Удар под крыло

По украинскому контракту с НАТО, суть которого заключается в использовании самолетов «Руслан» для лизинговых рейсов Альянса, нанесен очередной удар. И нанесла его все та же злосчастная «TMR Energy Ltd». Именно благодаря ее усилиям судебный исполнитель арестовал в брюссельском аэропорту «Мельсброек» транспортный самолет Ан-124-100, который должен был доставить в Кабул грузы для бельгийских солдат из состава международных войск ISAF. Этот самолет тоже был зафрахтован НАТО…

Летом прошлого года украинский Ан-124-100 «Руслан» был избран в качестве основного транспортного самолета для стратегических перевозок в интересах НАТО до 2010 года (когда будет введен в эксплуатацию новый европейский транспортный самолет А400М). Об околотендерных интригах мы рассказывали в материалах «Крылья Европы made in Ukraine» и «Крылья Европы made in Ukraine-2».

Украинский самолет победил в тендере основного и единственного соперника – американский «C-17 Глоубмастер» главным образом благодаря дешевизне лизинга. Если американские самолеты обошлись бы европейцам в сумму от $3 млрд. до $5 млрд., то наши стоят ровно $1 млрд. на 5 лет. Министр обороны Германии Петер Штрук по этому поводу сказал журналистам: «Приоритет однозначно – за самолетами Антонова, поскольку после всех проверок они оказались самым дешевым решением».

Еще одним аргументом в пользу именно украинского самолета стал трагический «прокол» основного соперника в тендере – российской группы компаний «Волга-Днепр». Как известно, 26 мая 2003 года в Турции разбился самолет Як-42 украинской компании «UMAir» с 62-я испанскими миротворцами на борту. Фактически был погублен цвет испанского спецназа, самые подготовленные парни, которые прошли афганскую войну и возвращались домой, где их ждали непростые будни (вспомним террористические выходки баскских сепаратистов). Так вот, авиакомпания «UMAir» выполняла перелет в рамках программы НАТО как субконтрактер российской «Волга-Днепр». После случившегося по этическим нормам европейского бизнеса у «Волга-Днепр» просто не было шансов победить в тендере.

Как бы там ни было, но победа «антоновцев» уже стала фактом, правда, пока еще фактом недалекого будущего. Конкретнее – 2005 года. Именно тогда начнется формирование подразделения стратегической переброски сил быстрого реагирования НАТО, которое будет состоять из украинских самолетов Ан-124К. А пока НАТО «разминается», используя наши самолеты для разнообразных транспортных перевозок.

Понятно, что выигрыш украинцев понравился не всем: $1 млрд. на дороге не валяется. Поэтому сейчас делается все, чтобы доказать – наши самолеты летать не смогут. Не по техническим причинам, а по юридическим. Более того, если у спецов из секретных служб еще полгода назад сохранялись иллюзии относительно того, что кипрская компания «TMR Energy Ltd» просто хочет поиметь от нас «отступные», то теперь все стало ясно. Фирма стала прекрасным инструментом исковых технологий для того, чтобы вывести Украину из контракта. Ведь если пару самолетов арестуют, у нас просто не хватит машин для того, чтобы выполнить договорные обязательства: парк самолетов не резиновый.

Не случайно также особое внимание уделено именно тем «АНам», которые работают на НАТО. Напомним, что самолет Ан-124-100 «Руслан», государственный регистрационный знак UR-82007, серийный номер 19530501005 (с которого все и началось), арестованный в Канаде 26 июня 2003 года, тоже выполнял рейс по заданию НАТО. Что было дальше – известно. 23 декабря судья Федерального суда Канады Мирель Табиб приняла решение продать «Руслан» в рамках обеспечения иска упомянутой кипрской компании к ФГИУ. Таким образом, канадским судом был создан важный прецедент, по которому любая собственность любого украинского государственного предприятия может быть отчуждена для обеспечения исковых требований любой зарубежной компании к любому другому госпредприятию или государственному органу. Стоимость арестованного в Канаде «Руслана», построенного в 1988 году, не превышает 25 миллионов долларов.

Единственное, что внушает оптимизм, так это практическая невыполнимость решения канадского суда: вряд ли найдется покупатель, который захочет решать многочисленные юридические и технические вопросы, необходимые для успешной эксплуатации злополучного «Руслана». А продажа машины на металлолом не удовлетворит и сотой части требований кипрской компании TMR к Фонду госимущества Украины, в обеспечение которых и был арестован самолет третьей стороны. Прямого отношения к конфликту не имеющей.

Вопрос, почему Украина проиграла канадский суд, почти риторический: есть «агентурная информация», что судья Мирель Табиб, принявшая решение о продаже самолета, раньше работала в адвокатской компании, которая вела судебные процессы против «Бласко». И у нее сохранилась обида как на украинское правосудие и адвокатов, так и на отдельных его представителей, занимающих ныне высокие государственные должности. Поэтому судьба бедного «Руслана» – это вопрос большой политики и неординарных женских эмоций.

После «Руслана» жертвой исковых технологий киприотов стал счет украинского посольства в Тель-Авиве. Однако посольство их не интересовало, поскольку не участвует в НАТОвском контракте, посему решение о блокировании счетов было легко «отбито» через суд. Затем настала очередь кораблей. В апреле текущего года в одном из французских портов был задержан сухогруз компании «Торговый флот Донбасса». Суд города Онфлю арестовал судно «Фатеш», принадлежащее компании, опять же по иску «TMR Energy Limited». «Фатеш» – балкер грузоподъемностью 15 тысяч тонн, был зафрахтован иностранной компанией, и из-за его ареста «Торговый флот Донбасса» потерпел убытки в размере $10 тыс. Сколько было потрачено на юридическую защиту, мы не знаем, но «TMR Energy Limited» вскоре отступила от своих требований. Судя по всему, морские сухогрузы ее не интересовали: ведь они тоже не работают с НАТО.

А вот «бельгийская Одиссея» может затянуться, как и канадская. Пока экипаж авиалайнера отказывается покинуть борт и отдать документы на воздушный транспорт администрации аэропорта. После длительных переговоров летчикам были доставлены вода и продукты. В НАТО официально не комментируют ситуацию с задержанием самолета. А посольство Украины в Брюсселе в связи с инцидентом потребовало объяснений от МИД Бельгии, который, в свою очередь высказал обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации. Дело в том, что согласно бельгийскому законодательству, правительству страны запрещено вмешиваться в разрешение юридических конфликтов частного порядка.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам