Каштаны от грантоедов

Перед тем, как идти на «революцию», затеянную 9 марта сего года профессиональными «борцами за свободу слова» в Украине, я колебался долго. Внутри боролись между собой элементарное отвращение к легко прогнозируемому фарсу, брезгливость и профессиональный долг – видеть самому, чтобы точнее о происшедшем судить (описывать, комментировать, информировать и т. д., но не агитировать и не пропагандировать за победу на президентских выборах Виктора Ющенко за американские деньги – это так, легкое напоминание тем, кто хочет помнить о предназначении журналистики – Авт.). Поход от памятника Богдану Хмельницкому к монументу Тарасу Шевченко себя оправдал полностью, ибо подтвердил и без того известное – в Киеве начали мутить «каштановую революцию». Потому что деньги на это пошли…
Тем, кто не в курсе или подзабыл, напоминаю суть указанной революции. О ней живописно гласит редакционный комментарий «The Wall Street Journal Europe» от 12 февраля 2004 года: «После бескровной декабрьской «бархатной революции» в Грузии (она же – «революция роз». – Авт.) можно надеяться, что теперь наступил черед «каштанового варианта» в Киеве (в покрытой листвой украинской столице они расцветают каждую весну). Украина имеет замечательный шанс повторить грузинский успех народной демократии, но при условии, что Запад и демократическая украинская оппозиция правильно разыгрывают свои карты» (здесь и далее выделено мной – Авт.). А чтобы это произошло, газетка советует: «Оппозиция в Украине должна добиться большего успеха, организуя акции протеста. Тем временем Запад мог бы более решительно оказывать давление на Киев. Совет Европы сделал шаг помощи, помешав Кучме, осудив его конституционную поправку (конституционную реформу – Авт.). Теперь предстоит напряженное голосование в парламенте. Евросоюзу следует более активно проводить политику кнута и пряника, чтобы реально изменить ситуацию на Украине…».

Все потенциальные «каштановые революционеры», как вы понимаете, застыли в низком старте и с раскрытыми кошельками, потому как такие серьезные дела на пустые желудки и с опорожненной мошной не делаются. И «три зеленых свистка» – мол, давайте, ребятки, ату их, ату – немного погодя, подала экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт. В своей статье «Как помочь Украине проголосовать», напечатанной в The New York Times и, разумеется, оперативно и с мобилизационными целями «передранной» в украинских оппо-СМИ, эта очередная отставная «железная леди» дикого Запада пишет (цитирую особо ценные избранные места): «Путь, который выберет Украина, имеет огромную важность для Соединенных Штатов…

…Соединенные Штаты не заинтересованы в победе какого-либо конкретного кандидата в Украине, но наши ставки в этой игре высоки…

…Так что же должны делать Соединенные Штаты, чтобы поддержать демократию в Украине?… Для начала – высказаться начистоту. Президент Буш и должностные лица его кабинета должны настоять на свободных и честных выборах, и они должны это сделать поскорее. Грязные технологии могут предрешить исход этих выборов задолго до голосования.

…Высшие должностные лица должны посетить Украину, будут и другие возможности, когда лидеры большой восьмерки, Евросоюза и НАТО встретятся в июне этого года. Продвижение демократии на Ближнем Востоке уже включено в повестку дня администрации Буша. Сохранение демократии в Украине также должно быть одним из приоритетов.

Во-вторых, надо увеличить поддержку независимых средств массовой информации и гражданского общества. Это потребует значительных финансовых вливаний, а также со стороны демократических соседей Украины, которые могут поддержать независимые медиа и финансировать организации для мобилизации избирателя и мониторинга кампании.

Третье: присоединиться к нашим европейским партнерам в поисках альтернативных сценариев для Украины. Свободные и справедливые выборы, чем бы они ни закончились, должны привести к торговым и визовым уступкам со стороны Европейского Союза и конкретному плану обретения членства в ЕС, росту военного сотрудничества с НАТО, и поддержки членства в Всемирной Торговой Организации…».

Это, как вы, наверное, понимаете, «пряник»: если изберете (на честных выборах) нужного нам кандидата (имя его нам не важно, но оно должно быть исключительно «Виктор Ющенко», так как это наша «высокая ставка»), то получите и деньги, и помощь при вступлении в ЕС, ВТО и НАТО. А вот и «кнут» от Олбрайт из той же статьи. Почтенная железная дама с прямотой металлического лома пишет: «Если же выборы будут нечестными, руководство Украины должно знать, что вступление в западные институты замедлится, и что их собственные банковские счета и привилегированные визы им не гарантированы. Как и в случае, если партия Кучмы станет перекраивать Конституцию в свою пользу».

И вы чувствуете, что не одной заботой об украинской демократии в виде «чистых президентских выборов» озабочена некогда могущественная отставница. Ей выборов уже мало, для нее важно, чтобы и конституционная реформа, ограничивающая полномочия президента, не прошла. Ибо зачем раскошелившимся США нужен Ющенко с обрезанными полномочиями – ведь он вынужден будет согласовывать свои шаги с правительством и парламентом, когда начнет «отбивать» вложения. И действительно: кому нужна такая неполноценная марионетка в Америке, если ее таковой и в Украине все олигархи из «Нашей Украины», тоже сделавшие «большие ставки» на Ющенко, видеть не хотят…

Но поскольку сигнал о том, что «бабло» в виде грантов «на демократию» хлынет потоками, подан, наши «каштановые» и ломанулись на улицу. Благо дело, 190-летие со дня рождения Тараса Шевченко подвалило, а президент Кучма отбыл в Бруней с Таиландом. Короче, кот – за двери, мыши – в пляс. Под барабанный бой и «розмаїття» всевозможных стягов. Но вот под памятником Кобзарю опять нескладуха: вроде бы договорились о едином кандидате, определили, что им будет Ющенко, и даже Юлия Тимошенко с этим согласилась, а тут Александр Мороз, как всегда, резко почувствовал приверженность «партийным постулатам СПУ» и выступил за завершение конституционной реформы. То есть, как вы понимаете, фактически за обрезание приносящей «бабло» американской марионетки, которая – это Мороз отлично понимает – может и не победить. В общем, концовка была скомкана: Ющенко и Тимошенко пошли, похоже, готовить ведомости на получение мзды «за начало каштановой революции», а Мороз… Ну а что, Сан Саныч? Ему нужно думать, как сделать так, чтобы власть его не «кинула» и конституционную реформу до конца довела, ибо вариант «Кучма-3», то есть баллотирование на третий-второй срок нынешнего президента – это далеко не фикция. И победить он может, и полномочия у него в случае провала реформы останутся сегодняшними. Мало ли что Леонид Данилович говорил, будто не хочет баллотироваться. А если народ попросит? Народу ведь не откажешь…

И самое интересное – встрепенулись и СМИ-грантоеды: их ведь тоже мадам Олбрайт прямым текстом упомянула и грантов пообещала. А главное – пример Грузии перед глазами стоит. Там ведь телекомпания «Рустави-2», поющая осанну оппозиции и будущему президенту Михаилу Саакашвили, на революционных улицах буквально Клондайк долларовый нарыла. Вот украинские соискатели грантов и пошли впереди колонны «старших товарищей», извините, панов под лозунгом «Волю слову!». О том же, как это выглядело со стороны, я лучше помолчу…

Только вот незадача – мало их было. Гораздо меньше даже тех, кто пришел, как и я, на это дело поглазеть и поработать. А почему? А черт его знает. О том же, почему меня в тех нестройных рядах не было, могу сказать точно:

а) в чистоту помыслов организаторов акции – защитить свободу слова – не верю;

б) быть массовкой для реализации чьих-то меркантильных бизнес-планов обогащения на «революции» не хочу;

в) в революционных шоу по привлечению средств в страну за счет унижения ее по ленинскому принципу «выступим за поражение своего правительства» участвовать не желаю.

Не исключено, что и многие другие журналисты так думают. Почему? Тоже ответа однозначного нет. Но один из вариантов объяснения все же, как говорится, на поверхности. Организаторов акции уже давно подводят три неприятных, но очень тесно переплетенных и взаимодополняющих друг друга явления – узурпация, монополизация и спекуляция по отношению к тому, чем они якобы занимаются. То есть к защите свободы слова.

Вспомните, как несколько лет назад, когда спецоперация по смене украинской власти только начиналась и под это дело пошли значительные суммы, нынешние организаторы акции «Волю слову!» ухватились за идею мертвой хваткой и фактически узурпировали и монополизировали идею защиты свободы слова. Многие, в основном рядовые журналисты, действительно изнывающие от всевозможных проявлений цензуры и ведомственно-партийного контроля, в идею поверили. Участвовали в мероприятиях, голосовали за создание «этической комиссии» и «независимого профсоюза» и многих других подобных структур, подписывали всевозможные «письма протеста» и воззвания. Но те же рядовые «подписанты» на всяких собраниях могли стать свидетелями того, как жестко одни и те же люди «избирались» и протаскивались на все руководящие должности в структурах «борцов». Как одни и те же лица стали «визитными карточками» движения, которые разъехались как по регионам, так и по всяким заграницам, неся туда «правду о притеснениях свободы слова» и «преследованиях оппозиции». Все они и сейчас сидят по насиженным местам. А на поверхность от их «сидения» только периодически всплывают либо такие вот акции, как 9 марта (это когда нужно о себе напомнить и новые гранты «срубить» по уже наезженному адресу), либо скандалы, густо приправленные обидой на то, что кто-то кого-то обошел при дележе очередных подачек.

А еще хуже бывает, когда всплывает отход этих «гранд-борцов» от ими же объезженных идей и провозглашенных деклараций и задач. Как в недавнем случае с одним донецким журналистом, которого «замочили» в одном известном киевском «свободословолюбивом» еженедельнике, а все вокруг заговорили о том, что сделали это за деньги, выданные «заказчиками» руководителям этого медиа. И «мочили» ведь «своего», то есть обиженного властью. Упомянутого журналиста только ленивый прокурор в Украине не пытался привлечь к ответственности. И его (журналиста, в смысле) грантоеды должны были бы защищать (за это им и платят деньги, если судить по словам Олбрайт). Но получилось наоборот – попытались «домочить» контрольной статьей по имиджу. Как так? Да потому что этот несчастный «коллега» несколько месяцев назад публично усомнился в чистоплотности главного редактора этого грантоедско-борцовского СМИ…

…И сколько таких примеров можно привести – несть им числа. Все это не может не отпугивать рядовых журналистов, но они должны быть готовы к тому, что от них вновь попросят новые подписи под новыми воззваниями и «письмами протеста». Без этих подписей сложно отчитаться о «проделанной работе» и прикрыть откаты заокеанским грантодателям. Впрочем, сейчас накал политических страстей усиливается, выборы приближаются, а значит, и «бухгалтерия» будет упрощена ввиду «масштабам задач», и корячиться со всякими там отмазками не придется …

Справедливости ради следует отметить: власть украинская очень и очень виновата в том, что грантоеды вольготно чувствуют себя в стране и даже процветают – почва для их деятельности унавожена обильно. Взять хотя бы ситуацию со СМИ – все эти последние закрытия радиостанций и попытки юридического преследования газет. Похоже, что госорганы, выдающие лицензии на вещания, специально выдают эти разрешительные документы с нарушениями законодательства. Чтобы потом иметь возможность «наехать» или приручить СМИ, заставив его «верно служить», или на совершенно законных основаниях закрыть, если «приручение» не удается…

…А в отношении упомянутой мартовско-каштановой «революции» с хождениями по центру Киева власть сделала еще одну ошибку – проигнорировала закон унитаза. Суть его проста: не хочешь, чтобы этот нужный предмет забивался и доставлял неприятности – не бросай в него твердые предметы, создавая заторы. Так и в случае с хождениями 9 марта. Людей было немного. И если бы милиция позаботилась о том, чтобы водители не препятствовали революционному ходу, то на него никто особо и внимания не обратил бы. Демонстранты быстренько прошли бы в сквер перед университетом и там выпустили революционный пар, а прохожие и водители занялись бы своими делами. И все остались бы довольны: одни бы на революции подработали, другие бы вовремя доехали. А так довелось наблюдать, как случайную дамочку чуть «кондратий» не хватил, когда хромой старик, обходя автомобильную пробку, зашел на тротуар и, услышав далекий бой барабана, вдруг заорал «Кучму гэть!» и замахал клюкой. Кучма остался на месте, а вот женщина, перекрестившись и отойдя от «ниспровергателя», все же заинтересовалась, что же такое происходит на улице…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам