Успеть за 48 часов

На этой неделе сессионный зал парламента будет украшен предновогодними плакатами с банальным политическим содержанием: «Да — всенародным выборам президента!», «Саакашвили — наш человек!», «Не говори: конституционная реформа — говори: Ющенко!». Бой-дама «Нашей Украины» Вера Ульянченко станет лично охранять развешенное в парламентской ложе агитационное хозяйство, бдительно следя за тем, чтобы какой-нибудь шальной эсдек не подпортил плод длительных и местами креативных усилий аналитиков-«нашеукраинцев».

А непосредственно в зале Верховной Рады группа натренированных Евгением Червоненко активистов-силовиков «НУ» с первого раза захватывает трибуну и застывает в ожидании дальнейших распоряжений. Говорят, в недрах штаба «Нашей Украины» есть макет парламентской трибуны в натуральную величину, и Петр Порошенко ежедневно проводит занятия по штурму этого объекта. Норматив — 30 секунд.

К чему такая активность? Так ведь на протяжении всего двух дней (23 и 25 декабря) надо попытаться «завалить» конституционную реформу (К-реформу). Это особенно удобно делать перед Новым годом, поскольку в таком случае программируется новый формат политической борьбы на следующие двенадцать месяцев. Как можно сорвать К-реформу? Есть несколько более или менее реальных способов блокировки принятия конституционного проекта (или проектов).

Способ первый: предновогодняя блокада. Мы с этого и начали статью. Во вторник, 23 декабря (день, на который намечено рассмотрение согласованного варианта К-реформы), «нашеукраинцы» с утра захватывают трибуну и не дают «большевикам» приступить к процессу. Нестор Шуфрич по давней традиции изображает вместе с Евгением Червоненко жестокую драку в стиле Льюис—Кличко. Александр Волков исполняет роль телохранителя спикера, подавляя своей массой любые попытки оппозиции зайти в тыл Владимиру Литвину. Глава парламента объявляет перерыв для согласования позиций. Лидеры депутатских групп и фракций собираются в кабинете у Владимира Михайловича, долго «перетирают тему», о чем-то договариваются, начинается заседание, и все повторяется: крики, мегафоны в зале, новый перерыв. Спикер досрочно закрывает сессию. Следующая попытка должна состояться в четверг, 25 декабря. Это действительно последний день, когда можно будет принимать решение по конституционной реформе. В теории допустим перенос рассмотрения вопроса на пятницу, 26 декабря, или вторник, 30-е число. Но давайте будем реалистами.

У подавляющего большинства народных избранников, которые до предела озабочены интересами народа, уже на 23-е число закуплены билеты на чартерные рейсы, поезда, автобусы. В паспортах горят визы, отели оплачены… Собрать кого-то после 23 декабря практически невозможно. Массовый исход парламентариев на новогодние праздники — объективное явление, которое не поддается внешнему регулированию. Возможно предпринять только две попытки взятия «конституционного веса». Третья почти невозможна. Разве что поотбирать у депутатов паспорта и отменить все рейсы. При таком раскладе у оппозиции в лице «Нашей Украины» есть преимущества. Надо поблокировать только два дня. Причем на второй день придется встать пораньше, поскольку «большевики» имеют скверную привычку уже в 6 утра занимать места у парламентской трибуны. В ситуации блокады и жесткого цейтнота очень многое зависит от спикера. Вот закроет человек сессионное заседание или откажется еще раз ставить на голосование один из трех существующих вариантов К-реформы… И все. Сливай реформаторскую воду.

Способ второй: романтический. Как нетрудно догадаться по названию, авторами этого способа являются члены «Нашей Украины». Они коварно завалили секретариат ВР законопроектами о неприемлемости существующих вариантов внесения изменений в Основной Закон. Всего 120 штук. В чем хитрость? В соответствии с Регламентом работы Верховной Рады законопроекты категории «неприемлемость» ставятся на голосование первыми. «Нашеукраинцы» рассчитывают, что «большевики» замучатся голосовать «против». А если им еще в момент голосования орать в ухо из мегафона, то они могут ошибиться кнопкой, и реформа будет завалена. Они такие забавные, эти «НУдисты»… Это, так сказать, мягкий вариант блокирования заседаний Верховной Рады. В случае искусственно созданной ситуации «массовой неприемлемости» решающую роль опять-таки играет спикер: согласится он ставить на голосование 120 проектов постановлений или же предложит всех сразу послать в едином пакете?

Способ третий: венецианский. Жители города тысячи каналов знали толк в интригах. Их навыки попытались перенять отдельные члены оппозиции. Вот есть Венецианская комиссия, которая занималась экспертизой трех украинских проектов внесения изменений в Основной Закон. После внимательного изучения материалов у «венецианцев» появился ряд замечаний. В этом месте на трибуну ВР (если она не будет заблокирована) выходит Сергей Головатый и с надрывом рассказывает о европейском опыте парламентаризма, угрозе оказаться на задворках Европы, если будет принят вариант избрания президента в Верховной Раде. Юлия Тимошенко делает знаки Сергею Петровичу: да все, хватит болтать. Но оратора несет… «Венеция нам не простит издевательств над Основным Законом страны!». В этом месте Виктор Андреевич пускает скупую мужскую слезу. А вдруг действительно не простит? «Большевики» недвусмысленно дают понять, что имели в виду и Венецию, и Головатого с его комиссией, и всех конституционных экспертов вместе взятых (как своих, так и зарубежных). Использовать «венецианский аргумент» для затягивания процесса принятия конституционного закона можно, но блокировать таким способом К-реформу не удастся.

Способ четвертый: пропорциональный кризис. Основная игра будет вестись вокруг нового закона о партийных выборах. Срыв принятия этого нормативного акта резко снижает вероятность поддержки коммунистами реформаторского законопроекта, что равносильно досрочному окончанию игры. Нет пропорциональной системы — нет конституционной реформы. Возможны следующие сценарии срыва К-реформы на почве пропорционалки:

а) восстание мажоритарщиков. В парламентском большинстве состоят 170 депутатов, избранных по одномандатным округам. Большинство из них понимают, что не получат проходных мест в партийных списках. Вывод — им эта пропорционалка, как серпом по электоральному молоту. Когда поднимается вопрос о принятии пропорционального закона в первом чтении, мажоритарщики его дружно валят;

б) страх одиночества. Для того чтобы принять пропорциональный закон, необходимо назначить «предателей» среди «большевиков», которые и «сольют» недостающие два десятка голосов. На эту роль очень подходят эсдеки — их никто не любит — и НДП (деваться некуда). Объединенные понимают всю щекотливость ситуации. Поэтому не «сливают» голоса. Закон провален.

Способ пятый: тайный пакет. Специальной парламентской комиссии, сопредседателями которой являются Александр Мороз и Степан Гавриш, поручили сделать из трех конституционных законопроектов единый согласованный вариант. После первого заседания «комиссионеров» господин Гавриш уверенно заявил, что в качестве базового решено принять «вариант 292» (над ним в поте лица трудились Петр Симоненко и кризисный менеджер Виктор Медведчук). Ну вы помните его содержание: выборы президента парламентом в 2006 году, четыре возможности роспуска парламента главой государства, создание коалиции депутатских групп и фракций…

После второго заседания ситуация изменилась. Оказалось, что согласованного проекта уже нет, а на голосование будут выноситься все три варианта модернизации Основного Закона, включая и экстремальную редакцию переходных положений (выборы президента парламентом уже в 2004 году). Это самый легкий выход из положения. Одобрить в первом чтении все, что есть, а потом согласовывать. Появляется соблазн «запихнуть» три проекта в один пакет. И в этом случае решающую роль сыграют нейроны. Причем не какие-то там посторонние мозговые клетки, а серое вещество спикера ВР. В каком порядке он будет ставить проекты на голосования, как комбинировать и будет ли выносить на голосование вообще? Можно ли выносить на рассмотрение зала доработанный вариант изменений в Основной Закон (с учетом замечаний Конституционного суда)? Если да, то успеет ли КС оперативно провести еще одну экспертизу доработанного проекта? В общем, тут без специалиста-нейрохирурга не разобраться. Комбинация трех законов может напомнить комбинацию из трех пальцев. Но, скорее всего, до этого дело не дойдет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам