Эх, дороги!

С самого начала строительства скоростного шоссе Киев-Одесса перед наблюдателями встал целый ряд вопросов. Наиболее животрепещущие из них: кто будет финансировать этот проект, когда он будет доведён до логического завершения, какова будет плата за проезд, и на каком промежутке она будет действовать? Приходится признать, что ввиду недостаточной прозрачности всего процесса строительства, многие из этих вопросов и до сих не имеют своих чётких ответов…
Сегодня Верховная Рада Украины подбросила информации к размышлению, приняв Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев-Одесса на участке от Жашкова до Червонознаменки». Как сообщили ряд информагентств, основным его положением является предложение о расширении действия предыдущего Закона не только на участок дороги от Жашкова до Червонознаменки, как это предлагалось ранее, а на весь автобан Киев-Одесса. Такое предложение поддержали 278 народных депутатов.

Законом также предлагается установить, что компенсация расходов, связанных с исполнением долговых обязательств по кредитам, привлеченным на выполнение работ по реконструкции всей автомобильной дороги Киев-Одесса, должно осуществляться за счет средств, предусмотренных в Госбюджете на развитие сети и содержания автомобильных дорог общего пользования. При этом предусматривается, что деньги, полученные за проезд по дороге Киев-Одесса, будут поступать прямо в государственный бюджет.

С вопросом о необходимости принятия такого Закона «Версии» обратились к народному депутату, члену профильного комитета, по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, Юрию Луценко. Он поведал, что данный нормативно-правовой акт, «прежде всего, предполагает бюджетное финансирование строительства этой дороги и, фактически, отмену решения о строительстве платной дороги». Объясняется это тем, «что в этом законопроекте чётко предусматривается, что только в случае, если будет построена альтернативная бесплатная дорога, только тогда можно начинать взимать плату за проезд по автобану». По словам Луценко, «проект минтранса по строительству обеих дорог сразу – одну реконструировать и сделать платную, а другую построить «с нуля» и сделать бесплатной – провалился». Причём ожидаемо. Дальше – больше.

Как сообщил Юрий Витальевич, «Укразлизныцей» в банке был взят под залог кредит размером 800 млн. грн. Для того, чтобы закончить строительство только одной дороги, не говоря об альтернативной, необходимо 2,7 млрд. грн. Для того, чтобы построить ещё параллельную платную, нужно ещё 4,3 млрд. грн. Итого получается 7 млрд. грн». А «это совершенно невозможно в сегодняшних условиях». Собственно, поэтому и встал вопрос о бюджетном финансировании окончания строительства автобана, являющийся, по мнению Луценко, основным в новом законе. Благодаря ему «принято решение за счёт общего фонда на строительство дорог закончить бюджетными деньгами строительство этой дороги, которая не будет платной до тех пор, пока кто-нибудь не построит отдельную, альтернативную бесплатную дорогу». Пока же «эта дорога будет достроена за бюджетные деньги как бесплатная».

Таким образом, долгожданное открытие первой в Украине платной трассы ожидается лишь в перспективе. Одним из тех, кто сегодня проголосовал за поддержку законопроекта №5515 был лидер депутатской группы «Центр» Тарас Черновол. Его видение проблемы несколько отличается от озвученной Юрием Луценко. В частности, свою поддержку этого закона г-н Черновол объяснил тем, что, «поскольку это строительство уже началось, поскольку всё равно уже ратифицированы договора о том, что государство выступает гарантом тех кредитов, которые выдаются под строительство автобана, то теперь нужно искать варианты для того, чтобы за невозвращенные кредиты не пострадал государственный бюджет, а именно средства, идущие на социальные цели». Оценивая сам закон, Тарас Вячеславович отметил, что там нет «того пункта, который бы вызывал у меня какие-либо замечания в отношении возможности приватизации и т.д. То есть автобан рассматривается как государственная собственность и в соответствии с этим будут взиматься плата».

Говоря о возможной оплате за проезд по автобану, депутат Черновол оказался куда менее оптимистичным, чем его коллега из профильного комитета. Он подчеркнул, что изначально предполагалось, что движение будет платным. Но даже если бы соответствующее положение нигде не оговаривалось, то «этот автобан де-факто всё равно у нас бы через определённое время стали бы переводить на платную основу». Так «пусть уж лучше это будет в правовом поле, когда можно будет определёнными изменениями в законе хоть что-то регулировать». При этом он высказал «опасение, что у нас очень часто в законе написаны очень красивые вещи, а практика исполнения выходит совсем неадекватная». Иными словами, Черновол не исключает возможности того, «что даже в случае не обеспечения альтернативной бесплатной дороги, может начаться постепенное введение платного проезда по этой трассе».

Следует отметить, что в таком случае это будет прямым нарушением закона, в статье 2 которого указывается, что «основными принципами реконструкци и експлуатаци на платной основе автомобильной дороги Киев–Одесса является … обязательное наличие до начала эксплуатации на платной основе объекта реконструкции бесплатной автомобильной дороги или отдельных полос движения вдоль объекта реконструкции, которые находятся в соответствующем для эксплуатации техническом состоянии, как альтернативного варианта удобного проезда транспортных средств в направлении Киев-Одесса и обеспечения движения в населённых пунктах, размещённых вдоль объекта реконструкции».

Говоря о первом в Украине автобане нельзя не обратить внимание на такой любопытный факт – сроки сдачи его в эксплуатацию неоднократно переносились и чётко не определены сегодня. В прошлом году говорили, что строительство должно было закончится до ноября 2003 года. Уже в начале текущего заговорили лишь о декабре. Потом эта дата была перенесена на День Независимости Украины, к которому планировалось приурочить торжественное открытие. А 10 июня появилась информация о том, что окончательные сроки отодвинуты до октября. С одной стороны, когда речь идёт о такой стройке, то само собой разумеется, что никто не может назвать точных сроков ввиду потенциальных перебоев с финансированием, поставками строительных материалов и даже банальной погодой, на которую в отличие от предыдущих факторов никто пока влиять не научился. И в этой связи чехарда со сроками вполне объяснима.

Отвечая на вопрос о том, способен ли автобан помочь г-ну Кирпе в его политической карьере, известный политолог Кость Бондаренко заметил, что «политических дивидендов он пока не приносит, хотя в будущем он может принести огромные политические дивиденды».

С ним соглашается ещё один украинский политолог Виктор Небоженко, считающий, что данный автобан вряд ли способен принести министру транспорта какие-то существенные политические прибыли. По его мнению, «так прямо «вклады» не делаются. Нужны популистские мощные программы, а автобан всё-таки рассчитан на общенациональные интересы». Что же касается чисто экономических вопросов, то, с точки зрения Виктора Сергеевича, здесь могут быть варианты. По его словам, «в связи с резким наступлением Соединённых Штатов и международных организаций, типа Интерпол и ФАТФ на огромные нелегальные состояния олигархов Восточной Европы, включая Украину, вполне возможно, что началось движение денег в форме концессий и их возврат в Украину». В остальном г-н Небоженко позитивно оценил саму идею создания такой трассы и передачи её в концессию: «Концессия – это великое дело, я бы ещё пол-Украины отдал в концессию, лишь бы только у нас что-то сдвигалось» – заявил он.

В то же время Тарас Черновол предположил, что данный объект может быть использован скорее для участия в парламентских выборах 2006 года, чем президентских. Например, если Кирпа будет «максимально затягивать срок начала оплаты за проезд автобаном под предлогом того, что нет альтернативной дороги аккурат до выборов 2006 года, а после них вдруг сразу начнёт взимание денег». При этом он отметил, что в нашей стране нельзя исключать никаких вариантов: «Если мы вдруг узнаем, что появился кандидат Кирпа, и все остальные куда-то исчезли, то я не удивлюсь».

А пока так и остаётся не ясным до конца, когда всё-таки будет завершено строительство одного из самых масштабных транспортных проектов, в каких целях он будет использован, будет ли взиматься плата за пользование им и когда будет построена альтернативная трасса, уже появляются сообщения о том, что следующим объектом подобного рода должен стать автобан Симферополь-Харьков.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам