Торговая война

Несколько дней назад американская администрация сообщила, что оставит в силе торговые санкции против Украины, наложенные в 2002 году за нарушение прав интеллектуальной собственности. Общая стоимость санкций, которые распространяются на украинскую продукцию, составляет $75 млн. Кабинет министров прореагировал на это «ответом Чемберлену»: назвал решение США политическим и попросил провести дополнительную оценку ситуации по этому вопросу у нас.

Все началось с обнародования в начале мая нового ежегодного доклада Торгового представительства США, в котором украинские чиновники с удивлением обнаружили имя своей страны на первом (!) месте в списке стран, которые не борются с пиратской индустрией нелегальных компакт-дисков с нелицензированными записями. В докладе отмечается, что систематическая неспособность Украины положить конец пиратской продукции может стать преградой для вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Впрочем, отчаиваться не стоит: во-первых, мы там не одни, во-вторых, доклад – это не приговор, а выводы аналитиков (подкрепленные данными американской разведки). Поэтому стоит рассмотреть суть проблемы более пристально.

«Специальный доклад 301» – ежегодный аналитический сборник фактов о нарушениях прав интеллектуальной собственности (ПИС) в мире, выпускается по Торговому закону США с 1988 года и подписывается Торговым представителем (ТП) Робертом Зелликом. В этот раз ТП США включил 33 торговых партнера в «контрольный список» за нарушения ПИС, а еще 16 торговых партнеров попали в «приоритетный контрольный список», подразумевающий более пристальное внимание.

Так, США вновь решили подвергнуть мониторингу по «Специальному докладу 301» Китай и Парагвай. Это означает, что Торгпред может перейти непосредственно к применению торговых санкций в отношении любой из этих стран, если мониторинг выявит спад в выполнении двусторонних соглашений о правах интеллектуальной собственности. Всего же в «Специальном докладе 301» за этот год перечислены 52 страны, отнесенные к числу приоритетных зарубежных стран, включенные в приоритетный контрольный список (ПКС), контрольный список (КС) или подлежащие мониторингу по статье 306.

Приоритетные зарубежные страны – это те, которые проводят наиболее обременительную или вопиющую политику, оказывающую самое отрицательное воздействие на американских правообладателей или товары, и подлежат ускоренным расследованиям и возможным санкциям. В списке приоритетных зарубежных стран остается и Украина.

Страны, включенные в ПКС, не обеспечивают на достаточном уровне охрану или контроль прав интеллектуальной собственности либо доступ на рынки для лиц, полагающихся на охрану интеллектуальной собственности. Доклад за этот год включает в ПКС 15 торговых партнеров. В их число вошли: Аргентина, Багамские острова, Бразилия, Египет, ЕС, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Ливан, Пакистан, Россия, Тайвань, Турция и Филиппины.

34 торговых партнера включены в КС: Азербайджан, Беларусь, Белиз, Болгария, Боливия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Доминиканская Республика, Израиль, Италия, Казахстан, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Перу, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Уругвай, Хорватия, Чили, Эквадор и Ямайка.

В дополнение к 50 указанным странам Китай и Парагвай, ввиду их серьезных проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, подлежат действию другой части закона – мониторингу по статье 306 вследствие ранее достигнутых двусторонних соглашений с Соединенными Штатами по решению конкретных проблем, поднятых в предыдущих докладах. В «Специальном докладе 301» за этот год также объявлено о внеочередных проверках по следующим пяти странами: Израилю летом, Малайзии, Польше и Тайваню осенью, Китаю в начале 2005 года.

Вообще, стоит заметить, что Украина попала на первое место «контрафактников», автоматически, перекочевав из предыдущего списка, и, если говорить серьезно, то мы вряд ли заслуживаем столь высокой оценки наших подпольных возможностей. На самом деле (и американцы это прекрасно знают) крупнейшим производителем нелицензионного интеллектуального продукта является Китай. В апреле 2004 года на заседании совместной комиссии по коммерции и торговле (СККТ) Соединенные Штаты добились от китайского вице-премьера Ву И обязательства, что Китай примет ряд мер, чтобы значительно сократить нарушения ПИС по всей стране. Эти меры изложены в разделе доклада по Китаю и необходимы в связи с повсеместными проблемами контрафакции и пиратства, которые охватили весь внутренний рынок Китая, и тем фактом, что Китай стал ведущим экспортером контрафактных и пиратских товаров в мировом масштабе. Не случайно в начале 2005 года Китай подвергнется беспрецедентной по масштабам внеочередной проверке.

Интересная деталь: в обзоре за 2004-й год ТП США уделяет особое внимание все более важному вопросу необходимости значительного улучшения правоохранительных мер против контрафакции и пиратства с особым упором на продолжающуюся кампанию по сокращению производства несанкционированных копий таких продуктов на «оптических носителях», как CD, VCD (видео компакт-диски), DVD и CD-ROM.

Подделка товаров, защищенных товарными знаками, представляет собой растущую проблему во многих странах, включая Болгарию, Бразилию, Венесуэлу, Вьетнам, Индию, Индонезию, Ливан, Мексику, Пакистан, Парагвай, Россию и Филиппины. В этих и других странах проблема, в конечном счете, заключается в политической воле правительства эффективно противодействовать пиратству и распространению контрафактной продукции.

Что же касается Украины, то ее руководители неоднократно пытались доказать о наличии подобную волю у нас и реальные сдвиги к лучшему. Не менее аргументировано оборонялся Кабмин и в этот раз, доказывая, что (цитирую) «…выводы относительно Украины и ее места среди стран, которые не обеспечивают надлежащую защиту прав на интеллектуальную собственность, обнародованные в апреле Торговым представительством США… не могут быть квалифицированы иначе, как политические. Они не отвечают действительному состоянию дел».

Так, по данным власти, все в порядке у нас в законодательной сфере: оно полностью приведено в соответствие с требованиями Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS) Всемирной торговой организации. Украина является участницей 18 многосторонних международных договоров в сфере интеллектуальной собственности. Уголовным кодексом и Кодексом об административных нарушениях установлены суровые наказания за нарушение прав интеллектуальной собственности, а Законом «Об особенности государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания» созданы действенные механизмы для борьбы с производством и оборотом пиратских дисков.

Что касается госконтроля, то в составе министерства внутренних дел, Службы безопасности и Государственной таможенной службы созданы специальные подразделения по борьбе с производством и распространением на территории Украины контрафактной продукции. Как утверждает правительство, в 2003 году Государственным департаментом интеллектуальной собственности вместе с правоохранительными и контролирующими органами по результатам проверок предприятий и предпринимателей изъято контрафактной продукции на 2,5 млн. гривен, возбуждено 86 уголовных дел, составлено 182 протокола об административных нарушениях.

«Результаты такой целенаправленной работы дают все основания утверждать, что Украина достигла значительного прогресса в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, пресечения пиратства относительно оптических носителей и подделки торговых марок», – говорится в заявлении. Правительство также заверяет, что со своей стороны и далее будет принимать меры для усиления борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности и подтверждает свою настроенность на конструктивное взаимодействие с США и другими странами в этой сфере деятельности.

А тем временем претензии американцев к нам, особенно на заключительном этапе переговоров о вступлении в ВТО, свидетельствуют о наличии «крючка», за который нас могут ухватить. Раньше таким крючком были «Кольчуги», отмывание денег и «свобода слова», теперь вот контрафактные диски. Надуман он или нет?

Справедливости ради стоит заметить, что подпольные (и вполне легальные) фабрики по производству пиратских компакт-дисков у нас есть и будут, как есть они во всем мире, включая даже Америку. Более того, в результате массированной борьбы с ними со стороны силовиков появился новый вид пиратства – серый. Заводы по производству компактов делают их по лицензиям, но значительно увеличивают тираж. Наклеивают на диски имитацию разрешений, в которых указывают не название произведения, а жанр. Например – “комедия” или “игра”. Отличить такие диски от настоящих могут только профессионалы. Специалисты говорят, что в прошлом году в Украине произвели тридцать миллионов компактов, а официально проданы только десять миллионов. Остальные реализовали за границу или через сеть раскладок в Украине. Именно из-за этих подделок Соединенные Штаты и решили продлить экономические санкции против нашего государства.

Что можем сделать мы со своей стороны в данной ситуации? Снова устроить масштабный «шмон» на фабриках и раскладках. Но насколько этот способ будет результативен? Тут специалисты высказываются достаточно скептично: до тех пор, пока украинец будет получать в месяц зарплату равную стоимости лицензированного программного продукта или 20 легальным дискам, он будет покупать более дешевые подделки. И ничего с этим поделать нельзя.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам