Синдром маркитантов

Эпиграф
Маркитант – торговый человек, следующий в военное время за войском, торгуя припасами. (Из словаря Даля)

Ситуация с украинскими контрактами на восстановление Ирака постепенно приобретает скандальный окрас. На днях прошла информация, что “Укрспецэкспорт” наконец-то выиграл тендер на $78 млн. по снаряжению армейских подразделений Ирака. Через день появилось опровержение: глава компании Валерий Шмаров заявил, что никто ничего не выиграл, и успехов у нашего государства на тендерах в Ираке нет. Хотя Украина на это надеется. Да, авантюрная затея под названием «Заработаем на войне», похоже, провалилась. Украинские политики, которые в погоне за эфемерными контрактами отправили на смерть наших ребят, наказаны за глупость и жадность: расходы на содержание контингента в Ираке уже составили $20 млн., а «крошки с барского стола» все еще не падают…

Клуб неудачников

Интересная ситуация: сообщение о том, что украинская компания выиграла тендер, распространило министерство обороны США. Согласно сообщению, контракт по снаряжению получило совместное предприятие ANHAM, и сумма его составляет $120,1 млн. Работы должны быть завершены до 30 сентября 2006 года – необходимо укомплектовать 15 батальонов и бригад. 65% работ, по версии МО США, будут выполнены в Украине. Отечественные СМИ, обрадовавшись долгожданной новости, тут же растрезвонили о первом выигранном украинской стороной тендере в Ираке.

Но Валерий Шмаров, как мы уже говорили выше, данную информацию опроверг. Он сообщил, что таинственное СП ANHAM является не украинским, а американским. По его словам, оно ничего не производит, а занимается посредническими услугами. Также, по словам Шмарова, эта компания лоббирует в правительстве США вопрос тендеров в Ираке. Так что радоваться пока нечему. Особенно, если учитывать количество неудовлетворенных украинских соискателей.

Как сообщалось ранее, по состоянию на июль 2003 года на участие в восстановлении Ирака претендовало 80 украинских компаний, в том числе концерн «Стирол», компании «Нефтегаз Украина», «Укрресурсы» и «АвтоКрАЗ». Кроме них претендовали фирмы, работающие в сфере транспорта, металлопроизводства, машиностроения и нефтегазового машиностроения. К слову, до начала войны в Ираке 36 украинских компаний уже имели опыт сотрудничества с Ираком.

Украинская сторона, в частности руководство минобороны, преподносила участие нашего миротворческого контингента как своего рода обязательный бонус американцам за право «рубить капусту» на их территории. Наблюдатели хорошо помнят, как тогдашний секретарь СНБО, а сейчас министр обороны Евгений Марчук убеждал парламентариев, что расходы из госбюджета Украины будут намного меньше, чем расходы других стран-участников коалиции. А решение СНБО об отправке контингента в Ирак позволит украинским компаниям принимать участие в тендере на послевоенное восстановление страны.

Потом выяснилось, что расходы немалые, к тому же никто не торопится компенсировать нам затраты на переброску украинских военных в Кувейт и в Ирак. Наконец, стало понятно, что статус союзников – вовсе не вступительный билет в клуб «участников восстановительного бизнеса». Например, наши более удачливые в смысле евроинтеграции соседи – поляки, который поскакали в Ирак первыми, обгоняя другие контингенты, – оказались «кинутыми» по полной программе. Польская фирма «Бумар» проиграла крупнейший тендер на оснащение вооружением 27 батальонов будущей армии Ирака американской компании. Министр обороны Польши Ежи Шмайдзиньский даже не мог найти слов для объяснения провала. Он заявил, что «разочарован» итогами тендера и что «нужно с холодной головой оценить происшедшее». Предложение американской компании оказалось дешевле – $327 млн., в то время как «Бумар» предлагал осуществить аналогичные поставки оружия за $554 млн. Речь шла о 45 наименованиях вооружения, оборудования и иной техники.

Несмотря на то, что участие польских фирм в послевоенном восстановлении Ирака было темой специального визита в США президента Польши Александра Квасьневского и его переговоров с главой Белого Дома Джорджем Бушем, ни одного серьезного контракта страна не получила. Более того, когда консорциум «Бумар» подал апелляцию, где обосновал утверждение, что американская фирма NOUR USA не сможет выполнить взятые на себя в соответствии с условиями контракта обязательства, его просто послали подальше. Официальным языком это называется «отклонение апелляции».

Каста победителей

Перед тем, как подсчитывать «маркитантские доходы», украинским политикам следовало бы здраво поразмыслить. Достаточно припомнить, что сразу после победы американцев в Ираке произошел скандал, явно указывающий, кто сможет кормиться с тамошнего пирога. Представители организации «Judicial Watch», выступающей за свободу информации, проникли в электронную почту Пентагона, а полученные данные передали журналу «Time». Журнал напечатал письмо от высокопоставленного сотрудника инженерных войск, в котором говорится, что Дуглас Фейт, высокопоставленный служащий Пентагона, по указке замминистра обороны Пола Вулфовица, подготовил многомиллиардный контракт по восстановлению нефтедобывающей промышленности Ирака и что с Белым домом не должно быть никаких проблем по поводу заключения этого контракта с «Halliburton», поскольку все действия согласованы с офисом вице-президента. Как известно, эта нефтяная компания, во главе которой до 2000 года стоял Ричард Чейни, получила контракт по восстановлению нефтедобывающей промышленности Ирака на сумму в несколько миллиардов долларов.

«Halliburton» не в первый раз за время иракской кампании попадает на страницы газет. Демократическая партия США многократно обвиняли руководство фирмы в том, что оно зарабатывает на войне, получая миллиардные контракты на нефтяные проекты, поставку горючего американской армии в Ираке и даже продуктов питания для солдат. Некоторые из этих контрактов достаются компании вне конкурса. Управление компанией всегда отрицало эти обвинения. Впрочем, наши бизнесмены никогда бы не поверили опровержениям в подобных вопросах. Во всяком случае, они бы не упустили возможности заработать подобным образом. Так чего же удивляться этому стремлению у американцев?

Итак, картина реального распределения тендеров выглядит следующим образом. Что касается нефти, то самый жирный кусок имеет «Halliburton». На втором месте иракская государственная торговая компания SOMO, которая контролируется американцами. Пока она с горем пополам планирует добывать 10 млн. баррелей нефти вместо 25 млн. баррелей прогнозируемых раньше. По итогам конкурса добыча будет распределена между несколькими компаниями. Это испанские компании «Repsol and Cepsa», турецкая «Tupras», итальянская ENI, французская «Total» и американская «ChevronTexaco». Согласно утвержденным квотам, 4 млн. баррелей получат США и 5,5 млн. – Европа. Примечание автора: французов в составе коалиции – нет. Они активнее всего протестовали против свержения Саддама и через ООН давили на американцев до последнего. А вот контрактик схлопотали. Это к вопросу о влиянии миротворцев на бизнес.

Нужно заметить, что американские официальные лица не раз советовали украинским коллегам разжиться «губозакаточными машинками» (шутка). Помощник замгоссекретаря США Стивен Пайфер так прямо и сказал: «Мы, конечно, будем делать все, что в наших силах, чтобы помочь украинским компаниям выигрывать тендеры, но США не могут отдавать предпочтение той или иной компании, основываясь на политических мотивах. Мы всегда руководствуемся предлагаемыми ценами и качеством услуг».

Надо ли нам в Ирак?

Посмотрим правде в глаза. Слова г-на Шмарова о том, что мы надеемся выиграть в тендерах – в некотором смысле дипломатическая конструкция. На самом деле Украина опоздала с получением контрактов на участие в восстановлении Ирака. После 30 января 2004 года американская сторона прекратила принимать заявки на участие компаний в тендерах по отстройки разрушенных иракских объектов и проектов по восстановлению экономики Ирака. Те заявки, что поданы раньше, остались без внимания. Очевидно, что у нас нет шансов самостоятельно получить контракты на участие в восстановлении Ирака. Единственное, на что могут рассчитывать украинцы – это участие в субподрядных тендерах от крупных американских компаний, ставших победителями по основным тендерам. Однако в этих тендерах преимущество отдается местным, иракским промышленникам и предприятиям, поскольку, если официально уровень безработицы в Ираке достигает 30%, на самом деле сегодня почти половина Иракцев оказались без работы, их надо чем-то занять, чтобы они меньше стреляли по «освободителям».

Но поскольку заставить иракцев работать так же трудно, как научить кошку танцевать, компании, получившие статус генерального подрядчика по восстановлению инфраструктуры страны, стараются находить субподрядчиков только в сфере обеспечения рабочей силой. Отправлять своих специалистов в страну они не спешат. Обратимся к примерам. Скажем, строительная компания «Bechtel Inc.» отправила в Ирак только 60 американских граждан, зато наняла 600 зарубежных специалистов. В штате иракского представительства компании «Fluor Corp.» 200 человек. От «Washington Group International Inc.» в Ираке занимаются восстановлением 100 американцев и 250 местных жителей, еще 700 человек их охраняют. На «Earth Tech Inc.» работают преимущественно местные жители – около 2 тыс. человек, руководство которыми осуществляют несколько менеджеров-американцев. Компания «CH2M Hill», имеющая собственный контракт на $12,7 млн. и совместный на $28,5 млн., в Ирак пока отправила лишь пять сотрудников.

В основном в Ирак едут сотрудники охранных фирм. По данным временной администрации, в Ираке работает около 60 таких зарубежных компаний, в которых числится 20 тыс. человек. Крупнейшие из них – «Blackwater Security Consulting», «Erinys» и «Global Risks Strategies». Последняя командировала в Ирак 1100 человек.

По мнению специалистов, после 30 июня ситуация еще ухудшится. Американцы, скорее всего, оставят лишь часть контингента для охраны своих объектов, что позволит им сохранить хорошую мину при плохой игре. Это значит, что в стране усилятся бардак и безвластие. Найти квалифицированного западного специалиста для работы в Ираке будет слишком трудно. Вот тогда и пригодятся украинские граждане, нанятые фирмами-посредниками. В этом, собственно, и будет заключаться «субподрядная роль» Украины.

Сейчас подобную функцию исполняет Россия: одна из ее компаний – «Технопромэкспорт» – строит так называемые «camps», то есть лагеря, в которых будет присутствовать военный контингент, и получает за это деньги из американского бюджета за выполнение работ. Другая – «Интерэнергосервис» – занимается срочным монтажом, сваркой, небольшими работами на объектах. В последнее время стало известно, что компания прервала контракт на $15 млн. на ремонтно-восстановительные работы на четырех иракских ТЭС («Дора», «Южный Багдад», «Эль-Мусайиб» и «Насирия») и решила вывезти своих людей из страны. Причиной стали регулярные «случайные» убийства и похищения ее сотрудников. По официальной версии, иракцы обознались. Но бойцы ФСБ, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что «Интерэнергосервис» вытесняют умышленно: в Ираке работают десятки иностранных компаний, но целенаправленная охота велась только за сотрудниками этой российской компании. Это вовсе не похоже на ситуацию с итальянцами: когда в апреле в Ираке была захвачена группа охранников из Рима (один из которых был позднее убит), похитители выдвигали конкретные условия вроде проведения в Риме массовой антивоенной манифестации. Все это привело к определенному успеху – процент итальянцев, требующих вывести войска из Ирака, превысил 60%.

Из сказанного выше можно сделать лишь один вывод: а нужно ли нам в принципе стремиться в Ирак? Ведь получить контракт и отработать его в условиях постоянной стрельбы и киднепинга, это не одно и то же. К тому же нас могут просто выдавить конкуренты, как произошло с «Интерэнергосервисом». Тогда «иракские контракты» будут стоить еще нескольких человеческих жизней.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам