Кандидаты невидимого фронта-2

Каждый пытается устроиться под уютным солнышком украинской политики по-своему. Кто-то предлагает завалить всю страну топазами, кто-то – добиваться во что бы то ни стало государственного нейтралитета. Другие же просто, без обиняков, пытаются играть на ностальгических чувствах сограждан по светлому коммунистическому прошлому и прекрасному славянскому единству. И тем, и другим пока удалось достичь немногого. «Версии» продолжают публикацию обзоров о «тёмных лошадках» президентской кампании…

Начнём с Александра Филимоновича Базилюка – философа, полиглота (владеет немецким, английским, французским и итальянским языками) и бессменного руководителя Славянской партии Украины. Он родился 15 марта 1942 года в городе Чапаевске Самарской области. В то время с Украиной его могли связывать лишь корни его отца – Филимона Семёновича, инженера-химика, родом из села в Житомирской губернии.

До 1971 года будущий лидер Славянской партии вообще вряд ли рассчитывал оказаться на широких просторах Советской Украины. Однако судьба распорядилась иначе. Окончив в 1969 году аспирантуру Московского государственного университета им. Ломоносова, он по распределению попал в Вологодский молочный институт, где работал преподавателем на протяжении двух лет. По окончании этого срока он приехал в Донецк, где устроился на работу доцентом Донецкого государственного университета. Там же он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные проблемы феноменологического метода Е. Гуссерля». Как видим, в те далёкие годы наш герой был далёк от политики как таковой. Разве что в 1974 году он вступил в стройные ряды Коммунистической партии Советского Союза.

Как и в истории с Александром Ржавским, свои коррективы в размеренную жизнь донецкого философа внесла перестройка и последовавшие за ней события. В октябре 1990 года Александр Базилюк становится председателем координационного совета Донецкой областной организации Партии государственного возрождения Украины (ПДВУ). А в декабре того же года – сопредседателем координационного совета ПДВУ. В этой мощной в то время политической организации, колыбели НДП и кузнице кадров для большей части сегодняшнего украинского политикума, г-н Базилюк получил свой первый политический опыт.

Уже в 1992 году, когда в партии государственного возрождения наметились первые признаки раскола, Александр Филимонович по сути её покидает и становится сопредседателем «Движения за возрождение Донбасса». В том же году он становится сопредседателем Гражданского конгресса Украины (ГКУ), а в ноябре 1994 года – председателем. На основе этого конгресса в 1998 году и была создана Славянская партия, которую Базилюк возглавляет по сей день. Любопытно, что при этом сами «славяне» на своём официальном сайте утверждают, что первоначально они планировали назвать свою партию… «Трудовая Украина».

Впрочем, один раз они это название даже успели использовать до того, как была создана соответствующая политическая партия. На парламентских выборах 1998 года под таким названием выступал блок Гражданского Конгресса Украины и Украинской партии справедливости. В результате он получили 815 тыс. голосов избирателей, превысив 3%-ю отметку. Правда, этого всё равно не хватило для проведения в парламент своих людей по партсписку, но, как отмечают аналитики, неожиданное второе место «Трудовой Украины» в Донецкой области оставило сильное впечатление в регионе.

Вообще же за всю историю своего существования партия не пропустила ни одних выборов. Начиная с 1994 года она с завидным упорством штурмовала президентские и парламентские кресла. Причём в 94-м ей единственный раз это удалось. Тогда они провели в Верховную Раду двух своих членов: Юрия Болдырева и Владимира Алексеева. Однако вскоре они оба были исключены из партии. По некоторым данным, причиной тому стало неуемное стремление г-на Базилюка к единоличному правлению, которому мешала достаточная самостоятельность указанных лиц. После этого авторитет партии и её достижения стали падать.

В 1999 году на президентских выборах Александр Базилюк, выдвинутый IX съездом Славянской партии, прошедшем, по традиции, в Донецке, получил в первом туре всего 36 тысяч голосов избирателей (0,14%) и занял предпоследнее (14-е) место, обогнав лишь Николая Габера.

При этом, как и его тёзка Александр Ржавский, умудрился наделать много шума, польза от которого, впрочем, была не велика. Началось всё с того, что списки с подписями в свою поддержку он привёз в Центральную избирательную комиссию в 23 часа 40 минут 12 июля. То есть за 20 минут до истечения срока подачи этих списков. Вполне естественно, что ЦИК отказался их принимать. Однако, как и в случае с Ржавским, в дело вмешался Верховный Суд, который обязал Центризбирком принять подписи. Случилось это 23 июля, то есть через полторы недели после того, как официальный срок подачи подписных листов истёк. А ещё через неделю, 31 июля, ЦИК, признав действительными лишь 511 764 подписи из 1001114 поданных, отказала Базилюку в регистрации. И снова Верховный Суд признал отказ в регистрации незаконным, после чего, уже 12 августа, Александр Филимонович был зарегистрирован как кандидат в Президенты.

В своей предвыборной программе он использовал тезисы об «объединении Украины, России , Белоруссии и их исторических союзников», «жестком порядке и контроле снизу над органами власти», «государственном статусе русского и украинского языков» и «освобождении Украины от руховско-бандеровской оккупации». При этом в своей агитации, судя по плакату, размещённому на сайте газеты «Братья Славяне», активнее всего использовались методы самиздата. Но, судя по упомянутому выше результату, украинский народ не сильно затронули вопросы «руховско-бандеровской оккупации» и картинки с добрым учителем, сшивающим цыганской иглой Великую, Малую и Белую Русь воедино.

В 2002 году Славянская партия оказалась в совсем плохом положении. Готовясь к очередным парламентским выборам, партийцы даже вынуждены были отменять съезд, на котором планировалось рассматривать вопрос о выдвижении партийного списка. Как сообщала Украина.ру, причиной стало отсутствие денег на предвыборную агитацию. При этом она отказалась от блокирования с другими пророссийскими силами – Русским блоком и уж совсем одиозным движением «За Украину без руховцев».

При этом они неожиданно нашли себя в блоке… Александра Ржавского «За Ющенко!». Объясняя столь оригинальный выбор, г-н Базилюк заявлял тогда, что сделал это с целью поддержать Виктора Ющенко в Восточных областях Украины. Однако уже позже в интервью САЛОНу Дона и Баса (номер 94 (966), 5 декабря 2003) он пояснил, что присутствие его партии в блоке «За Ющенко!» объяснялось не симпатией к нему, а было политической антитехнологией с целью отнять голоса. О чём можно прочитать на сайте «Единое Отечество».

Впрочем, что случилось с упомянутым блоком, мы уже знаем. Таким образом, Славянская партия в очередной раз осталась без мандатов.

Выявляя намерение в очередной раз поучаствовать в президентских выборах уже в этом году, Александр Базилюк учёл некоторые ошибки, а потому документы на регистрацию подал одним из первых – 4 июля, вслед за своим тёзкой по политическим неудачам Александром Ржавским. Тем не менее, 6 июля Центризбирком отказался зарегистрировать его кандидатом в Президенты из-за того, что тот не указал сумму выплат на содержание квартиры за 2003 год, оставив при этом ему право на исправление. Александр Филимонович решил не затягивать и сразу же воспользовался этим правом. Уже сегодня стало известно, что он повторно попросил ЦИК зарегистрировать его кандидатом в Президенты. Как передал ряд информагентств со ссылкой на самого Базилюка, он повторно подал документы в Центризбирком для регистрации. Случилось это в среду, 7 июля. При этом он добавил, что учел все требования комиссии к его документам и внес дополнительную информацию о своем имуществе.

Так что теперь украинские славянофилы могут спать спокойно – скорее всего, их представитель во второй раз примет участие в президентских гонках. Однако относительно успешности этого участия, учитывая всё вышесказанное, существуют великие сомнения.

Следующим в нашем обзоре идёт Александр Николаевич Яковенко – человек, в чём-то схожий с нашим предыдущим героем. У них одинаковые имена, они оба в определённое время своей жизни занимались преподаванием. Оба достаточно долго шли в политику. А когда пришли, то основной упор сделали на амбиции, подняв на щит одинаково утопические идеи.

Александр Яковенко родился 25 августа 1952 года в городе Енакиево Донецкой области в рабочей семье. Получил два высших образования – по специальности учителя истории и обществоведения в Костромском государственном педагогическом институте и специальность экономиста в Донецком государственном университете. Любопытно было бы узнать о том, не пересекались ли в стенах ДГУ Александр Яковенко с нашим предыдущим героем Александром Базилюком, преподававшим в этом ВУЗе на протяжении 25 лет (с 1971 по 1996 годы). Однако об этом история умалчивает.

Свой трудовой путь Александр Николаевич начинал на Енакиевском металлургическом заводе обычным электриком. После пяти лет работы на ЕМЗ, в 1975 году, он вступает в ряды КПСС и устраивается на работу пионервожатым в пионерский лагерь «Артек». Потом преподаёт в СГПТУ №50 города Енакиево. Уже через два года, в 1977 году тов. Яковенко оказался секретарём комсомольской организации треста «Ялтакурортстрой». И ещё через два года – директором городского краеведческого музея.

Последние предперестроечные годы Яковенко работает ответственным секретарем общества «Знание». С приходом эпохального 1985 года он снова меняет место работы и становится заместителем председателя исполкома города Южнокоммунарск. До обретения Украиной независимости он успевает также поработать заместителем председателя Совета народных депутатов в том же городке.

Обретение Украиной независимости вносит заметное оживление в жизнь Александра Николаевича. Привыкший до этого играть лишь второстепенные роли, он быстро осваивается с основами предпринимательской деятельности и в 1991 году возглавляет малое предприятие «Нуклеус». А в 1993 году – Енакиевский горком уже обновившейся КПУ. Пребывая на этой должности, в 1994 году он впервые попадает в большую политику, войдя в состав ЦК КПУ и став депутатом Верховной Рады второго созыва и набрав во втором туре 52,58% голосов. В парламенте он вошёл во фракцию КПУ и возглавил Комиссию по вопросам молодёжи, спорта и туризма. А также входит в Национальный совет по вопросам молодёжной политики при Президенте Украины.

В 1998 году он был переизбран в Верховную Раду, пройдя по 50 избирательному округу Донецкой области. На выборах ему противостояли 18 соперников, которых он сумел опередить, набрав 34,64% голосов избирателей. Кроме этого, он попал в партийный список КПУ, правда, под совсем непрестижным 85-м номером. На этот раз он вошёл в Комитет по вопросам бюджета и стал заместителем председателя.

Когда уже казалось, что его жизнь, что называется, идёт по накатанной, Александр Николаевич вдруг решает всё кардинально изменить. То ли почувствовав уверенность в собственных силах, то ли подталкиваемый кем-то, в 2001 году, накануне очередных парламентских выборов, вместе со своим коллегой по ЦК КПУ, народным депутатом Владимиром Моисеенко, он становится соучредителем нового политического образования – Коммунистической партии рабочих и селян (КПРС). Учредительный съезд этой партии состоялся 17 марта 2001 года в Луганске – городе, в котором популярность КПРС серьезно угрожала рейтингу покинутой (преданной?) КПУ. На нём Яковенко был избран председателем нового политобъединения.

Уже на учредительном съезде был поставлен вопрос о социалистической революции как об основной цели партии. Яркое подтверждение этому – крутые молодчики в униформе, напоминающие знаменитых советских «морпехов». В последствии этот, столь оригинальный, антураж стал постоянным атрибутом любого действа, происходящего при участии КПРС. При этом, правда, сайт «Новости Луганска» отмечал, «что на учредительную конференцию в столицу самой восточной области Украины делегаты из других регионов приехали на отнюдь не пролетарских двухэтажных автобусах». После этого представители партии, в сопровождении всё тех же «морских пехотинцев» отправились во Львов на празднование Дня Победы.

Сам лидер новосозданной партии заявлял о том, что он ушёл из КПУ ввиду осознания бесперспективности борьбы за светлое будущее пролетариата в составе этой партии в то время как «нужно спасать страну». Спасать страну предполагалось путём воссоздания «всей системы советской власти как самой народной власти в мире», продвижения идеи самороспуска Верховной Рады с целью созыва на ее материально-технической базе Всеукраинского съезда рабочих и крестьян.

Дальше – больше. Александр Николаевич объявил КПРС правопреемницей Коммунистической партии Советского Союза и единственной по-настоящему революционной партией, главная цель которой – установление диктатуры трудящихся. По его мнению, реализовать программу партии возможно лишь путём социалистической революции. А поскольку КПУ добровольно отказалась от авангардной роли в этом процессе, став в один ряд с другими многочисленными парламентскими партиями, то тов. Яковенко поставил задачу созвать внеочередной съезд КПСС, чтобы дать возможность поучаствовать в активной политической деятельности широким народным массам, точнее тем, кто считает себя членом этой уважаемой организации.

При этом как-то забывалось о том, что, призывающий на словах остановить обеднение народа, Александр Яковенко вместе с восемью товарищами по ещё Коммунистической партии Украины в далёком 1994 году (26 июня) проголосовал за принятие «Об обеспечении деятельности народного депутата Украины», в котором предлагалось повысить депутатские зарплаты и увеличить другие виды их материального обеспечения. Подробнее об этом можно почитать на сайте Украинского независимого центра политических исследований.

Однако это было в 1994 году. А в 2001-м разгоряченный собственным лидерством Александр Николаевич Яковенко предлагал упразднить институт Президента, но дабы не потерять символов демократичности собственных устремлений – развить систему Советов народных депутатов, включая Верховную Раду; отдать в вечное пользование землю тем, кто в ней нуждается с правом передачи по наследству; развивать разные формы собственности, но без использования наемного труда и т.д. и т.п.

Казалось, что ему не хватает лишь броневичка, чтобы вмиг повести все народные массы за собой. На поверку же, после неудачной попытки объединения с Селянской партией Украины Сергея Довганя (которая отказалась блокироваться по организационным и идеологическим причинам), КПРС пришлось идти на выборы самостоятельно в дружной колонне из ещё двух коммунистических партий. При этом многие аналитики полагали, что сама КПРС в этом процессе является «пятой колонной», призванной отобрать голоса у КПУ. Впрочем, с этой задачей «рабочим и селянам» справиться было не суждено.

Тем более, что в ходе съездов, на которых обсуждались вопросы построения списков для участия в выборах-2002, в прессе то и дело стали появляться сообщения о том, что уже в «раскольнической» компартии назревает раскол. Ещё в декабре 2001 года ряд информагентств сообщил со ссылкой на исполняющего обязанности председателя Совета КПРС Олега Дудинского о том, что на II внеочередном съезде КПРС было принято решение исключить из состава членов партии трех бывших руководителей, в том числе и народных депутатов Владимира Моисеенко и Александра Яковенко. А избирательные списки от этой партии выстроить исключительно из рабочих и селян. Съезд, проведённый за два дня до этого в Киеве «бывшими руководителями КПРС» был признан недействительным.

Впоследствии информация эта была объявлена недостоверной, а товарищи Яковенко и Моисеенко после IV съезда в Киеве, прошедшего в январе 2002 года, оказались в списке партии под номерами 2 и 3 соответственно. А сам съезд проходил со всеми непременными атрибутами в виде всё тех же строгих молодчиков в камуфляже а-ля «морпех». Как писала в то время газета «Киевские ведомости», на съезде не раз звучали призывы к революционному свержению действующего режима. А один из наиболее молодых и радикально настроенных функционеров даже предложил конкретный рецепт смены капиталистического строя на социалистический: «Надо вывести на улицы сто тысяч наших ребят в форме морской пехоты, и тогда власть — наша!» При этом, когда речь зашла об утверждении списка некоторые (и весьма дальновидные) делегаты съезда стали высказываться против внесения лидеров в списки. Они заявили, что им надо идти по мажоритарке, дабы в случае непрохождения всей партии в парламент, было кому отстаивать под куполом Верховной Рады интересы рабочих и селян. Однако этих выступающих слушать не стали. Президиум упрекнул сомневающихся в малодушии и решительно заявил, что партия преодолеет не только четырехпроцентный, но и пяти- и шестипроцентный барьер…

В результате КПРС пришла к финишу лишь 18-й с совершенно небольшевистским результатом в 0,41% проголосовавших. Партийцы приняли это известие спокойно – никаких «ребят в форме морской пехоты» на улицах не наблюдалось. Впрочем, так же как и представителей партии в стенах Верховной Рады. Не оказалось там больше и дважды депутата Александра Яковенко, который на два года исчез с политической арены Украины.

Снова его фамилия появилась в информационных лентах Украины и России уже сейчас. А точнее 6 июля, когда пришло сообщение о том, что Коммунистическая партия рабочих и селян выдвинула Александра Николаевича кандидатом в Президенты Украины. Такое решение было принято на 6-м съезде КПРС в Киеве. Теперь ему остаётся лишь подать в Центральную избирательную комиссию документы для регистрации, чего он пока, по каким-то причинам, делать не торопится. Впрочем, время ещё есть – по закону для этого осталось ровно 20 дней.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам