Боеприпасные тайны

Итак, «дежурные стрелочники» (как и ожидалось) найдены. Южная региональная военная прокуратура Главного управления военных прокуратур (ГУВП) Прокуратуры Украины предъявила обвинения шестерым военнослужащим, которые подозреваются в причастности к происшедшему 6 мая взрыву артскладов на 275-й базе под Новобогдановкой (см. «Телеграфъ» №19 (209) за 14—20 мая 2004 г.). При этом начальник одного из 10 крупнейших в Украине хранилищ боеприпасов также получил возможность поразмышлять (под стражей) об уровне своей компетентности и (без)ответственности…

Следователям ГУВП дело представляется следующим образом: «В ходе расследования установлено, что в день возникновения пожара на одной из площадок воинской части выполнялись работы по штабелированию боеприпасов. Во время них несколько военнослужащих грубо нарушили правила пожарной безопасности. Они курили, а один из них даже поджег пустой мешок из-под пороха. Увидев, что приближается начальство, военнослужащий впопыхах погасил мешок и засунул его под стеллажи со снарядами. И все это происходило на площадке, где разбирались снаряды, а соответственно, все было покрыто пороховой пылью.

Через десять минут военнослужащие оставили площадку, отправившись на обеденный перерыв. А еще через несколько минут после этого начался пожар, который и привел к взрывам». Попутно выяснилось, что «…летом 2003 года в этой воинской части уже случился пожар. Тогда, во время проведения работ по разборке боеприпасов… загорелись пороха, но огонь удалось вовремя локализовать. Об этом факте было сообщено командиру части, который, однако, не принял надлежащих мер для предотвращения повтора взрывоопасной ситуации в будущем. …В ходе досудебного расследования выяснено и еще немало других фактов нарушения законодательства в данной воинской части. Расследование продолжается».

Казалось бы, все ясно. Опять самозабвенное исполнение военными товарищами нашего «национального танца» (на граблях) и, как следствие, — еще одна трагедия. Но… что-то уж слишком много совпадений в пожарно-взрывных делах МО.

Так, 11 мая 2004 г. генерал армии Марчук заявляет по поводу происшедшего в Мелитопольском районе: «С этой базой сотрудничали несколько коммерческих предприятий, возникло противоречие на сумму 2,5 млн. грн. …Была назначена ревизия, которая должна была завершиться 15 мая… взрыв произошел приблизительно через 2 дня после того, как правоохранительные органы начали производить допросы… военнослужащих и бизнесменов…». Заявление министра оказалось настолько красноречивым, что уже на следующий день кончает жизнь самоубийством начальник одного из отделов центрального аппарата тыла ВСУ. Причем делает это, выбросившись из окна. То есть способом, несколько странным для человека, имевшего все возможности (раз уж он решился на этот страшный шаг) для более безболезненного ухода из жизни. Зато являющимся излюбленным приемом маскировки устранения свидетелей под видом самоубийств и несчастных случаев. Правда, МО категорически отрицает какую-либо связь несчастного с утилизацией боеприпасов, приведшей к «артиллерийской катастрофе» в Запорожской области. Наверное, этому можно поверить. Вот только связь между происходящими событиями может быть не столь прямой. Но от того — не менее жесткой…

Одновременно у некоторых руководителей МО вдруг появляется сильное желание («озвученное» начальником Инженерных войск ВСУ) расформировать 275-ю базу. Хотя с точки зрения безопасности этот шаг бессмыслен. В самом деле, расформировывать — значит вывозить уцелевшие боеприпасы (более 70 тыс. т взрывоопасных предметов, внутри которых одной «чистой взрывчатки» и ракетных порохов содержится не менее 15 тыс. т). При этом — большая часть этих самых предметов подверглась либо механическим повреждениям, либо не диагностируемому при внешнем контроле изменению физико-химических характеристик взрывчатых веществ (ВВ) и твердого ракетного топлива. Поэтому транспортировка их является весьма опасной задачей. Гораздо более целесообразно переформирование 275-й артбазы в центр утилизации обычных боеприпасов и ВВ (поскольку, так или иначе, единственное разумное решение судьбы уцелевшего арсенала — это утилизация на месте и в кратчайшие сроки). Тем более что ТЕПЕРЬ в отношении содержимого складов 275-й базы простейшие меры утилизации действительно уже непригодны.

Невозможно допустить, что профессиональные военные инженеры этого не понимают. И поэтому волей-неволей напрашивается вывод: желание расформировать базу есть не что иное, как попытка действовать по принципу: «не удалось реализовать схему «все концы в огонь», попробуем запасной вариант — «все концы в реорганизацию». К сожалению, версия эта представляется заслуживающей внимания еще и потому, что в «новобогдановском деле» оказался… артемовский след. Во всяком случае , после взрыва на складах 52-й мехбригады уцелевший боекомплект был перевезен именно под Новобогдановку. А ведь в отношении Артемовска уверенность в «полуслучайном» характере происшедшего там инцидента (официальная версия объяснения причин которого может быть сведена к тезису «шайка полуграмотных вороватых прапорщиков сама не знала, чем рискует») тоже начала постепенно угасать. Так, в мае 2004 года в отечественных СМИ появились сведения, что именно с местных складов шли «налево» крупные партии снайперских винтовок…

В целом вырисовывается весьма интересная цепочка. Осенью 2003 г. начинается очередная инвентаризация ВСУ и масштабное инспектирование складов вооружения и боеприпасов. И практически сразу же «случайно» взлетают на воздух артемовские артсклады. Уцелевшие боеприпасы перевозят в Новобогдановку, где начинают лихорадочно (с чего бы вдруг?) утилизировать. А как только сей кипучий процесс привлекает повышенное внимание — эти склады (опять случайно) взлетают на воздух. Чудеса, да и только! Разумеется, каждый из перечисленных эпизодов по отдельности действительно может быть объяснен нелепым случаем или чьей-то безалаберностью и пр. Но представляется, что непрерывная цепь совершенно однозначно ориентированных событий в такой подход уже не очень укладывается.

Тем более что удивительные совпадения явно расширяют свою географию. 14 мая во Львове было обнаружено интересное изделие, пользующееся большим спросом на черном рынке, — легкий ручной противотанковый гранатомет одноразового применения РПГ-18 «Муха». Утром 17 мая стало известно, что попытка «тихо избавиться» от оружия не удалась — было официально сообщено, что гранатомет нашли. А уже вечером того же дня почему-то загорелись и взорвались склады на территории государственного предприятия МО Украины «Львовский завод сборных конструкций». Причем «деревянные и картонные ящики, резинотехнические изделия» полыхали настолько хорошо, что рухнули железобетонные (!) перекрытия на площади 120 кв. м. Опять случайность? Возможно. Но верится с большим трудом…

Вообще, трудно отделаться от впечатления, что, во-первых, мы видим только верхушку айсберга, а во-вторых, что все происходящее — только цветочки, а ягодки еще впереди. Упорными (правда, больше на словах) поисками тех «более 100 млрд. грн.», в отношении которых якобы «не сходятся концы с концами» у бухгалтерии военного ведомства, г-н Марчук явно разворошил осиное гнездо. Впрочем, саму борьбу за «финансовую чистоту» рядов МО можно было бы только приветствовать. Но лишь при условии, что она ведется грамотно — не при помощи газет и громогласных заявлений, а, скажем, тихой и жесткой работой военной контрразведки. Но поскольку желание использовать популярную тему для создания политического имиджа, видимо, пересилило соображения здравого смысла, то последовал своеобразный «ответ системы» чересчур публичным усилиям военного министра. Правду говорят, что забвение мудрого правила Макиавелли: «Смертельный удар, не ставший таковым для врага, становится смертельным для того, кто его наносит», — никого до добра не доводило. Что мы и наблюдаем во всей красе в нарастающем политическом скандале вокруг МО Украины, в который втянулся уже и премьер-министр, недвусмысленно предложивший ряду руководящих военных товарищей вспомнить наконец об офицерской чести и подумать об отставке. Кстати, думаю, что реакция (или отсутствие таковой) на предложение главы КМУ будет весьма поучительной…

Ну а что же в самой Новобогдановке? Только 19 мая склады, наконец, перестали гореть (четыре пожарных танка при поддержке двух спецпоездов заливали в очаги возгорания до 600 т воды в сутки). Между тем, как и предполагали независимые наблюдатели еще на прошлой неделе, информация о 10-километровом радиусе поражения оказалась банальным враньем — к 7.00 20 мая зона только уже проведенного разминирования (337 кв. км) чисто математически перестала вписываться в 20-километровый круг. А ведь даже из пострадавших населенных пунктов пока очищена от разлетевшихся боеприпасов (сейчас их собрано уже около 11 200) лишь половина. Срок же, потребный для полного разминирования всей обработанной «артиллеристами-хранителями» территории, оценивают в 4—6 месяцев.

Интересно также, что правительственная комиссия, занимающаяся катастрофой под Мелитополем, «успокоила» граждан радостным обстоятельством, что радиационно-химический контроль подтвердил отсутствие угрозы радиационного заражения местности и атмосферы в связи со взрывами. Если речь не идет об «отчете для галочки», то объяснение такому рапорту может быть только одно: в довершение всех бед на 275-й базе хранились еще и 125-мм бронебойные подкалиберные снаряды с сердечниками из обедненного урана (это неядерные боеприпасы, но при их изготовлении используется радиоактивный металл). Хотя, по идее, Украина сняла с вооружения такие «игрушки» еще в 1992 г.

Тем временем сумма только прямых убытков (уничтоженное и пришедшее в негодность военное имущество и сооружения), причиненных самому себе МО Украины, уже оценивается в 2,25 млрд. грн. (более чем полугодовой бюджет военного ведомства). Убытки гражданского населения выясняются, но известно, что повреждено свыше 2 тыс. одних только жилых домов. В остальном же — разбор «новобогдановских полетов» пока продолжается. Сможет ли МО Украины извлечь из него хотя бы минимальные уроки? Окончательный ответ на этот вопрос может дать только время. Хотя, если честно признаться, автор этих строк испытывает большой скептицизм по поводу того, что ответ этот будет положительным.

P. S. 12 мая 2004 года информагентство Корреспондент.net сообщило о трагикомическом случае — в Пыльвааском уезде Эстонии бобры… подожгли и взорвали лесной массив. Активная деятельность грызунов вызвала падение дерева на линию электропередач, от последовавшего замыкания лес загорелся, а от огня взорвались мирно лежавшие в земле еще со времен Второй мировой войны снаряды. Попутно те же бобры сгрызли две трети пограничных столбов между Латвией и Эстонией и фактически уничтожили границу между этими государствами. Конечно, на фоне происходящего в Украине этот случай следует отнести к разряду «смех сквозь слезы». Но все же — как хорошо, что в Украине нет большого количества таких активных зверушек! Сочетания их деятельности с плодами реформирования отечественных ВСУ страна могла бы просто не вынести…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам