Операция "антиинфляция"

10 сентября Совет НБУ намерен утвердить Основные принципы денежно-кредитной политики (ОПДКП) на 2005 и внести изменения в аналогичный документ на текущий год. Если с утверждением ОПДКП будущего года все ясно – это делается в соответствии с законом о Нацбанке, то пересмотр нынешнего показателя означает одно: власть смирилась с мыслью о неизбежности инфляционного всплеска. В результате интересен не сам факт корректировки «Основ…», а то, какие меры НБУ будет применять к банкам после того, как придет к новым выводам. Именно этот вопрос интересует сейчас банкиров больше всего…

Как сообщил журналистам анонимный представитель аппарата Совета НБУ, изначально на заседании 10 сентября Совет НБУ планировал рассмотреть только вопрос о принципах денежно-кредитной политики на 2005 год. Однако в среду, 1 сентября, правление Нацбанка предложило Совету также пересмотреть принципы на 2004. Другими словами, инициатива корректировки идет не от Анатолия Гальчинского, возглавляющего Совет НБУ, а от исполняющего обязанности председателя НБУ Арсения Яценюка. Он подтвердил это, заявив журналистам, что правление Нацбанка действительно выступило с инициативой пересмотра «Основ…» в связи с существенным изменением макроэкономической ситуации по сравнению с ожидаемой в начале года.

«Денежно-кредитная политика в начале 2004 года утверждалась…из расчета 4,8% роста ВВП, сегодня мы имеем за 13% и прогнозируемый до конца года 12%. Позитивного сальдо текущего счета платежного баланса рассчитывалось в пределах $2 млрд., а мы уже сегодня имеем $4,7 млрд…». Однако главное, что сказал Яценюк, так это следующее: «в сложившейся ситуации отмечается быстрый рост монетарных агрегатов (денежной базы и денежной массы) и существует необходимость сдерживания такого роста во избежание инфляционных всплесков…».

О механизмах сдерживания инфляции можно только догадываться, учитывая, что в последнее время временное руководство Нацбанка проявляет недюжинную фантазию. Итак, перечислим причины инфляции, о которых уже писалось не раз. Первая и главная из них – рост цен на энергоносители в мире и в Украине. Это несколько разные вещи. Мировая стоимость барреля нефти выросла c $34,5 в мае до $47 в августе. Но при этом Россия, начиная с 1 июня, повысила пошлину на экспорт нефти в Украину с $36,8 за тонну до $42,2. И это уже инфляционный фактор персонально для нас. Раз подорожала нефть, то повысилась себестоимость аграрной продукции и услуг (например, перевозки). Об этом специалисты тоже не раз говорили.

Еще до решения Правления НБУ настаивать на пересмотре ОПДКП, о необходимости изменения показателя инфляции выступило Министерство экономики. Они предложили поднять планку с 5,8% или 6,3% до 7%. Впрочем, это не предел пессимизма, поскольку в худшем случае инфляция может дойти до 11-12%. К слову, прошлогодняя инфляция составила 8,2%, а в год выборов обесценивание национальной валюты – обычное явление в связи с выбросом на «рынок» социальных выплат и «загашников», предназначенных для финансирования агитационной работы.

Более того, представители ряда экспертных организаций, в частности Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) предсказывают еще большее повышение цен, связанное с выборами. «Мы ожидаем шаблон поведения потребителей, который видели в 1999 году, когда в следующем после выборов квартале был существенный рост потребления и значительный прыжок инфляции», — говорят эксперты.

Теперь возникает вопрос, что в этой ситуации будет делать Нацбанк, которому велено поддерживать стабильность курса отечественной денежной единицы по отношению к иностранным валютам? Он уже инициировал введение механизма ежедневного обязательного резервирования на корсчетах банков в Нацбанке от 20% до 60% от общей суммы обязательного резервирования предыдущего периода (на данный момент период резервирования составляет 1 месяц). Причем, основной целью этого решения было удалить причины возникновения значительных колебаний на ресурсном рынке в периоды выполнения норм обязательного резервирования.

Кроме того, Нацбанк повысил учетную ставку до 7,5%, вероятно, полагая, что это отразится на инфляции. Согласно экономической теории при угрозе роста цен должен быть ограничен приток денег в экономику. Делается это путем повышения процентных ставок по кредитам (тогда невыгодно брать ссуды). Однако почти все аналитики сходятся во мнении, что никакого регуляторного влияния данная метамарфоза не имела. Единственное, что она изменила, так это соотношения кредитов валютных и гривневых: последних стало меньше. Какие шаги будут следующими – увидим в ближайшее будущее.

Зато стало известно, что Совет НБУ решил не отставать от инициативного Правления. Анатолий Гальчинский заявил о намерении отменить обязательную продажу 50% валютной выручки, мотивируя это тем, что в нынешних условиях резкого притока валюты на внутренний рынок и монопольного права НБУ на выкуп избыточного предложения может привести к дальнейшим деформациям на денежном рынке.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам