Первая кровь в горах

В ночь с 11 на 12 августа 2004 года в зоне грузино-южносетинского конфликта начались взаимные обстрелы территорий, и пролилась первая кровь. По противоречивым данным из Тбилиси и Цхинвали есть убитые и раненые с обеих сторон, которые привычно обвинили в кровопролитии друг друга. Но Тбилиси привычно перевел стрелки еще и на Москву: она, дескать, потворствует сепаратистам. При этом Грузия двинула в зону конфликта тяжелую бронетехнику. Южная Осетия укрепляет оборонные позиции на подступах к столице и готовит общую мобилизацию, а Москва предлагает сесть за стол переговоров…

«Должны быть выполнены договоренности о выводе незаконных формирований из зоны конфликта, согласованные в рамках Смешанной контрольной комиссии, а также в ходе встреч министров обороны России и Грузии в Москве 10-11 августа», — заявил первый замглавы МИД России Валерий Лощинин.

Эти события вполне могут стать прологом полномасштабной войны, которая, к сожалению, полностью впишется в общую канву внешней политики официального Тбилиси, направленной на «собирание земель». Все к этому шло давно.

Антироссийский психоз – именно так можно охарактеризовать на сегодня политическую ситуацию в Грузии. Пока военные готовятся сбивать российские самолеты и топить корабли с российскими туристами, направляющиеся в Абхазию, грузинские парламентарии, из числа команды президента Саакашвили, щеголяя американскими камуфляжами, форсированно проходят военные сборы и демонстрируют населению собственную готовность к бою с врагом. Тональность заявлений же самого Михаила Саакашвили в адрес России настолько радикальна, что в грузинском обществе уже шутят – «скоро будем штурмовать Москву».

Очередная антироссийская истерия началась с неожиданного заявления президента Грузии, который перед отъездом в США внезапно пригрозил российским туристам, проводящим летний отдых в Абхазии. «Территория, которая полита кровью грузин не место для ваших шезлонгов. Эта зона конфликта и пока он не урегулирована, забудьте об Абхазии. Если же вы все же попытаетесь попасть туда на корабле, будьте готовы к тому, что произошло с турецким сейнером (за неделю до этого заявления грузинскими пограничниками был обстрелян турецкий корабль, направляющийся в Сухуми). Когда конфликт будет улажен, мы будем рады вас принять, и вы сможете тратить свои деньги на наших курортах. До тех пор же мой приказ стрелять по всем, кто попытается попасть в Абхазию остается в силе», — заявил Саакашвили.

Москва немедленно отреагировала на угрозу грузинского лидера. Пафос заявления российского внешнеполитического ведомства был таков: если ищите неприятностей, то попробуйте. Не осталось безучастной и Госдума, которая приняла очередное заявление по Грузии. А находящийся в Штатах Саакашвили еще раз повторил свои угрозы, но уже в компании с госсекретарем США Колином Пауэллом.

Еще больше ситуация стала обостряться после заявления Саакашвили, сделанного им по возвращении из США. Президент рассказал журналистам, что в его отсутствие российские военные самолеты, то и дело бороздили воздушное грузинское пространство. Теперь уже президент пригрозил, что будет сбивать и российских летчиков, которые без ведома грузинских властей вторгаются в небо Грузии. Москва же ответила стандартно – российские самолеты не нарушали воздушных границ соседнего государства. Дальше обвинения пошли по стандартной схеме – поддержка сепаратистов, антигрузинские настроения и вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

Причина такого обострения отношений с Москвой предельно ясна. Грузинский лидер пытается начать процесс восстановления территориальной целостности Грузии, что закономерно. Однако события развиваются не так, как желает того Саакашвили. Кокойты не собирается убегать подобно Аслану Абашидзе, а Владислав Ардзинба вообще игнорирует все заявления официального Тбилиси и готовит свою самопровозглашенную республику к президентским выборам. Поддержка Саакашвили внутри Южной Осетии минимальна, а в Абхазии вообще равна нулю. Причина тому – реально существующий этнический конфликт. А Москва, которая традиционно, привыкла консервировать подобные конфликты и получать максимальные дивиденды, играет свою игру под названием «сохранение собственного политического влияния». Молодой и импульсивный грузинский президент, который пока еще не столь искушен в политике, вместо того чтобы искать общий язык с Кремлем решил оказать давление на Россию. Но его заявления и действия больше напоминают «истерику ребенка, которому не купили игрушку в магазине». Но несмотря на это грузинский президент пытается быть оптимистичным и обещает населению, что через три года Грузия станет такой же независимой от России страной, как прибалтийские республики.

Помимо этого Саакашвили полным ходом общается с представителями иностранных СМИ, и специально для них на днях даже устроил совещание с силовиками, на котором детально были разобраны все факты нарушения границ Грузии. Именно на этом совещании президент попытался смягчить свою позицию в отношении России. «Должны начаться немедленные консультации на всех уровнях с российским руководством с тем, чтобы исключить повторение провокационных инцидентов, которые имели место в течение последних недель на наших границах. Мы будем делать все для защиты своего суверенитета и границ. В случае сохранения и уважения рамок суверенитета и территориальной целостности Грузии, у нас с Россией не существует не решаемых вопросов. Россия должна рассматривать себя, как гарант мирного решения всех вопросов в регионе, и сильная Россия таковой и будет. Происходящее же в Южной Осетии — это проявление слабости и неуверенности России. В течение последней недели российские военные самолеты трижды нарушали в районе Цхинвальского региона воздушное пространство Грузии. Что же касается морского сообщения с Сухуми, никто не намерен наносить вред российским туристам, однако нарушения морской границы будут пресекаться. Службе береговой охраны даны четкие инструкции, как пресекать нарушения на море. Все вопросы, связанные с защитой госграниц, остаются в рамках международного права, и Грузия никогда не пыталась использовать силу против мирных граждан или туристов. Сегодня у Грузии есть все возможности сохранять в неприкосновенности свои воздушную, морскую и сухопутную границу, и мы используем силу, когда этого потребует необходимость, но пока Грузия пытается использовать только лишь политические методы для защиты своих границ», — заявил Саакашвили.

Подобный «разнобой» в заявлениях Саакашвили вызывает определенное непонимание. Президентство Саакашвили началось с желания наладить дружественные отношения с Россией. В Грузии еще не забыли, оптимистические и мажорные заявления молодого лидера что, наконец, между двумя странами наладились прозрачные отношения, в которых не присутствует политики двойных стандартов. Хотя еще в то время, эксперты предупреждали Михаила Саакашвили, что с Россией надо вести постоянный диалог и пытаться найти общий язык с Москвой, для того, чтобы проблема восстановления территориальной целостности Грузии была бы и в интересах Кремля. Но имена проблема утерянных территорий окончательно разрушила вроде бы налаживающиеся отношения. Всего через 4 месяца Саакашвили поменял на 180 градусов все свои оценки в адрес России.

Неадекватная эйфория сменилась неадекватной конфронтацией. Но в реалиях, если ничего не говорить о недопустимом для дипломатии дискурсе со стороны грузинского правительства, сложно поверить что официальный Тбилиси «рискнет» открыть огонь по России. Все это еще раз указывает, что рациональная политика в отношениях с Россией для Грузии вновь остается желаемой целью. Всем предельно ясно, что восстановление территориальной целостности Грузии – самый болезненный вопрос для грузинской власти. Тем более что именно вопрос президент объявил своей главной политической задачей. Естественно, и грузинское общество единодушно – страна должна объединиться. Но Саакашвили и его команда пытаются разрешить эту сложную проблему с помощью форсированного экспорта батумской и тбилисской модели революции. Однако факты упрямы — такого массового недовольства местного общества в адрес Эдуарда Кокойты в Южной Осетии или же Владислава Ардзинба в Абхазии, как это было в адрес Эдуарда Шеварднадзе и Аслана Абашидзе, не существует. Так что на этом этапе «бархатные революции» в Южной Осетии и Абхазии — это иллюзии грузинских властей. Иллюзия и то, что Грузия сможет добиться желаемого результата путем вооруженного противостояния с мятежными автономиями и конфронтации с Россией.

Разрешение конфликтов на территории Грузии возможно только лишь путем переговоров и международного давления на Южную Осетию и Абхазию. Эффективное давление же может оказать только Россия. Но для того, чтобы получит желаемый результат, нужно проводить целенаправленную и хорошо рассчитанную политику, которая может занять годы. У Саакашвили, как видно, не хватает терпения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам