Сладкая война

Похоже, что между Украиной и Молдовой, несмотря на внешне благополучные взаимоотношения, назревает нешуточный конфликт. Я бы даже сказал – сахарная война. Крупные бизнесмены, контролирующие молдавскую «сладкую отрасль», решили ополчиться против украинской контрабанды. А политики не преминули использовать это обстоятельство для решения своих вопросов. И лишь один момент смущает: тех объемов контрабанды, о которых вещают бизнесмены соседней страны, реально вовсе не наблюдается. Похоже, что истинная причина недовольства: табу на экспорт молдавского сахара, которое фактически наложили Украина и Россия.

Сахар – одна из основных сфер дохода молдавского бюджета. Четыре молдавских сахарных завода и одна кондитерская фабрика находятся под контролем тезки известного теннисиста, бизнесмена Марата Сафина. Молодой предприниматель, живущий в Лондоне, через аффилированные структуры приобрел контроль над сахарными заводами «Глодень-сахар», «Купчинь-Кристалл», «Гиндештским» и «Александренским сахарными заводами», а также кондитерской фабрикой «Букурия». На них перерабатывается свыше 55% от всего валового сбора свеклы в республике. Сейчас компания Сафина «Marr Sugar Moldova» претендует на большую часть импортной сахарной квоты, которую Россия может выделить Молдавии. Другое крупное предприятие, которым (это не тайна) владеет сын главы молдавского государства Олег Воронин – Бричанский сахарный завод – ориентируется на румынский рынок. Правда, после расширения ЕС о перспективах экспорта туда сахара говорить сложно. Поэтому было бы логично переориентироваться на Восток.

Однако, в последнее время ситуация в сахарной отрасли значительно ухудшилась из-за резкого снижения доли молдавского экспорта в Россию и Беларусь, которые исключили указанный продукт из режима свободной торговли и ввели довольно высокую ввозную пошлину (30 и 40% соответственно).

Не лучше дела складываются и на внутреннем рынке республики. Как сообщает молдавское информационное агентство «Flux», приблизительно одну треть объема сахарного рынка страны составляет «незаконно импортированный сахар» – большая часть которого поступает из Запладска (Украина) через Приднестровье и южный участок украинско-молдовской границы. Такое положение дел ставит под угрозу производство молдавского сахара (а также, что немаловажно, сокращает доходы семьи Ворониных) – только в первом квартале 2004 года продажи сахара кампаниями «Marr Sugar Moldova» и «Sudzuker-Moldova» (молдово-германское СП) на внутреннем рынке снизились на 30-40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Союз сахаропроизводителей Молдовы в марте этого года обратился к правительству страны и предложил активизировать деятельность государственных контролирующих органов в целях прекращения поставок контрабандного сахара в республику. Сахаропроизводители выразили готовность участвовать в анализе соответствующей информации и даже в рейдах контролирующих органов по борьбе с контрабандой. Союз также считает, что необходимо установить постоянный жесткий контроль на границе с Украиной и Приднестровьем, а также учредить межправительственную систему обмена информации с Украиной для сравнения данных таможенных органов в отношении импорта/экспорта сахара через границу Украины и Молдовы. Кроме этого, по мнению молдавских специалистов, было бы также полезно получать такую информацию от Польши и Словакии, традиционно поставляющих дешевый сахар в республику. Уловите разницу: «обмен информацией» с компетентными органами Польши и Словакии и «участие в рейдах контролирующих органов по борьбе с контрабандой» на границе с Украиной и ПМР.

Все бы это смотрелось как естественная забота о национальном товаропроизводителе, если не учитывать, что все данные проблемы с сахаром очень смахивают на политический проект. Суть которого – в очередной раз привлечь внимание международного сообщества к приднестровской проблеме и продемонстрировать, что «неконтролируемый кишиневскими властями молдавский регион Приднестровье продолжает оставаться рассадником контрабанды и бандитизма». В этом контексте молдаване сразу же обращают внимание ЕС и ОБСЕ на пассивность украинской стороны в решении вопроса организации общего пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска на украинско-молдавской государственной границе, в частности на его приднестровском участке.

И получается у молдаван это довольно неплохо: до последнего времени представители Брюсселя рассматривают эту проблему «глазами» молдаван. Правда, в последнее время представители Запада начали понимать: совместные посты нужны Кишиневу явно не для того, чтобы оптимизировать работу таможенных и пограничных органов обеих стран. Иначе зачем молдаванам больше всего настаивать на организации совместного контроля только на приднестровском участке? Удивительно, что, продолжая «жаловаться» на якобы отсутствие надежного контроля на приднестровском сегменте украинско-молдавской государственной границы, которая «приводит к огромным объемам контрабанды», наш сосед отказывается от внедрения мониторинга с участием наблюдателей ОБСЕ. Кстати, до 1 марта 2001 года молдавские таможенники уже имели возможность временно присутствовать на нашей территории (на пункте пропуска Кучурганы), однако ни одного факта сахарной контрабанды зафиксировать им так и не удалось.

Создается впечатление, что контрабандный призрак выгоден не только политикам, но и бизнесменам. С его помощью молдавские сахарные магнаты пытаются надавить на Украину, чтобы изменить ее таможенную политику. Почему это происходит именно сейчас? Потому, что ситуация на украинском экспортном рынке стала очень неблагоприятной для молдавского сахара именно в прошлом, 2003 году. А в 2004-м, если верить прогнозам, стране грозит кризис перепроизводства сахара, который, возможно, скоро некуда будет девать. Приходится искать выход…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам