Шалости неудачников

30 лет назад произошло событие, которое до сих пор не имеет аналогов в истории. 37-й президент США Ричард Никсон объявил о своей отставке. Причиной этого стали неблаговидные действия республиканцев во время предвыборной кампании 1971-72 годов. Точнее установка подслушивающей аппаратуры в отеле «Уотергейт», где тогда находился штаб демократов. Разразившийся политический скандал назвали Уотергейтским. А заварили кашу двое репортеров «Вашингтон Пост» Карл Бернстайн и Боб Вудворт. Сегодня, в юбилей «Уотергейта» стоит вспомнить, как это было…

На самом деле, юбилей был вчера. Ричард Милхауз Никсон подал в отставку и покинул Белый дом 8 августа 1974 года. Но, учитывая разницу в часовых измерениях Америки и Европы, вспоминают о нем и его героях именно сегодня. Кстати, о героях. Имена некоторых из них почти не знают. А жаль: именно они и были «двигателями исторического скандала».

Скажем, Фрэнк Уилле – один из охранников отеля «Уотергейт», сотрудник фирмы «Дженерал секьюрити сервис». Молодой негр, недоучка и неудачник, работавший, где попало, часто вовсе без работы, вышел на вахту в субботу 17 июня 1972 года. Совершая свой первый обход, в подвальном этаже одного из уотергейтских зданий обнаружил незапертые двери, язычки их замков были прижаты клейкой лентой. Устранил непорядок, отодрав ленту и сунув ее в карман. При втором обходе ему пришлось удивиться: на тех же дверях в замках опять была клейкая лента. Ночной сторож вызвал полицию.

На шестом этаже полицейские обнаружили и арестовали пять человек — в помещении национального комитета демократической партии, с фотоаппаратами и устройствами для подслушивания. Именно наблюдательность Фрэнка Уилле положила начало уотергейтскому кандалу. А люди, которые его спровоцировали – четверо натурализированных кубинцев и один бывший агент ЦРУ (тоже неудачник) – стали живым доказательством преступных намерений республиканцев. Их звали Виргилио Гонзалез, Юдженио Мартинез, Франк Стургис, Бернард Баркер и Джеймс Маккорд. Маккорд – отставной сотрудник ЦРУ и ФБР, служил начальником службы безопасности Джона Митчелла, шефа комитета по переизбранию президента Никсона. Кроме, Маккорда в подготовке операции участвовали адвокат комитета Гордон Лидди и Джон Дин – личный адвокат Никсона. Оба они имели ЦРУшное прошлое.

На судебном процессе 1972-73 года все семеро признали себя виновными, но отказались сообщить, был ли кто еще замешан в деле. Однако в конце марта 1973 года Джеймс Маккорд заговорил, надеясь на смягчение приговора, и назвал заказчиком операции Джона Митчелла, а инициатором Гордон Лидди. Именно Лидди предложил взять под «электронный колпак» съезд демократической партии, то есть осуществить перехват радиотелефонной связи с борта специально оборудованного самолета. Проект также включал в себя похищение документов с целью снятия с них копий, формирование спецгрупп для похищения вожаков радикальных группировок, которых надлежало накачать наркотиками и переправить в Мексику. Далее предусматривалось создание ударных подразделений для разгона демонстрантов, использование проституток с целью дискредитации политиков-демократов на специально оборудованной яхте, где все сексуальные оргии были бы запечатлены на видеопленку, и, наконец, вывод из строя кондиционеров в здании, где должен был состояться съезд демократов. Стоимость проекта оценивалась примерно в миллион долларов.

Более того, до «Уотергейта» Лидди и еще один фигурант скандала Говард Хант мотались по стране, занимаясь весьма рискованными делами. Например, в Лос-Анджелесе они пытались выкрасть документы, которые должны были безнадежно скомпрометировать сенатора-демократа Маски. Эта афера сорвалась. В Колорадо должны были убедить лоббиста ИТТ (телефонно-телеграфной компании) Биэрда отказаться от авторства меморандума, который, по мнению обозревателя Джека Андерсона, подтверждал факты коррупции в республиканской администрации. Затем 24 марта Хант и Лидди за ланчем в отеле «Хэй Адамс», напротив Белого дома, встретились с неким бывшим сотрудником ЦРУ, врачом по профессии. На этот раз они обдумывали, как лучше «остановить Андерсона». Среди прочих была и идея физической ликвидации журналиста.

Но все получилось наоборот. Журналисты как раз и обеспечили политическую «ликвидацию» целого ряда политиков. Боб Вудворд и Карл Бернстайн — ныне мегазвезды политической журналистики. Вудворд каким-то образом достал записную книжку Маккорд. Листая ее, он наталкнулся на запись: «Г. Хант». И рядом карандашом приписаны две буквы: «Б. д.». Когда журналист позвонил в Белый дом («Б. д.») и как ни в чем не бывало попросил мистера Ханта, глупая секретарша ответила: «Извините, но мистера Ханта сейчас нет на месте, его можно найти по номеру…». Тогда Боб Вудворд набрал указанный ею номер и спросил у мужчины, поднявшего трубку: «Сэр, вы знакомы с Джеймсом Маккорди – обвиняемым по уотергейтскому делу? Если скажете «нет», я уличу вас во лжи…». «О, Боже!» — ответил человек на том конце провода и бросил трубку.

Вскоре неугомонные Вудворд и Бернстайн раскопали чек от комитета по переизбранию президента Никсона, в котором значилась крупная транзакция на счет одного из подсудимых, «уотергейтским» скандалом заинтересовались сенаторы. И тут республиканцы допустили явный прокол. 4 июля 1973 года новоизбранный президент Никсон запретил персоналу Белого дома являться в сенатский комитет.

«На воре шапка горит», — радостно процитировали русскую пословицу Вудворд и Бернстайн, и пошли в наступление. Они пронюхали, что все свои совещания, беседы и телефонные разговоры Никсон распорядился записывать 24 часа в сутки и написали об этом в газете. 12.10.1973 начитавшись «Вашингтон пост» Апелляционный суд США затребовал, чтобы президент Никсон передал ему магнитофонные записи, имеющие отношение к «уотергейтскому» скандалу. Это было началом конца. Записи оказались куда более интересными, чем знаменитые «диски» майора Мельниченко. И хотя Генеральный прокурор (он же начальник штаба избирательной кампании президента) Джон Митчелл, глава администрации Белого дома Боб Холдеман и помощник по внутриполитическим делам Джон Эрлихман держались до конца, отрицая свою вину, им уже никто не верил. 20.10.1973 Президент США Никсон вынужден был отстранить от должности специального прокурора, расследующего дело о «уотергейтском» скандале. В знак протеста против этого решения подает в отставку генеральный прокурор США Эллиот Ричардсон. Америка впервые ополчилась против своего президента. Дальше идет хроника сплошных уступок и торжество фрейдизма.

30.01.1974 Никсон, выступая с посланием о положении в стране, делает оговорку: говоря о необходимости «заменить дискредитированную систему», он случайно произносит слова «заменить дискредитированного президента».

30. 04.1973 Никсон принимает на себя ответственность за установку подслушивающих устройств в отеле «Уотергейт», но отрицает личную причастность к этому делу. В тот же день он соглашается уплатить $432 787 в счет неуплаченных налогов, а также передает комитету по юридическим вопросам палаты представителей 1308 страниц материалов, перепечанных с магнитофонных лент и имеющих отношение к «уотергейтскому» скандалу . Перепечатанные записи предварительно отредактированы.

05.08. 1974 президент США в теле-обращении к нации признает свою вину в «уотергейтском» деле. Через три дня он уходит в отставку. Вице-президент Джеральд Форд становится 38-м президентом США. На следующий день
Форд издает свой первый указ: это указ о помиловании бывшего президента Ричарда Никсона за любое преступление, которое он мог совершить в период пребывания у власти.

Спустя еще несколько месяцев, в первый день нового 1975 года, забытые всеми помощники бывшего президента Холдеман, Эрлихман и Митчелл признаются виновными в преступлениях, связанных с «уотергейтским» делом и приговариваются к разным срокам тюремного заключения — от 2,5 до 8 лет.

Вот, собственно и все. История самой грандиозной глупости в истории американских президентских выборов стала ярким примером того, к чему приводят аферы, затеваемые неудачниками. Действительно, все фигуранты этого дела, начиная от сторожа Фрэнка Уилле и бывшего агента Джеймса Маккорда, и заканчивая Лидди с Хантом, были форменными неудачниками. Впрочем, мы забыли еще одно действующее лицо этой драмы. О его роли стало известно намного позже. Это директор ФБР, всемогущий Дж.Э.Гувер – человек, верой и правдой служивший американским интересам и не выбиравший для этого средств. Именно Гуверу, как-то заметившему, что ФБР не допустит, чтобы у Америки был недостаточно хороший президент, принадлежала идея использовать новинки шпионской техники для закручивания различных международных скандалов. В этом смысле майор Мельниченко мог бы считать его своим духовным наставником. Так вот, под конец избирательной кампании 1972 года отношения между будущим президентом США и действующим шефом ФБР настолько обострились, что об отставке Гувера заговорили как о свершенном факте. Причина, по которой она не состоялась одна – это приключения пяти неудачников в отеле «Уотергейт». Таким образом, разговоры о руке спецслужб вовсе не досужие вымыслы…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам