Покорительница спикера

Аграрная партия Украины неожиданно оказалась на пике популярности. Журналисты «гоняются» за лидерами АПУ, пытаясь узнать особый секрет, благодаря которому аграриям удалось «заманить» к себе Владимира Литвина, числящегося беспартийным. Безусловно, это значимое событие, и некоторые уже прогнозируют, что Владимир Михайлович использует АПУ в качестве избирательного трамплина. Правда, для каких выборов – пока неясно. Тем не менее Владимир Литвин свой выбор сделал, и в этом немалая заслуга одного из лидеров Аграрной партии Екатерины Ващук. Как этой женщине удалось привести в партию политика, чьей благосклонности добивались многие партийные и финансовые тяжеловесы, г-жа Ващук рассказала «Кіевскому телеграфу»…

— Екатерина Тимофеевна, как вам удалось «заполучить» спикера Владимира Литвина в партию?

— Еще когда мы работали над формированием предвыборного блока «За единую Украину!», в который вошли несколько партий, стало понятно, что Владимир Михайлович должен определиться и выбрать одну из политических сил. Ведь политику очень трудно работать без команды единомышленников, без точки опоры. И в прошлом году у нас с Литвином состоялся разговор о необходимости сделать такой выбор. Но тогда, наверное, Владимир Михайлович хотел провести конституционную реформу и остаться «чистым», не привязанным к конкретной партии. Чтобы потом не было обвинений в подыгрывании некоей политсиле. Поэтому он и сказал тогда, что наш разговор не ко времени, но пообещал обязательно к нему вернуться. Сейчас, я думаю, это время пришло. Часть элементов политической реформы все же удалось реализовать: приняты законы о пропорциональных выборах и о выборах президента. Сегодня необходимо развивать партии, чтобы не скомпрометировать саму идею проведения выборов на пропорциональной основе. Политические силы должны идти на выборы, будучи сильными. Я считаю, что сейчас самое удачное время для прихода Владимира Литвина в Аграрную партию.

— Спикер не раз говорил, что не намерен баллотироваться в президенты. Но большинство партийных лидеров планируют участвовать в президентской кампании с одной целью — раскрутить партию перед парламентской электоральной кампанией 2006 года. Вы допускаете, что Владимир Литвин для популяризации АПУ все же выдвинет свою кандидатуру на пост главы государства?

— Во время нашей встречи с Литвином он подчеркнул, что основная задача АПУ – это развитие партии накануне парламентских выборов-2006. А во время президентской кампании мы будем работать в блоке центристских сил, как и было раньше договорено. Исходя из этого, я не думаю, что спикер изменит свое мнение: Владимир Михайлович — политик серьезный.

— И поэтому он выбрал АПУ?

— Тот, кто хорошо знает Литвина, вовсе не удивлен таким выбором. Когда я первый раз принимала участие в совместной поездке с Владимиром Михайловичем по Житомирщине (он тогда не был главой ВР, а работал в администрации Президента), то мы заехали к его родителям. И я видела, сколько подходило к нему селян со своими проблемами. Познакомилась с его родителями: это простые, очень скромные и душевные люди, настоящие сельские труженики. Владимир Литвин всегда интересовался проблемами села. Это не позерство, а искренний интерес, внимание. Вы же знаете, как говорят: селянин — не столько профессия, сколько состояние души. Так вот, его состояние души — сельский сын, который своим умом и трудолюбием достиг очень многого, а главное – завоевал уважение и доверие людей. И, думаю, сам факт того, что Литвин решил связать свою судьбу с нашей политической силой, которая не обладает большими финансовыми и масс-медийными возможностями, а пытается улучшить жизнь миллионов сельских тружеников, свидетельствует об истинных намерениях спикера. Он планирует принимать самое активное участие в решении финансовых и социальных проблем аграриев, которых в Украине 15 миллионов! Владимир Литвин стремится сделать аграрную политику успешной, чтобы облегчить жизнь тем, кто работает на земле.

— Вы сказали, что Аграрная партия на президентских выборах будет работать в блоке центристских сил. На кого: единого кандидата Виктора Януковича или другого претендента?

— Пока мы верны договору о совместных действиях на президентских выборах, подписанному лидерами всех партий, входящих в большинство. И вместе с ними выдвинули кандидатом и поддерживаем премьера Виктора Януковича. Другие претенденты на областных партконференциях АПУ не рассматривались. Но окончательное решение, естественно, будет принимать съезд Аграрной партии. Причем в сроки, отведенные законом для выдвижения кандидатов на пост президента.

— 15 миллионов селян – это «лакомый» электоральный кусочек. Все хотят его «заглотить». Вас уже «сватали» лидеры других политических сил, которые тоже планируют на выборах отщипнуть кусочек от этого «пирога»?

— Пока никто не приходил. Хотя накануне событий, о которых мы говорим, проводились переговоры со многими депутатскими группами, интересовавшимися нашей партией. Но было видно, что они рассматривали АПУ в качестве электоральной «приманки», а не как инструмент влияния на ситуацию в стране. И к чести аграриев будет сказано, что мы ни на какие радужные обещания и посулы не согласились. Решили строить партию, поскольку не можем обмануть надежды и доверие селян. Это стало бы их последним разочарованием… А приход в АПУ Владимира Литвина дает нам возможность из отраслевой партии превратиться в общенациональную структуру. Вполне возможно, что эти изменения отразятся и в названии партии. Наша задача показать, что экономика Украины может совершить серьезный рывок, если с толком использовать аграрный потенциал. А себе в помощники мы хотим взять и научных работников, и интеллигенцию, всех людей, которые понимают роль аграрного сектора в экономике страны.

— Было время, когда аграрии открыто симпатизировали Виктору Ющенко. Поскольку АПУ сделала ставку на спикера, означает ли это, что аграрии разочаровались в лидере «Нашей Украины»? Или таково требование времени?

— Виктор Андреевич никогда не сотрудничал с АПУ. Аграрии работали с Ющенко только как с главой правительства, когда он возглавлял Кабинет министров. Во время его премьерства мы сделали ряд серьезных шагов, и до сих пор у нас сохраняются нормальные отношения. По некоторым вопросам наши позиции совпадают. Но Виктор Ющенко всегда работал с политиками, принадлежащими к правому лагерю: с Виктором Пинзеником, Юрием Костенко, Петром Порошенко. Он никогда не интересовался АПУ как политической силой. Со своей стороны мы тоже не рассчитывали на то, что партия станет работать с Виктором Андреевичем. Аграрии являются по-настоящему центристской силой: ни разу не допустили резкого крена ни в правую, ни в левую сторону. Мы также всегда жертвовали политическими амбициями ради экономических приоритетов.

Вот начата аграрная реформа. Это не эпизод, не кампания, которая завершится за год или два. Это пласт проблем, накопившихся в аграрном секторе за долгие годы, которые требует времени для решения. И когда мы планировали провести реформу, то подразумевали под ней не просто механическое изменение формы собственности на землю, а формирование нового отношения к бюджетной поддержке аграриев. Пока только налоговое законодательство можно считать благоприятным для села, а все остальные проблемы решаются очень медленно. Сегодня наибольшие трудности аграрии испытывают в сфере формирования рынка, ценовой и кредитной политики. Поэтому АПУ старается продуктивно работать с каждым правительством, ища пути для решения этих наболевших вопросов. Конечно, можно стать в глухую оппозицию и не отступать ни на шаг. Но такая позиция — самая губительная для села, поскольку бесперспективна. Забастовками и ультиматумами народ не накормишь.

— Вы сказали, что АПУ — центристская партия. Аграрии входят в состав большинства?

— Именно так.

— А в большинстве в настоящее время полным ходом идут объединительные процессы. Аграрии планируют вступить в какое-то новое межфракционное объединение? Говорят, что НДП, Партия «промышленников» Анатолия Кинаха и «Трудовая Украина» планируют создать вместе с Виктором Ющенко некое новое большинство… Это правда?

— Я считаю, что мы сначала должны поработать над расширением фракции АПУ за счет тех народных депутатов-аграриев, которые пока входят в другие парламентские группировки или же являются внефракционными. В принципе, мы намерены достаточно жестко поставить вопрос об объединении «аграриев всего парламента». Это будет наш первый шаг. Кроме того, думаю, что с приходом в АПУ Владимира Литвина аграрная фракция и партия станет интересна большому количеству парламентариев.

— Например, из группы «Центр»? Кстати, вы не вели с ними переговоров об объединении?

— Нет, таких переговоров не было. И я не думаю, что такое слияние вообще возможно: в «Центре» достаточно много амбициозных, влиятельных политиков, которым трудно будет отказаться от самостоятельности. У них другие планы. При этом я не исключаю, что несколько депутатов-аграриев могут покинуть «Центр» и перейти к нам.

— А как вы думаете, банкир Александр Ярославский придет в АПУ? Об этом тоже многие говорят…

— Сомневаюсь. Насколько мне известно, он создает собственную политическую силу.

— Перед большинством до сих пор стоит задача завершения политической реформы. Как вы считаете, есть еще шанс внести изменения в Конституцию до выборов? Или это можно сделать уже после октября 2004 года? Каково ваше личное мнение: нужна реформа или нет?

— Конституционная реформа, безусловно, нужна, и все это прекрасно понимают. Причем не только в парламенте, но и на местах люди осознают, что перераспределение властных полномочий необходимо: ради того, чтобы все ветви власти выровняли свой «вес». Это приведет к большей ответственности власти перед народом. На мой взгляд, это и есть основная цель политреформы.

И аграрии, как вы знаете, поддерживали ее реализацию на всех этапах. Да и сейчас не отказываемся работать над законопроектом, который предлагается вместо «провалившегося» варианта №4105. Я лично работаю в конституционной комиссии ВР и считаю, что подходить к работе над реформой сейчас следует очень осторожно. Важно не разрушить уже существующие наработки. И фракция, и партия аграриев поддерживает политическую реформу. Но я не слишком верю в то, что ее удастся реализовать до президентских выборов. Мы, к сожалению, потеряли время, необходимое для проведения конституционной модернизации. Была возможность принять проект №4105, но, видимо, отцы реформы недостаточно поработали для того, чтобы убедить 300 депутатов. А за два месяца до выборов очень сомнительно, что парламент согласился внести изменения в Основной Закон. Но на реформе не следует ставить крест. Возможно, удастся найти взаимопонимание уже с новым президентом…

— Неужели вы верите в то, что президент, получивший столь большие полномочия, способен от них отказаться сразу после инаугурации? Нам кажется, что ни Мороз, который это декларирует, ни Симоненко, являющийся сторонником ликвидации института президентства, не способны на такой поступок…

— Да, не каждый способен на это. Но мудрый президент, который понимает, насколько выгодно самостоятельное правительство, формируемое парламентом, пойдет на такие «жертвы». Возьмем для примера Польшу: разве политических вес президента Александра Квасьневского снизился после того, как у него стало меньше полномочий? Нет. Поэтому думаю, что умный президент заинтересован в балансе всех ветвей власти, а не в концентрации полномочий. Тем более что даже при всех ограничениях глава государства, в соответствии с конституционным проектом, имеет достаточно рычагов влияния на парламент. Например, с помощью роспуска Верховной Рады, если депутаты не приняли вовремя бюджет, не сформировали большинство и правительство. Еще раз повторю: мудрый президент, который думает о своем политическом будущем, найдет способ, как провести политическую реформу и после выборов.

— Главный «отец политреформы» – это Леонид Кучма. Как вы считаете, может, ему следует идти еще на один срок: для того, чтобы довести до конца начатое конституционное дело?

— Леонид Данилович — достаточно опытный политик. И если бы он собирался идти на третий срок, то мы бы об этом решении уже знали. Сегодня же наблюдается некое «затишье перед бурей»: все вроде определено, но все чего-то ждут. Ощущение некоей недосказанности — вот что витает в воздухе. Но сам Президент на всех встречах с большинством не раз заявлял о том, что не намерен баллотироваться в 2004 году. Если же он решит изменить свою позицию в связи с незавершенностью политической реформы, то это личное дело Леонида Даниловича, и комментировать его линию поведения с моей стороны было бы некорректно.

— Тогда такой вопрос: верите ли вы в победу на выборах Виктора Януковича, которого АПУ поддерживает как единого кандидата? И каков будет личный вклад аграриев в президентскую кампанию Виктора Федоровича?

— Мы сегодня нарабатываем концепцию видения развития аграрного сектора в перспективе. На съезде партии огласим ту программу, которую хотели бы видеть в качестве одного из разделов предвыборной программы кандидата в президенты Украины. Она, по всей вероятности, будет касаться не только нужд аграрного сектора, но затронет и вопросы социальной сферы, защиты материнства и детства… Однако, кроме социальных и экономических параметров, АПУ также формирует и политическую программу. К примеру, нам нравится введение в будущем института избрания губернаторов. Именно аграрии еще на стадии разработки конституционного проекта предлагали внести в него этот пункт. В общем, у нас есть достаточно принципиальные позиции, которые должен отстаивать кандидат в президенты. И когда партийный съезд АПУ проголосует за программу, предварительно согласованную с кандидатом в президенты, то это будет означать, что политик, баллотирующийся на высший государственный пост, разделяет взгляды партии.

— Украина относительно не давно пережила аграрный кризис, организованный прошлой осенью. И вот теперь на очереди новый кризис — бензиновый. Не является ли он «подготовительным» этапом для формирования нового зернового ажиотажа, причем накануне выборов президента?

— Четко просматривается именно такой сценарий действий. Хотя эта технология не является новой: либо под посевную, либо под уборочную каждый раз возникает подобная ситуация. Обязательно в этот период два нефтеперерабатывающих завода становятся на ремонт. И нынешний нефтяной кризис ничего нового не показал: снова два НПЗ на ремонте, искусственно создается дефицит топлива и, в конце концов, у аграриев пытаются отобрать как можно больше средств. Хлеб-то собирать надо, и селяне никуда не денутся: затянут пояса потуже и найдут средства, хоть самые «заоблачные». Оставить хлеб неубранным для селянина страшнее смерти…

Однако есть опыт выхода из таких ситуаций, и это обнадеживает. Я вам сейчас уже могу сказать, что в прошлом году, во время зернового ажиотажа, правительство имело в «закромах» всего 140 тысяч тонн хлеба. Конечно, этой цифры никто не называл, чтобы не спровоцировать панику и обвал рынков. Но Кабмин смог применить ряд действенных мер для стабилизации ситуации и справился с кризисом на хлебном рынке. Я лично это ставлю в большую заслугу правительству Виктора Януковича. Если так же удачно КМ справится и с бензиновым кризисом, тогда можно будет говорить о наличии в правительстве зрелой и сильной команды. Со своей стороны аграрии предложили ряд мер по стабилизации нефтерынка с помощью перераспределения бюджетных средств. Это позволило бы сбить цену на нефть и лишить нефтетрейдеров их прибыли. Мы также предлагаем всю бюджетную политику в отношении села сделать более эффективной. Для этого надо вкладывать средства в конкретных производителей.

— Некоторые связывают топливный кризис с присоединением Украины к Единому экономическому пространству. Вы согласны с тем, что ЕЭП «ударил по украинскому селу»?

— Я не голосовала за ратификацию соглашений по ЕЭП. На мой взгляд, не было предоставлено достаточного экономического обоснования того, что получит, а что потеряет аграрный сектор в таком случае. На мой взгляд, сначала следовало бы создать единый таможенный союз, посмотреть, как он будет работать, определить выгоды и недостатки. А уж потом двигаться дальше: к зоне свободной торговли, единой валюте и так далее. Но таких расчетов сделано не было, и часть нашей фракции выступила против ратификации. Сегодня АПУ тщательно разрабатывает с правительством детали вступления Украины в ВТО и Европейский Союз. Нам необходимо сделать ряд упреждающих шагов: если у нас будут дотации селянам хотя бы на уровне Польши, то Украина смело может идти в Европу. Если же таких гарантий никто не предоставит, а мы откроем свои границы, то наш селянин окажется в колоссальном проигрыше. Поэтому надо думать, все считать. Нельзя действовать вслепую.

— Ваша фракция, как вы сами признаете, не всегда голосует единодушно. Возможно, это связано с наличием в АПУ нескольких центров влияния. Как вы считаете, с приходом Литвина в партию удастся снять эти внутренние противоречия?

— Вы знаете, в каждой фракции есть свои нюансы «внутренней жизни». Но к чести АПУ должна отметить: мы ни разу не выносили свои внутренние конфликты и противоречия на публичный уровень. За все время существования партии никогда амбиции ее лидеров не шли вразрез с принципами, провозглашенными при создании АПУ. Мы умеем сдерживать свои амбиции во имя общенациональных интересов. Хотя, конечно, есть определенные разногласия, и ничего удивительного в этом нет. Кто-то имеет больший опыт работы в селе, а кто-то — в коммерческих структурах, отсюда и разные взгляды на формирование рынка земли, ценовую политику. Но это, я считаю, правильно. Уверена: АПУ — это здоровая политическая сила, где дискуссии не «зажимают». И поэтому непреодолимых противоречий у нас между лидерами не существует. Это честно. По стратегическим вопросам мы едины.

Но, безусловно, приход в партию лидера вроде Литвина, который имеет высокий авторитет и более широкую систему взглядов, стабилизирует ситуацию и в партии, и во фракции.

— А вы не боитесь повторения «варианта Сергея Тигипко», который, став новым лицом «Трудовой Украины», стал проводить политику демократического централизма, что привело к чистке рядов?

— Я человек старорежимный и не верю в политическую силу, в которой отсутствует дисциплина. Я, скорее, сторонница демократического централизма, чем демократии, граничащей с анархией.

— С вашим сватом, лидером коммунистов Петром Симоненко, у вас нет политических разногласий? На почве демократического централизма?

К моему счастью, Петр Николаевич – человек мудрый, тактичный и очень честный. Конечно, у нас есть общие темы для разговоров, но, как правило, они не касаются политики. Если же нет взаимопонимания по некоторым вопросам, то мы от них просто уходим, и все. Каждый остается при своей точке зрения, мирно и тихо. Хотя если честно, я сначала волновалась по этому поводу, но теперь все тревоги исчезли: мы дружим семьями, общаемся, каждый нашел свое место и в жизни, и в политике. Мы как любые нормальные родители просто хотим добра своим детям. У нас внуку уже скоро будет 5 лет… Каждый раз он меня спрашивает: где ты была? Я отвечаю, в Верховной Раде, а он возражает: «Неправда! Я дедушку там видел, а тебя нет». Надо, наверное, к журналистам обратиться, чтобы чаще показывали бабушку, чтобы внук мог видеть не только дедушку…

Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам