Крест и двойные стандарты

На могиле украинского телеоператора Тараса Процюка в годовщину его убийства установили и освятили простой украинский казацкий крест. Такие устанавливали на могилах казаков, которые погибли в бою, но не были отмечены какими-то званиями или отличиями. И на серо-розовом граните на концах креста почти не видны зарубки. Очень похожие на грубоватые и безжалостные зарубки памяти. И на трещины на мозолистых ладонях, уставших держать саблю. Или телекамеру…

Тарас Процюк не был на той неправедной войне, которую США развязали против народа Ирака, ни рядовым, ни генералом. Он вообще не был военным и в Ирак поехал как телеоператор агентства «Ройтерс». Но 8 апреля 2003 года Тарас стал солдатом, погибшим в бою за правду о той войне. Все телеканалы мира обошли кадры танка, который хищно крутит своей башней в поисках жертвы, потом останавливает свой выбор на гостинице «Палестина» и стреляет. Камера сохранила этот момент, потому что ею снимал Тарас и был убит.

С того момента прошел год, но американцы по-прежнему отказываются не только признавать вину своих военных в смерти Тараса и других его коллег, но даже выплачивать компенсацию семьям убитых. И, как водится, к сожалению, только к печальным годовщинам журналистская общественность мира и даже украинская власть в лице МИД вновь вернулись к этому вопросу. За четыре дня до печального дня в Лондоне состоялась поминальная служба по Тарасу, организованная друзьями и коллегами Тараса из «Ройтерса». Через три дня международная правозащитная организация «Репортеры без границ» заявила о том, что ответственность за гибель журналистов в Ираке лежит на военной элите США. Заведующая секцией Ближнего Востока «Репортеров» Северин Каз-Чан сказала журналистам, что виновными в гибели журналистов Тараса Процюка и его испанского коллеги, тележурналиста канала «Телесинко» Хосе Коусо, убитого тем же снарядом, являются те, кто приказал солдатам стрелять по гостинице «Палестина» в Багдаде. Даже если это убийство было непреднамеренным и если свидетельства американских военных о том, что на картах гостиница не была отмечена как «специальная гражданская зона», правдивы, подчеркнула она.

«Репортеры» вновь поставили под сомнение главную «отмазку» американских военных: дескать, танкисты действовали в полном соответствии с правилами ведения боя, а посему не виноваты. Г-жа Каз-Чан по этому поводу заявила: «Американцы в Ираке повели себя так же, как традиционно ведет себя израильская армия. Аргументация отказа предоставить для ознакомления эти правила следующая: если правила станут всем известны, то противники воспользуются ими во вред армии. В результате гражданские лица не знают, чего ждать от вооруженных иностранных солдат. По нашему мнению, выход состоит в том, чтобы знакомить с такими правилами выборочно, не обнародовать их полностью, но хотя бы сделать правила прозрачными в той части, которая касается гражданского населения». И добавила, что, согласно Женевской конвенции, пресса относится именно к «гражданским лицам, в которых категорически запрещено стрелять».

В день печальной годовщины стало известно, что родственники шестерых погибших в Ираке журналистов, в том числе и Тараса Процюка, обратились с официальным письмом к Конгрессу США, в котором, в частности, требуют новых расследований гибели журналистов. Письмо подписано вдовами погибшего 8 апреля 2003 года в Багдаде Процюка и корреспондента канала «Аль-Джазира», погибшего в тот же день в результате бомбардировки иракской столицы. Кроме того, его подписали вдова оператора «Ройтерс» Мазена Дана, расстрелянного обезумевшими от страха американскими солдатами 17 августа 2003 года в Багдаде, дочь репортера британского канала ITN Терри Ллойда, погибшего 22 марта нынешнего года близ города Бассорах на юге Ирака, а также жены пропавших без вести в тот же день французского оператора Фреда Нерака и ливанского переводчика Хусейна Отмана. «Мы просим вас сообщить нам дополнительную информацию, начать новые расследования, которые, по нашему мнению, завершились слишком быстро, а также просим сделать все возможное, чтобы подобные трагедии больше не случались», — говорится в этом письме, обращенном к Конгрессу США.

В тот же день с аналогичным требованием — разобраться в причинах убийства журналистов — к министру обороны США Дональду Рамсфельду и его британскому коллеге Джефу Хуну обратился британский профсоюз журналистов NUJ и отметил, что сегодня нет объяснения произошедшему и напомнил, что семьи погибших, медиа-организации и общественность так и не узнали подробностей того, что произошло с этими журналистами и несколькими другими. В обращении британский профсоюз требует провести независимое расследование обстоятельств ведения так называемого «дружественного огня» со стороны войск США по журналистам и другим людям, а также объяснить, какие меры принимаются армиями США и Великобритании, чтобы предотвратить повторение таких трагедий в будущем. Молчат министры, молчат…

Равно как не отреагировало никак и посольство США в Украине, которое 8 апреля пикетировали немногочисленные киевские журналисты совместно с Институтом «Республика». Они держали перед посольством США плакаты с надписями «Буш, мы все помним!» и украсили близстоящие деревья портретами погибшего Тараса и зажгли свечи памяти.

Но самое примечательное в этой годовщине и, пожалуй, самое отвратительно показательное — молчание украинских организаций масс-медиа, которые на гранты американского посольства и других организаций из США взялись защищать свободу слова и права украинских журналистов. Даже МИД Украины, напомним, обратился к американским властям с напоминанием о необходимости выплаты компенсации семье Тараса, а глава внешнеполитического ведомства Константин Грищенко телефонным звонком даже потревожил по этому поводу американского посла Джона Хербста. А грантоеды промолчали: ни заявления, ни прокламации…

Более того, из грантоедской среды пошел гулять гаденький тезис о том, что, мол, не надо «устраивать акции на смерти человека». Так, вроде этот человек умер в своей постели, а не был убит. Так, вроде бы не эти организации и их СМИ спекулировали, выбивая миллионные гранты на «борьбу за свободу слова», на убийстве украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Так, вроде бы жизнь одного журналиста менее значима, чем жизнь другого, только на том основании, что в убийстве одного обвиняют украинскую власть, а в гибели другого повинна власть США. Как минимум, двойные стандарты налицо, если не сказать — прагматичный цинизм…

Впрочем, такое поведение объяснимо. Одна из видных грантоедок, сейчас счастливо обретающихся в США, как-то объяснила свою позицию: тем, кто будет замечен в пикетах у американского посольства, гранты США не дадут никогда. А не будут замечены — получат щедро. И многое им простится, если кто-то обнаружит, к примеру, нецелевое использование грантов…

«…Может быть, это сукин сын, но это наш сукин сын», — сказал как-то американский президент Франклин Рузвельт о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе. Звучно сказал и, похоже, навсегда определил смысл американской политики насаждения демократии по-американски и своего отношения к послушным агентам влияния. И эта политика жива…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам