, потому что не слишком приятно чувствовать себя человеком, чей «тыл» обнажен на виду у всех. Это уже какой-то эксгибиционизм получается. Политический.

Но и Степана Богдановича можно понять: он сильно нервничал, поскольку на его плечи легла вся ответственность за несохранение правительственно-парламентской коалиции. Именно его на «тайной вечере» члены большинства обвинили в развале ПБ, и Степан Богданович, как рассказывают, «выгреб» по полной программе. Как и лидер фракции донецких Раиса Богатырева, которая, по свидетельству очевидцев, вышла чуть не плача из первого кабинета страны и отказалась беседовать с прессой. А вот Гавриш согласился прокомментировать ситуацию, используя при этом полунормативную лексику. Погорячился, в общем. Что же касается самого президента, то он хоть и дал волю чувствам во время беседы с оставшимися «большевиками», но в официальной версии его слова интерпретированы так: «президент не драматизирует ситуацию в ВР и считает ее внутренним делом парламента». Действительно, чего Кучме драматизировать? И большинство, и конституционная реформа, и выборы – это теперь личное дело единого кандидата. Вот пусть он и беспокоится…

Об этом после совещания лидеров фракций бывшего большинства у Кучмы заявил руководитель парламентских эсдеков Леонид Кравчук. «Президент спокойно отнесся к тому, что происходит в парламенте», – сказал Леонид Макарович. «Никаких эмоций он не проявлял. Просто сказал: «Ну, досадно, что люди не понимают, что большинство и реформа нужны не президенту, а Украине. Досадно. Но если не понимают, то мы же не будем все ставить с ног на голову», – добавил первый президент. Кравчук также привел слова Кучмы: «Если политреформу большинство и те, кто причастны к нему, считают, для себя не актуальной, – это их вопрос». «Президент сказал, что он не будет лично заниматься политреформой. Говорит: «Я не занимался лично, и не буду заниматься. Есть премьер, есть часть большинства», – отметил шеф парламентской фракции СДПУ(о).

В общем, президент Кучма дал понять, что парламентский кризис, проблемы большинства и конституционные преобразования – забота Виктора Федоровича. Если он не справится, Кучма не виноват. Решить проблему можно двумя способами. Первый: распустить парламент. Второй: уволить спикера Литвина. По крайней мере, так считают объединенные социал-демократы. По словам Кравчука, «во всем мире, если складывается такая ситуация в парламенте, то президент, если имеет полномочия, распускает его». Однако, «трогать» парламент возможности нет – она была утеряна за полгода до начала избирательной кампании. Остается второй вариант: «убрать» главный парламентский раздражитель – спикера. Этим вопросом уже занимаются некоторые товарищи: в Верховной Раде идет сбор подписей за отставку Владимира Михайловича. Именно у эсдеков есть относительно легальный способ ротации президиума. Александр Зинченко, бывший член СДПУ(о), как известно, занимает «не свое место». Он больше не социал-демократ, скорее наоборот: Александр Алексеевич корректирует российский вектор в штабе Ющенко. В общем, страшно далек он от СДПУ(о), которой принадлежит квота вице-спикера ВР. А поскольку руководство парламента выбирали «пакетным методом», то эту же технологию можно использовать и при запуске обратного процесса.

К слову, координатор несуществующей коалиции Степан Гавриш, оправившись от первого шока, уже успел обвинить председателя Верховной Рады в содействии распаду парламентского большинства. Видимо, кто-то подсказал виртуальному координатору правильное направление мысли: акцентировать внимание следует не на количестве членов ПБ, а на том, кто способствовал кризису парламентско-правительственной коалиции. В результате, шеф 187 «большевиков» больше не упоминал о нижней части мужского костюма. Он четко назвал главного виновника ситуации. Прямо так и сказал: «Председатель Верховной Рады Украины сделал все, чтобы большинство распалось». Координатор ПБ считает, что парламентское большинство «было обречено на максимально техническую функцию в отношениях с председателем Верховной Рады, и попытка найти какой-нибудь диалог, была невозможна изначально». По его словам, после заявления фракции Народной аграрной партии Украины о приостановке членства в парламентском большинстве «стало понятно, что председатель максимально дистанциируется от большинства». «Политическая реформа, которая фактически находится в его руках, не имеет никаких перспектив, пока Литвин лично публично четко не заявит, что он готов ее поддержать», – заявил Степан Богданович.

Иными словами, «мяч» переброшен на поле спикера, и Владимир Михайлович должен реагировать. Некоторые его соратники по партии считают, что в этой ситуации было бы уместней всего встретиться Владимиру Михайловичу и Леониду Даниловичу и обо всем договориться. Хороший вариант, но практически нереальный, учитывая, кто контролирует вход и выход из кабинета №1. Этого человека называют антикризисным менеджером и совершенно справедливо, поскольку он является признанным специалистом по созданию проблем, вроде той, что сложилась сегодня в законодательном органе страны. При этом у него чистые руки и невинные глаза. Вся его фракция, как один, заявляет, что эсдеки тут ни при чем. Кто вывел людей из ПБ и «взорвал» парламент? Лидер аграриев. Благодаря кому тормозится конституционная реформа? Благодаря Литвину. Кто инициировал создание мониторинговой комиссии, намеренной контролировать ЦИК и прозрачность избирательного процесса? Спикер. Другими словами, Виктора Федоровича тактично подводят к тому, чтобы он понял: главный его противник на современном этапе никакой не Ющенко (тот минимальный разрыв в несколько процентов, который еще сохраняется между двумя Викторами, сократить не представляет технологического труда), а совсем другой человек. Владимир Михайлович Литвин. Если Виктор Федорович умный человек, он все поймет правильно. И начнет действовать. Принцип «катка» еще никто не отменял.

При таком раскладе невероятно трудно формировать спикерскую коалицию, о создании которой так много говорилось. Да, «Центр», промышленники Кинаха, НДП и НАПУ уже приняли «боевую стойку», но пока в ней же и остаются. Ждут интересных предложений. От единого кандидата, которому все они дружно (а Валерий Пустовойтенко и лично) помогают. Если ничего не предложат – уйдут. Сначала из большинства. Потом, возможно, к Ющенко. По крайней мере, с «центристами» на этот счет уже велись переговоры. С лидером аграриев обещал встретиться Янукович. С Анатолием Кинахом он уже говорил. Многие по-своему пересказывают содержание диалога двух кандидатов. Отдельные несознательные товарищи намекают на какие-то повреждения и крутой нрав премьера, но все сходятся в одном: Анатолий Кириллович твердо решил и дальше эксплуатировать образ «третьей силы». Поэтому трудно предсказать, чем закончится общение спикера и главы правительства. Потому что вырисовывается перспектива отставки Януковича с премьерского поста. Почему бы нет? Кабинет Виктора Федоровича как бы базировался на коалиционной поддержке части парламента. Представители фракций и групп большинства делегировали свои лучшие кадры в Кабмин, на работу. Не все, конечно. Теперь появилась возможность отзыва кабминовских трудящихся обратно. Все очень просто: нет коалиции, нет и правительства.

Однако есть свои сложности. Во-первых, коалиционный договор – это, по большому счету, номинальный документ. Генеральная репетиция работы правительства в новых конституционных условиях. Никакой юридической или другой нагрузки это соглашение между «большевиками» и Виктором Федоровичем не несет. Отправить премьера в отставку может только президент. А вот выразить недоверие Кабмину способен и парламент. Но не раньше апреля-2005. До этого срока на премьера распространяется парламентская «неприкосновенность». Предвидя, что ситуация осенью может обостриться, Виктор Федорович подстраховался и еще в апреле предложил на утверждение депутатам правительственную программу-2. И не прогадал: теперь он защищен от посягательств как со стороны проющенковских сил, так и со стороны «своих». Вроде бы все должно быть спокойно, но Виктор Федорович все равно нервничает. Время сейчас такое, все волнуются: Гавриш, Богатырева, Янукович, Литвин, Медведчук… И только Кучма спокоен. Вроде бы.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам