Николай Гапочка: "Я не верю в "третью силу"

Сегодня в Верховной Раде появилась новая депутатская группа. Появилась она путём переименования группы «Народный выбор» в группу «Союз», чём сообщил заместитель председателя ВРУ Адам Мартынюк, открывая утреннее заседание парламента. Помимо названия, группа также поменяла численный состав. Её ряды пополнили два народных депутата из группы «Демократические инициативы-Народовластие»: Михаил Зубец и Михаил Потебенько. За несколько дней до этого руководитель группы Николай Гапочка дал интервью газете «Киевский телеграфъ», в котором рассказал о её перспективах, а также высказал своё мнение по ряду наиболее актуальных проблем.
Николай Михайлович, какую позицию сегодня занимает ваша группа «Народный выбор» в рамках парламентского большинства? И существует ли оно (большинство) вообще?

— Де-факто парламентского большинства, которое способно обеспечивать 226 и больше голосов, сегодня нет. Но де-юре оно существует, и в него входят 246 депутатов, ни один из которых не написал заявление о выходе. Парламентарии, которые в силу тех или иных причин вышли из фракций большинства, объединились в новую структуру, имеют на это полное право. Однако они официально должны были оформить свой «развод». На сегодня таких заявлений нет. Вот когда они появятся, тогда и будем считать по-новому. Это правовая сторона данной проблемы, и, думаю, она всем понятна.

В новых политических условиях ни одна из парламентских сил уже не в состоянии мобилизовать 226 голосов. Поскольку я умею считать — в школе по арифметике у меня была твердая «тройка», — то могу утверждать: если принимать во внимание пропорциональное соотношение между основными группировками Верховной Рады, то мы все равно фактически остаемся большинством. Коммунисты и социалисты контролируют 80 голосов (60+20), Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко — 119, а 200—209 депутатов входят в состав «большевиков» де-факто. Мы сегодня не можем самостоятельно решить ряд вопросов. Необходимо искать недостающие голоса или среди внефракционных депутатов, или ситуативно объединяться с социалистами, коммунистами и, возможно, с Ющенко. Парламентское большинство уже не имеет того влияния, которое было раньше, однако оно есть. Такова моя трактовка нынешнего состояния большинства. Наша группа в него входит и поддерживает. Мы занимаемся конструктивной работой, а в перспективе — создание новой структуры с изменением статуса и названия.

Вам все время помогают удержаться «на плаву». Когда «Народный выбор» находился на грани развала, то «Трудовая Украина» откомандировала вам своего депутата. Теперь вы снова оказались в тяжелом положении и получили «донорскую помощь». Вам «дали» Льва Миримского и Василия Хмельницкого…

— Никто нам ни Миримского, ни Хмельницкого не давал. Это те люди, которых нельзя ни купить, ни, как вы выражаетесь, «дать». А с «Трудовой Украиной» у нас существует политическая договоренность. «Трудовики» действительно нас поддерживали и поддерживают. В том числе и «физически», направляя к нам своих депутатов, которые сегодня находятся в составе нашей группы. Все договоренности с «ТУ» остаются в силе.

Выходит, что они сами взяли и пришли…

— Эти люди пришли к нам со своим видением проблем и предложениями по их решению. Мы все обсудили, наметили общие перспективы, и они согласились присоединиться к нам на таких условиях. Кстати, в ближайшее время «Народный выбор» пополнится очень солидными, уважаемыми людьми.

Говорят, что вы планируете создать партийную фракцию и с этой целью пригласили Миримского, который контролирует партию «Союз».

— Говорят, что кур доят! Партию мы не покупаем и не продаем. Будем ориентироваться на ту политическую структуру, которая отвечает нашим требованиям. Наша группа состоит исключительно из «мажоритарщиков». А после принятия нового закона о выборах на пропорциональной основе необходимо думать о завтрашнем дне. Поэтому мы сегодня и работаем в этом направлении. Все логично… Не исключена и реализация проекта с участием партии «Союз».

И, наверное, рассчитываете на опыт г-на Хмельницкого, который в свое время раскрутил брэнд «зеленых»?

— Не только Хмельницкого, но и г-на Баграева, который тоже работал с Партией зеленых. Они давние и добрые друзья, поэтому мы рассчитываем на эту связку.

Судя по вашей партийной ориентации, вы уже не верите в то, что пропорциональная избирательная система может быть упразднена?

— Это действительно так. В парламенте просто нет сил, способных «отмотать» ситуацию назад. «Мажоритарщики» сегодня рассредоточены по разным фракциям, которые выступают за пропорциональную систему, поскольку не хотят иметь дело с реальными людьми, с народом. Поэтому до 2006 года рассчитывать на возвращение к «мажоритарке» не приходится. Может быть, после новых парламентских выборов возникнут новые расклады, но в настоящее время это невозможно.

Пропорциональная система была принята в контексте конституционной реформы. Сегодня пытаются пролоббировать принятие варианта Александра Мороза, законопроект которого имеет тот же номер, что и проваленный 8 апреля конституционный проект — 4105. Это возможно?

— Я один из 23 членов временной специальной комиссии парламента по рассмотрению законопроектов о внесении изменений в Конституцию и поэтому могу подтвердить: такие предложения есть. Инициатором выступает Мороз и я, а многие другие депутаты поддерживают эту идею. Действительно, есть юридическая база и 226 голосов для принятия данного решения. Но надо 300! А такого количества голосов сегодня нет. Максимум, что мы можем набрать, если со всеми договориться, — 280. Я пока не вижу тех сил и лидеров, с помощью которых возможно найти недостающие голоса. Кроме того, не забывайте, что часть «мажоритарщиков» покинули свои фракции в знак протеста против проведения конституционной реформы. Уверен, что вносить изменения в Основной Закон необходимо, однако из-за отсутствия людей, способных создать конституционное большинство, этот вопрос остается открытым.

Может быть, «Наша Украина» восполнит дефицит голосов? Многие в «НУ» уже начинают сомневаться в том, что Виктор Ющенко обязательно победит на президентских выборах, и поэтому задумываются над необходимостью урезать полномочия будущего президента.

— Не исключено. Я уже говорил о том, что изменения в Конституцию, о которых идет речь, возможно, понадобятся и Ющенко. На мой взгляд, в сентябре — начале октября, когда достаточно четко проявятся предвыборные настроения в обществе и когда станет ясно, появится или нет «третий кандидат», «нашеукраинцы» действительно могут поддержать конституционную реформу. Хочу вам рассказать о таком случае. 8 апреля, после провала конституционной реформы, я зашел к спикеру Владимиру Литвину в кабинет. Там находился еще первый вице-спикер Адам Мартынюк. И вдруг появился Ющенко со своими однопартийцами, пребывающими в эйфории. Тогда Адам Иванович сказал фразу, которую я очень хорошо запомнил: «Вы еще горько пожалеете о том, что сегодня сделали». Наверное, он имел в виду следующее: если президентом станет не Ющенко, а кто-то другой, да еще с нынешним объемом полномочий, то «нашеукраинцы» первыми почувствуют, что совершили ошибку.

Вы сказали, что ближе к осени может появиться третий кандидат. Вы сами верите в миф о так называемой «третьей силе»?

— Знаете, в эту «силу» я не верю. Как не верю и в «единого кандидата». Мы должны сегодня объективно признать, что в выдвижении Виктора Януковича единым кандидатом была своя логика. Янукович — это премьер-министр коалиционного правительства, сформированного парламентским большинством. И кого еще это большинство должно выдвигать? Виктор Федорович — единственный человек из тех, кого я знаю, который может устоять и жестко провести свою позицию на выборах. Кроме того, за последние полтора года Янукович очень сильно «прибавил» и как государственный деятель, и как дипломат. Просто хоть в книгу рекордов Гиннесса заноси. Он уже давно перестал быть региональным лидером. По моему мнению, Янукович — абсолютно нормальный и доступный человек. А это очень важно для государственного деятеля. Я вам так скажу: взять власть — это одно дело. Но победная эйфория быстро проходит. Потом на плечи начинает давить государство, на человека ложится колоссальный груз ответственности. Уже не важно, кто за кого голосовал: ты отвечаешь за состояние дел и на востоке, и на западе страны. Нельзя же будет сказать: вы за меня не голосовали и поэтому я вам помогать не буду. А завтра недовольные выйдут на рельсы, заблокируют движение. Не мне вам рассказывать, что может произойти.

Кроме того, возникает проблема кадров. Хорошие руководители в очереди не стоят. Это только так кажется. А ведь надо привлекать грамотных специалистов. «Дерибанить» бюджетные средства — это одно. Делать и отвечать за свои поступки — совсем другое. И многие не хотят брать на себя такую ответственность. Это факт. Так что наступит день выборов президента, объявят результаты голосования, сядут, выпьют, закусят, споют, и все — надо начинать управлять. А проблем в государстве выше крыши. Все, кто стремится прийти к власти, должны понимать: эйфория быстро пройдет и наступит ответственность.

Как вы относитесь к альтернативной коалиции, созданной Валерием Пустовойтенко и Анатолием Кинахом, которая собирается выдвинуть своего единого кандидата в президенты?

— Хорошо знаю и Кинаха, и Пустовойтенко. Это ответственные государственные деятели. Каждый в свое время что-то сделал, чего-то достиг. Надо бы, чтобы у нас хватило трезвости дать объективную оценку их деятельности. Знаете, есть такая поговорка: «Я працював у владі, будь вона неладна». Это каторга, будь она проклята, если ответственно относишься к работе. А Кинах и Пустовойтенко — просто два политика государственного уровня, которые ищут свое место, пытаются самоопределиться. И, к сожалению, вы же видите, не хватает депутатов ни у Партии промышленников и предпринимателей, ни у НДП для создания фракции. Поэтому их объединение — вынужденный шаг. Если оценивать объективно, то сказать, что появилась большая сила, нельзя. Ну, стало их 16 после слияния. А нас без слияния 15.

Может, они просто торгуются с Януковичем за будущие кресла, если не для себя, то хотя бы для своих людей?

— Не знаю, есть ли здесь предмет для торга? Янукович если и будет торговаться, то с какой-то реальной силой, обладающей хорошим потенциалом… Они могут поступать как хотят. Это их право. На мой взгляд, их целью не обязательно должны стать выборы президента. Возможно, они таким образом прокладывают себе дорогу к будущим парламентским выборам 2006 года. Просто хотят прощупать почву: если кто-то из них наберет самостоятельно 3 или 4%, то можно и на выборы пойти самостоятельно. А если 0,73%, то понятно, что нужно объединяться. Думаю, именно эти мотивы являются реальными, а не участие в президентской кампании. Тем более что одно дело действующий премьер, который всегда на виду, постоянно решает актуальные проблемы, и совсем другое — экс-глава Кабмина. Кому интересно, что он сделал хорошего когда-то? Поход в историю — это всегда только поход, не более того. То же самое относится и к Ющенко. Давайте послушаем беседу двух обычных граждан. В их почтовые ящики бросают предвыборные листовки. В одних рассказывается, что Ющенко когда-то сделал. А в других — Янукович повысил пенсии, что-то там для шахтеров сделал. И вот один из граждан говорит: «Вот как хорошо премьер работал». А другой говорит: «Да, так было, но новый работает еще лучше». Исходя из этого и можно прогнозировать распределение предпочтений людей во время голосования.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам