Принц с нефтью почему-то задерживается…

Участие вице-премьера по вопросам ТЭК в очередной церемонии подписания чего-то нефтяного и невнятного в Варшаве со стороны не выглядит неординарным событием. Только в 2003 году прошел с десяток таких «церемоний», в большинстве своем заканчивающихся банальными заявлениями о необходимости развития украино-польских отношений в нефтяной сфере. Однако не стоит забывать, что как раз такие встречи – а точнее их нулевой результат – стали началом конца карьеры бывшего вице-премьера по ТЭК Виталия Гайдука. В пятницу в очередном мероприятии (на этот раз в Варшаве) будет участвовать уже Андрей Клюев.

16 января в Варшаве состоится очередное подписание ничего не значащих документов, на котором украинская и польская стороны в очередной раз заверят друг друга в «стратегической приоритетности и взаимной поддержке». Над названием документа, конечно, придется подумать. В прошлом году подписали уже, кажется все, что можно: меморандумы, соглашения, протоколы о намерениях, декларации и даже коммюнике. О ценности таких документов можно судить по словам Леонида Кучмы, который на предновогодней пресс-конференции назвал их «бумажками».
За день до польского вояжа заканчивается отведенный Кабмином срок, до которого сам же Кабмин обязался принять решение, в каком направлении эксплуатировать застоявшийся нефтепровод «Одесса–Броды». Вот-вот передаст минтопэнерго свое исследование о целесообразности реверса американская компания «Energy Solution». Именно этого документа, по словам премьера Виктора Януковича, до сих пор не хватало правительству, чтобы вынести свой вердикт.

В этом контексте поездка Клюева в Польшу логична и своевременна. Молодому и энергичному вице-премьеру, пришедшему в парламент, а затем и правительство из реального бизнеса, необходимо разобраться в перспективе достройки «Одесса–Броды» до Польши. И лучше всего это сделать на месте.

Дело в том, что в Украине вся информация о реальном отношении европейцев к нашей горе-трубе тщательно дозируется сотрудниками спецуполномоченного по ЕАНТК Александра Тодийчука. Чего стоят только пассажи: «по словам советника президента «Укртранснафты» Михаила Гончара такой-то сказал…».

Версия Польши

Между тем, восприятие проекта в той же Польше значительно отличается от глянцево-тодийчуковского. В недавнем интервью польского вице-премьера Марека Поля Газете Выборчей, перепечатанном вчера на сайте Обозреватель, оценки значительно отличаются от тиражируемых в Украине.

Говоря о значении подписанного 26 ноября в Брюсселе украино-польского Соглашения о сотрудничестве в нефтетранспортной отрасли, Поль отмечает: «Это позволит двум национальным оператором нефтетранспортной системы… подписать партнерское соглашение, что в свою очередь будет первым шагом на пути создания общего предприятия, которое приготовит инвестиционный проект относительно эксплуатации нефтепровода и будет его постепенно развивать». Как видим, конкретикой пока и не пахнет, а темпы будут «постепенными».

По словам Поля, проект для Польши «очень важный, но не критически необходимый». «Продолжение нефтепровода до Плоцка является и большой инвестицией. А они очень важны для Польши», – подчеркнул Поль, дав понять, что Варшава ждет эту инвестицию извне и не намерена выкладывать 500 млн. евро на строительство.

Да и вообще, «проект должен сразу реализоваться, когда среди его участников будет как можно больше партнеров, которые обладают правом добывать нефть в Каспийском регионе», считает Поль. С этим мнением трудно не согласиться. «Только принца нет …» – пела об аналогичной ситуации Верка Сердючка.

Версия ИСД

Как уже писали «Версии» в сентябре, один из советников польского правительства в интервью местной радиостанции прямо увязал передачу корпорации ИСД меткомбината «Гута Чернстохова» с достройкой нефтепровода «Одесса–Броды» до Плоцка. Тогда пресс-служба донецкой корпорации поспешила опровергнуть связь между двумя проектами. А зря…

Вот, например, вице-премьер польского правительства Марек Поль такую связь видит. «Что касается того, будет ли иметь отрицательное влияние фиаско проекта нефтепровода на другие польско-украинские проекты, в частности, инвестиционные планы Индустриального Союза Донбасса, неудачное сотрудничество в такой (нефтяной – ред.) области всегда влияет на всю гамму отношений», – цитирует Обозреватель.

То, что в шкале жизненных ценностей Виталия Гайдука сбыт изделий Харзцызского трубного завода занимал не последнее место, признает даже Зеркало недели. Под достройку нефтепровода до Плоцка требуется ни много ни мало 500 километров трубы большого диаметра. Единственный производитель в Украине – Харцызский трубный завод. ИСД – один из акционеров завода, официально владеющий 5,6% акций притом, что еще около 21% болтается на оффшорках.

О вреде «лишней помпы»

Необходимо отметить, что до интервенции в нефтегазовую отрасль Виталия Гайдука вряд ли можно было назвать публичным политиком. И, скорее всего, без «помощников» из «Укртранснафты» экс-вице-премьеру удалось бы более элегантно, и уж наверняка менее публично, провести в жизнь свои идеи. Ведь именно пиар-команда Тодийчука сделала из Гайдука этакого апологета оппозиции и столкнула его с президентом.

К слову, пострадал от тодийчуковского «пиара» и министр энергетики Сергей Ермилов. Летом президент назвал его сентенции по «Одесса–Броды» «невоздержанием». Пиарщики Тодийчука тут же выставили Ермилова противником реверса и едва ли не последним оплотом Родины в борьбе с «москалями». Сказать такое о бывшем крымчанине повернется язык не у каждого.

С образом Ермилова, конечно, подставили, особенно в контексте создания ЕЭП и других форм единения с Россией. Причем подставили до такой степени, что затянувшееся пребывание этого политического персонажа в правительстве воспринимается с изумлением.

Нечего терять и Тодийчуку, которому вот уже третий год «темные силы» мешают воплотить гениальный и пользующийся поддержкой всего прогрессивного человечества проект. Только вот принц с нефть почему-то задерживается. И если он задержится еще немного, то Тодийчуку придется попрощаться с должностью, утомительными командировками в Брюссель, вниманием прессы и т.д.

«Давайте подождем еще немного … она точно придет», – пишет Александр Сергеевич премьеру и Президенту о каспийской нефти. Только обещания г-на Тодийчука уже перестали восприниматься. Ведь никто другой как г-н Тодийчук еще в июле 2002 года заявил Українським Новинам, что прокачка первой партии каспийской нефти объемом 300-400 тыс. тонн произойдет в ноябре 2002 года, а получателем выступит концерн «Чеська Рафинерська». ТНК с ее предложениями тогда еще в помине не было, никто не мешал… а результата как не было, так и нет.

Тодийчук утратил доверие лица, специальным уполномоченным которого он является. Только из-за этого, и ни по какой другой причине, Александр Сергеевич галантно пропускает к микрофонам и телекамерам правительственных мужей, кредит доверия которым еще не исчерпан. Не имея собственной, Тодийчук подмачивает тематикой Одесса-Броды уже их репутацию.

Остановка пиара Одесса-Броды для Тодийчука тождественна отставке. Он обречен имитировать движение вокруг проекта, устраивать бесчисленные подписания и заявления, печатать провокации и распространять откровенную ложь. В противном случае пыль осядет и все увидят, что принц с нефтью не просматривается на горизонте, даже если залезть на крышу самого высокого и самого пустого нефтяного резервуара.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам