Феноменология духа

Единство и борьба противоположностей — базовый закон диалектики, открытый одним немецким мужиком по фамилии Гегель. Он описывает развитие всего, что только может развиваться. Начиная от чистого разума господина Канта и заканчивая производством стирального порошка «Тайд» (кстати, вы еще кипятите?).
Гегелевская «Феноменология духа» является настольной книгой многих украинских политологов… Знаете, на философском факультете Киевского госуниверситета было два товарища, которые считали, что врубились в философию Гегеля. После этого они стали крайне задумчивыми, а один начал считать количество трещин в полу общаги. За этим занятием его и застали два дружелюбных санитара в шинелях, надетых поверх медицинских халатов.

Предвыборная эволюция блока «Наша Украина» полностью отвечает высоким диалектическим критериям Гегеля. Сначала было единство противоположностей: «нашеукраинцы» вместе с коммунистами и социалистами изображали объединенную оппозицию и даже пытались вместе бороться с «режимом». В ходе реализации конституционного проекта началась борьба противоположностей: левые — за реформу, а Виктор Ющенко — против. А потом, в строгом соответствии с феноменологическими постулатами, опять наступил этап единства.

Виктор Андреевич собрал от 9 (оценка правоохранительных органов) до 12 (самооценка) тысяч человек и привел их к стенам Кабмина под левыми лозунгами. Вообще-то он правоцентрист с национал-патриотическим уклоном, но чего не сделаешь ради победы на президентских выборах.

Коммунисты в шоке. «Нашеукраинцы» практически на шару воспользовались их электоральной нишей.

Виктор Ющенко прямо под окнами кабинета премьер-министра рассказал загадочную притчу насчет тяжело рожающей яблони, от которой необходимо отгонять свиней, и потребовал повысить пенсии и зарплаты.

Премьер должен сделать самую малость: найти 10 млрд. грн., которые, по мнению специалиста-садовода, оказались уведенными в тень. Кабмин в шоке. Срочно готовится аналитический отчет: уважаемый Виктор Андреевич…

Далее следуют сложные макроэкономические расчеты, сопоставляются индексы Dow Jones и рентабельность Винницкого завода прорезиненных мармеладных изделий… денег нет и быть не может. Президент в восторге: наконец-то «Наша Украина» перестала заниматься ерундой и поняла, что конституционная реформа необратима. Теперь «нашеукраинцы», как обычные коммунисты, под Кабмином митингуют, спрятанные социальные деньги ищут.

А глава администрации Президента чуть ли не катается по полу от радости. Удалось-таки направить политическую энергию Ющенко в нужном направлении. Наметилось трогательное единство противоположностей. «Наша Украина» по собственной инициативе расчищает запасной аэродром для главного кризисного менеджера страны. Нет, он ни при чем: посмотрите, люди, на его руки. Они чисты. Это лидер влиятельной политической силы ополчился на премьера. Кто хочет стать новым главой Кабмина? Медведчук? Да что вы такое говорите?!! Но что-то рациональное в требованиях Виктора Андреевича есть. И опять-таки, этот пассаж о свиньях заставляет задуматься. Наверное, права была Юлия Тимошенко, когда в одном из своих интервью вскользь обронила: «Ющенко часто не замечает, как его глубоко используют».

С помощью достаточно сложных комбинаций (следите за руками: «поднимать людей в защиту Конституции бессмысленно», «блокировать парламент ради партийного закона о выборах абсурдно») славного лидера «Нашей Украины» ненавязчиво активировали для выполнения трех стратегических предвыборных задач. Не знаю, действует ли Виктор Андреевич неосознанно или же все-таки что-то подозревает, но факты — вещь упрямая.

Задача первая: переключение публичной активности «Нашей Украины» на организацию акций протеста против Кабмина. Мы уже говорили о том, что такой политический формат выгоден главе администрации. Что может быть лучше хорошо организованного кризисного мероприятия, последствия которого просчитываются на два хода вперед? Прямым следствием отставки правительства является парламентский кризис (еще один бонус), поскольку Кабинет министров сформирован на основе квот фракций и депутатских групп большинства. Достаточно выдернуть из «большевиков» кабминовский стержень, и конструкция теряет последнюю точку опоры. Образуется пластичный «политический материал», из которого можно лепить все, что угодно. Когда борются две противоположности, всегда найдется третий, который использует эту борьбу в своих целях.

Задача вторая: оформление окончательного «развода» коммунистов, социалистов и «НУ». Виктор Ющенко де-факто вторгся на чужую электоральную территорию. «Аренда» предвыборных лозунгов левых допустима на парламентских выборах. Сегодня в Верховной Раде трудно найти человека, который не обещал бы своим избирателям большую пенсию, огромную зарплату, молоко, яйца, майонез и другие продукты питания. Но президентская избирательная кампания предполагает высокую степень концентрации и персонализации идеологического программного обеспечения. Согласитесь, будет странно видеть предвыборные плакаты Виктора Ющенко и Петра Симоненко с одинаковыми лозунгами. Избирателю придется объяснять, в чем между ними разница. Подобная «квазикоммунистическая мимикрия» вполне логична, если, например, социалисты и «нашеукраинцы» договорятся выдвигать общего кандидата. И таким претендентом должен стать Александр Мороз. В этом случае Виктор Ющенко все делает правильно: «разогревает» массы перед выдвижением Сан Саныча.

Задача третья: использование «Нашей Украины» с целью создания предпосылок для роспуска парламента. Понятно, что даже энергичной Тимошенко не справиться с задачей по блокированию работы парламента на протяжении тридцати дней. Это по силам только хорошо тренированным по специальной методике членам «НУ». У них есть ценный опыт по метанию в спикера разнообразными предметами депутатского обихода. Владимир Литвин уже привык к подобным проявлениям «внимания». Он даже успокаивал известного международного финансиста Джорджа Сороса, которого в Киеве забросали майонезом, упакованным в специальные резиновые изделия. «Не волнуйся, брат Джордж, у нас в парламенте и не такое в людей кидают». Виктор Андреевич — большой затейник…

И совершенно случайно на второй день после «левого марша» Ющенко Конституционный суд начал рассматривать представление Президента, касающееся досрочного прекращения главой государства полномочий парламента. В Конституции записано, что президент может распустить Верховную Раду, если она на протяжении 30 дней не может начать свою работу. В частности, Леонид Данилович просит КС объяснить:

— идет ли речь о 30 календарных днях подряд, или может применяться другой способ расчета этого срока? Например, за два месяца накопилось тридцать «блокадных дней» — и все, роспуск;

— что следует понимать под словосочетанием «не могут начаться»: не принимаются решения, нет соответствующего кворума или определенные народные депутаты (фракции, группы) не принимают участия в голосовании, из-за чего невозможно принимать законы конституционным большинством; открытие пленарного заседания невозможно в связи с отсутствием необходимого количества зарегистрированных депутатов; часть народных депутатов преднамеренно совершает действия (захват трибуны, блокирование президиума, вывод из строя средств связи, системы голосования), которые не позволяют начать пленарное заседание.

Особенно интересен последний пункт. Он буквально выписан под Виктора Ющенко. «Наша Украина» блокирует заседания Верховной Рады, требуя от правительства 10 млрд. грн. «отходного»? Ждем 30 дней. Что, устали блокировать? Тогда начинаем принимать конституционную реформу. Медленно и печально. Затем распускаем.

Теоретически время для реализации данного плана есть. Необходимо управиться до июня, поскольку, в соответствии с действующей Конституцией, Президент не имеет права распускать ВР за шесть месяцев до выборов главы государства. Ющенко — главное действующее лицо этого плана. В принципе, он устраивает многих, поскольку: а) досрочные выборы будут проводиться на основе старого избирательного законодательства (новый партийный электоральный закон вступает в действие с 1 октября 2005 года); б) на период парламентских выборов уже будет не до президентской кампании (должен же в государстве оставаться хоть один стабильный институт власти); в) даже если будут проведены почти одновременно и президентские, и парламентские выборы, блок «Наша Украина» не сможет победить сразу в двух кампаниях. И что бы делал кризисный менеджер без Ющенко? Прав старик Гегель: в воздухе запахло единством противоположностей.

Конечно, не надо воспринимать чересчур серьезно вариант с досрочным роспуском парламента. Важен не сам разгон ВР, а процесс, который соответствует всем параметрам кризисного формата развития политической ситуации. Появляется новая вводная, которую волей или неволей приходится отрабатывать. Людям есть чем заняться: а вдруг и вправду распустит, если парламент благодаря Ющенко не примет конституционную реформу? Да нет, ерунда, не распустит. Хотя…

Теперь вся надежда на Виктора Андреевича. От него зависит выбор очередного «кризисного меню»: отставка правительства, провал реформы, досрочный роспуск ВР. Он подносит «снаряды», а гаубицей управляет его диалектический двойник.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам