Полоса смертей

Мне часто приходится летать самолетами, и всякий раз, пристегиваясь ремнем безопасности, я уверяю себя, что никаких неожиданностей не будет. Хотя, конечно, не все самолеты долетают. Вот и последняя декада (конец февраля – начало марта) ознаменовалась резонансными и не очень воздушными трагедиями. По удивительному совпадению, в день, когда украинский самолет сгорел на взлетной полосе бакинского аэропорта, был обнародован указ главы государства с поручением создать Государственную авиационную поисково-спасательную службу.

Известие о гибели трех из семи членов экипажа самолета Ил-76 (регистрационный номер UR-ZVA), который разбился во время взлета в аэропорту города Баку, пришло не сразу. Первая информация о том, что самолет рухнул, но все живы – была вскоре опровергнута: штурман, бортинженер и борттехник погибли сразу, командир экипажа Александр Казанцев и трое его коллег очутились в больнице.

Грузовой самолет осуществлял рейс по маршруту Баку–Кабул. События в бакинском аэропорту развивались следующим образом: Ил-76 приземлился для дозаправки в четверг, 4 марта, в 01:00 по местному времени (23:00 среды, 3 марта, по Киеву). Катастрофа произошла сразу после взлета в 8:40 (6:40 по Киеву) – самолет упал в 3 км от аэродрома, успев набрать высоту 50-60 м. Предварительная причина катастрофы – потеря управления.

Сейчас идет опрос свидетелей, и некоторые очевидцы утверждают, что после взлета Ил-76 с правой стороны самолета был замечен огонь. В этот момент самолет находился над пригородным поселком Бузовны в 35 км от центра Баку, однако экипажу удалось отвести самолет от населенного пункта. В ближайшее время в Баку прибудут эксперты из Украины и России.

На месте катастрофы Ил-76 уже обнаружен «черный ящик», который в настоящий момент находится у азербайджанских специалистов. Глава «Азербайджанских авиалиний» ранее сообщил, что подробности катастрофы станут известны в течение месяца после обнаружения «черного ящика».

Тем временем стало известно, что разбившийся грузовой самолет Ил-76 принадлежал министерству обороны Украины и два года назад был взят в аренду сроком на 5 лет украинской авиакомпанией «Азов-авиа» (Мариуполь, Донецкая область). Буквально через час после катастрофы «Укравиатранс» приостановил действие сертификата «Азов-Авиа».

Стоит заметить, что, работая в тесном сотрудничестве с минобороны на «военных» и «полувоенных» перевозках, компания «Азов-Авиа» неоднократно оказывалась в эпицентре громких скандалов.

5 января 2004 года ее самолет Ан-12 был принудительно посажен в аэропорту Ростова-на-Дону. Самолет вылетел из Шереметьево в Объединенные Арабские Эмираты с посадкой на дозаправку в Трабзоне (Турция). В Ростове-на-Дону была проведена проверка, в ходе которой обнаружились грубейшие нарушения правил провоза грузов и пассажиров. Было возбуждено уголовное дело, экипаж задержан.

Правда, по другой версии, Ан-12 совершил посадку самостоятельно, поскольку в воздухе сработала аварийная сигнализация: устройство дало сигнал о якобы происшедшем на борту судна захвате экипажа.

Как бы там ни было, но все службы аэропорта немало «повеселились» в те считанные, но яркие минуты, пока они еще думали, что из самолета вывалятся террористы. В связи с этим уголовное дело было открыто по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

Второй громкий скандал имел место пять лет назад – в августе 1999 года. Украинских летчиков – членов экипажа самолета Ил-76 компании «Азов-Аавиа» задержали 14 августа 1999 года в Замбии по обвинению в шпионаже. Летчики несколько месяцев сидели в местной тюрьме с довольно жуткими условиями содержания, потом их переместили в некое подобие гостиницы. Из которой они чуть не загремели обратно в тюрьму, поскольку «Азов-Авиа», арендовавшая самолет и по контракту обязанная обеспечивать проживание экипажа, не переводила деньги за их содержание. По некоторым данным, пилотов (в конце концов их удалось забрать на родину украинским дипломатам) обвиняли в незаконной доставке оружия антиправительственным группировкам.

Примечательно, что президент Украины подписал указ об усовершенствовании единой системы проведения авиационных работ по поиску, спасению и организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. И поручил создать в составе министерства по чрезвычайным ситуациям Государственную авиационную поисково-спасательную службу на базе Главного центра координации авиационных работ по поиску и спасению. Хотя катастроф пассажирских самолетов на территории Украины, сколько себя помню, не было.

А вот в благополучном лондонском предместье, в полутора километрах от аэропорта города Борнмут, вчера разбился вертолет с человеком, который должен был гарантировать неприкосновенность зарубежных активов компании «ЮКОС».

После ареста партнера Михаила Ходорковского – Платона Лебедева, гибралтарский оффшор «Group MENATEP», владеющий 44,1% акций НК ЮКОС, объявил о назначении управляющим директором компании британца Стивена Кертиса – старшего партнера юридической фирмы «Curtis & Co.». Кертис был фигурой номинальной: во всем мире легальным управляющем буферного оффшора становится адвокат, умеющий грамотно «отшивать» любознательных представителей власти.

Но с появлением у англичанина соответствующих полномочий наступал практический этап реализации плана перевода управления «ЮКОСом» и связанных с нею структур за границу. Стивен Кертис был назначен на новую должность до того момента, когда Платон Лебедев, председатель совета директоров компании, сможет вернуться к исполнению своих обязанностей. И, располагая рычагами оперативного управления в компании с американскими гражданами Семеном Кукесом (исполнительный директор), Брюсом Мизамором (финансовый директор), Стивеном Тиди (руководитель дочерних структур), мог делать все, кроме продажи активов.

Впрочем, сугубо номинальной фигурой Кертис не был. Например, он представлял интересы предпринимателя Бориса Березовского и бывшего заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова в Верховном суде Великобритании на слушаниях по их иску к американскому издательству «Forbes». А, по сведениям «Ленты.Ру», в числе других клиентов созданной Кертисом компании «Curtis & Co.» были инвестиционный фонд «Salford», владеющий правами на марку «Боржоми», шведский концерн IKEA и крупные нефтяные компании Персидского залива.

На фоне двух упомянутых катастроф как-то потерялись другие прошествия: одно, увы, трагическое, второе – нет. 2 марта в воздухе над турецкой провинцией Коня столкнулись два местных истребителя F-4. Четверо пилотов, находящихся на борту, погибли. Пока не известно, что стало причиной катастрофы: самолеты упали в гористой местности в лесу и загорелись. Это не первый подобный инцидент, в который вовлечены ВВС Турции. Так, в феврале на востоке страны разбился вертолет Сикорского, в котором находились 5 членов экипажа. В январе разбился истребитель F-4 – в катастрофе погибли два пилота.

А за три дня до этого, самолет главы правительства Македонии Бранко Црвенковского едва не потерпел катастрофу в том же районе, где разбился авиалайнер президента Македонии Бориса Трайковского. В самолет, в котором находился премьер-министр Бранко Црвенковский, ударила молния, из-за чего он отклонился от курса минимум на 500 м. При этом пилоты не доложили об инциденте премьер-министру сразу, а лишь по возвращении в Скопье.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам