Февральская революция

В Украине наступил сезон весенних кадровых ротаций. Помимо «пакетных назначений» новых членов ЦИК и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ввиду окончания срока полномочий предыдущего «призыва»), состоялись и весьма примечательные индивидуальные рокировки. Среди них – прогнозированная отставка Сергея Сичкаренко с поста председателя правления «Укртелекома», назначение Олега Дубины главой новосозданной «Энергетической компании Украины» и «усаживание» в освобожденное им кресло замсекретаря СНБО экс-генпрокурора Святослава Пискуна. Это факты. Теперь о том, что осталось за кадром.
Буря в телефонной трубке

Сергей Сичкаренко возглавил ОАО «Укртелеком» 25 апреля прошлого года. В этот же день Олег Гайдук, руководивший «Укртелекомом» с июля 2001 года, был освобожден от занимаемой должности. Имя 43-летнего господина Сичкаренко мало известно пишущей братии, как и официальный послужной список. Он работал техническим директором АО «Топаз-информ» и директором компании «Стар Телеком». С 2002 года занимал должность заместителя председателя правления и первого заместителя генерального директора «Укртелекома». Примечательно, что название известной компании «Топаз-информ» фигурирует в биографии как минимум двух политиков – Станислава Довгого и Олега Яценко (зампреда Партии зеленых). Что касается Олега Гайдука, то он пришел в «Укртелеком» из министерства по ЧС, где занимался вопросами разработки системы поддержки коммуникаций в период кризисов (в первую очередь – техногенных). Впрочем, знающие люди утверждают, что Гайдук, как и Сичкаренко, тоже относился к окружению Довгого, отчего происшедшую ротацию можно считать перестановками внутри одной команды.

Вместе с тем, произошли данные перестановки в весьма непростой момент. Вскоре после смены менеджмента, 2 июня 2003 года Кабинет министров освободил от обязанностей председателя наблюдательного совета (НС) компании «Укртелеком» депутата Верховной Рады Станислава Довгого, назначив вместо него первого помощника президента Леонида Кучмы Сергея Левочкина. Возникла интересная ситуация: председатель правления относится к одной группе влияния (ранее контролировавшей деятельность монополиста на рынке связи), а глава наблюдательного совета – к другой. Рано или поздно подобная конфигурация должна была привести к служебному конфликту. Что, в общем-то, и произошло довольно скоро, а еще через непродолжительное время скандал всплыл на поверхность.

Первая публичная ссора произошла 27 января. Наблюдательный совет принял решение о назначении первым заместителем председателя правления «Укртелекома» Григория Дзекона, ранее занимавшего должность заместителя председателя наблюдательного совета (т.е. г-на Левочкина). В свою очередь, Сергей Сичкаренко заявил о неправомерности данного назначения, аргументируя свою позицию необходимостью согласования подобных назначений с председателем правления. По заявлению руководителя «Укртелекома», назначением г-на Дзекона на пост первого зампреда ОАО наблюдательный совет превысил свои полномочия и нарушил устав предприятия. С 1993 года Дзекон был соучредителем и директором компании «Софт-Троник Киев», которую в марте 2000 года купил австрийский холдинг «S&T; System Integration&Technology; Distribution AG». Разговоры о том, что «Софт-Троник» и «Топаз-информ» конкурируют на рынке, причем, довольно жестко, ходили в деловых кругах давно. Короче говоря, Сичкаренко, заявил, что отношения между правлением и наблюдательным советом не соответствуют уставу предприятия и не содействуют дальнейшему развитию компании.

Наблюдательный совет, получив пощечину, не стал подставлять другую щеку и ждать повторного удара. 30 января глава наблюдательного совета компании Сергей Левочкин просто обратился к Фонду госимущества и ГКЦБФР с предложением уволить председателя правления «Укртелекома». На этом «скандальная составляющая» кадровых перестановок в руководстве ОАО «Укртелеком» стала превалировать во взаимоотношениях между ФГИ и телекоммуникационным гигантом. Динамику процессу придает и возможная в 2004 году приватизация «Укртелекома».

Официальным поводом недовольства со стороны ФГИ правлением «Укртелекома» был отказ топ-менеджеров провести внеочередное общее собрание акционеров 17 февраля, в соответствии с поручением президента Украины. Руководители компании настаивали на очередном собрании 16 апреля. Мотивируя свою непокорность тем, что на собрании предполагалось рассмотреть вопрос о выплате государству дивидендов за 2000 год, а это нужно делать лишь после проведения официального аудита не ранее марта.

В недоброжелательном отношении ФГИ к Сичкаренко есть и «личный мотив». В бюджете на текущий год предписано, что его доходная часть уже в первом квартале должна пополниться дивидендами на государственную долю акций «Укртелекома» за 2000 год в размере 148,9 млн. грн. И Михаил Чечетов опасается, что отказ провести собрание акционеров в феврале, в свою очередь, может повлечь за собой недовыполнение доходной части бюджета в первом квартале на данную сумму. К слову, за день до подачи письма об увольнении Сичкаренко, руководство ФГИ уже получило «по первое число» от Леонида Даниловича, за недопоступления в бюджет дивидендов от прибыли, полученной госпредприятиями за пошедшие годы.

Финал истории известен. Внеочередное собрание акционеров 17 февраля все-таки состоялось, но председатель правления на нем уже не присутствовал. Накануне он с шумом подал в отставку из-за категорического несогласия с позицией Фонда госимущества Украины, проводящего собрание акционеров, а также потому, что ему не дают нормально работать насевшие проверяющие. Со своей стороны, ФГИ высказало озабоченность тем, что ревизионная комиссия выявила финансовые нарушения в деятельности компании, а также тем, что «Укртелеком» не предоставляет данные о своей деятельности.

Акционеры поменяли часть наблюдательного совета, решили до 1 апреля текущего года перечислить в бюджет те самые дивиденды по итогам 2000 года 148 млн. грн. (а к лету выплатить дивиденды за 2003 год – 205 млн. грн.) и позволили совету назначать председателя правления (ранее это право имело только общее собрание акционеров компании). Четырех чиновников – зампредседателя Государственного комитета по связи и информатизации Леонида Нетудыхату, начальника Украинского государственного центра радиочастот и надзора за связью (Укрчастотнадзор) Владимира Олейника, начальника управления радиотехнологий и использования радиочастот Госкомсвязи Сергея Глотова и директора по общим вопросам «Укртелекома» Александра Гришина из состава НС вывели. На их место избрали замдиректора «Укртелекома» по вопросам взаимодействия с операторами связи Александра Рыкова, руководителя аппарата наблюдательного совета «Укртелекома» Сергея Васьковского, советника премьер-министра Эдуарда Прутника и советника президента Анатолия Балюка. Кроме того, в наблюдательном совете остались зампредседателя Фонда государственного имущества Светлана Ледомская и член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Николай Волков, а также первый помощник президента Украины Сергей Левочкин. Сергей Сичкаренко считает собрание акционеров 17 февраля незаконным и намерен судиться с ФГИ.

Единая и неделимая

Вторая ротация прошла без скандала: Олег Дубина возглавил НАК «Энергетическая компания Украины» и освободил кресло первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Сейчас он, пожалуй, испытывает эмоции, типичные для руководителя государственной структуры, которой, в сущности, еще нет. Нужно «с чистого листа» набирать коллектив, обживать помещение, плюс – клеить саму энергокомпанию, к тому же в предельно сжатые сроки. Впрочем, последним занимается не столько Дубина, сколько межведомственная группа по созданию национальной акционерной компании «Энергетическая компания Украины», возглавляемая вице-премьером Андреем Клюевым.

Именно от нее и зависит конфигурация будущего НАКа-2. Сейчас рассматриваются два варианта. Первый, в соответствии с законодательством, предусматривает оценку государственных пакетов акций энергокомпаний, которые будут переданы в уставный фонд НАК. Второй – это передача пакетов акций в «Энергетическую компанию Украины» по номинальной стоимости, без проведения оценки, а затем в течение трех месяцев осуществления ее и таким образом формирования уставного фонда НАК.

Кроме того, сейчас идет сугубо бюрократическая нормативная работа по написанию устава новой компании, который затем должен быть утвержден Кабмином. Но для его написания необходимо оговорить механизм формирования уставного фонда. В частности, определить перечень ОАО электроэнергетического комплекса, пакеты акций которых остались в государственной собственности, и решить вопросы по их закреплению в государственной собственности, а также передать в уставный фонд НАК пакеты акций, находящихся в госсобственности ОАО электроэнергетического комплекса.

Кроме того, согласно президентскому указу о создании энергоНАКа, нужно решить, что делать с предприятиями «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» и внешнеэкономическая компания «Укринтерэнерго». Приватизировать их запрещено, а решить вопросы в отношении корпоратизации с последующей передачей в уставный фонд компании 100% акций созданных государственных акционерных обществ также должен Кабмин. Пока непонятно, как сложатся отношения Дубины и Клюева: именно на этом этапе им придется посвящать друг другу максимум времени во имя оперативного согласования различных назначений и принципиальных вопросов, связанных с будущим функционированием «Энергокомпании». Если они на старте не сумеют договориться, в дальнейшем ситуация может повторить конфликт в «Укртелекоме». К тому же есть и позиция министерства топлива и энергетики Украины, у которого фактически забирают функции государственного управления хозяйственной деятельностью энергосубъектов и предлагают сосредоточиться на вечной теме «формирования государственной политики в электроэнергетической отрасли». И нет сомнения, что Сергей Ермилов постарается сохранить хотя бы часть чиновников, занимавшихся управлением и подлежащих увольнению в недалекой перспективе.

Не случайно, Сергей Ермилов в комментариях замечал, что практическая реализация указа президента о создании национальной акционерной компании, НАКа-2, потребует решения ряда проблем антимонопольного законодательства и законодательства в сфере регулирования электроэнергетики. И поэтому полагал, что точных сроков создания энергомонополиста пока нет. С ним категорически не согласен глава Фонда госимущества Михаил Чечетов, не раз высказывавший предположение, что НАК-2 реально заработает до конца года.

Человек из ЕБРР

Вся вышеупомянутая суета самым прямым образом касается сферы деятельности еще одного государственного органа: Госкомиссии по ценным бумагам. Вопрос о том, кто может стать ее новым председателем, относится к числу топ-тем, обсуждаемых нынче в кулуарах власти. До недавнего времени в разговорах фигурировала фамилия Бориса Тимонькина – нынешнего председателя правления АКБ «Укрсоцбанк». Однако с недавних пор, распространилась новость, что первые лица страны сошлись на кандидатуре исполнительного директора Европейского банка реконструкции и развития по Украине, Румынии, Молдавии, Грузии и Армении Юрия Полунеева. Довольно известный в Европе экономист с набором прогрессивных принципов и хорошими связями на Западе. К тому же фигура довольно независимая и самодостаточная. Если парламент утвердит предложение главы государства, в решении всех перечисленных выше вопросов (от разрешения глобальных корпоративных конфликтов до формирования глобальных госмонополий) будет принимать участие еще один сильный игрок – ГКЦБФР.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам