Незавершаемое расследование

Продолжается скандал вокруг расследования гибели главы Народного Руха Украины Вячеслава Чорновила. Вчера на пресс-конференции для журналистов и представителей дипломатического корпуса лидеры Руха заявили о том, что имеют материалы, доказывающие, что смерть Вячеслава Чорновила является результатом «спланированного и целенаправленного политического убийства». Они обвиняют официальное следствие в откровенной необъективности, пренебрежении к фактам, свидетельствующим о спланированности аварии, торможении расследования и непрофессиональности.
Напомним, что Вячеслав Чорновил погиб в ночь с 25 на 26 марта 1999 года на трассе Борисполь–Золотоноша в 8 км от Борисполя, когда его автомобиль столкнулся с разворачивающимся на дороге КамАЗом с прицепом. Тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко заявил, что правоохранительные органы расценивают эту трагедию как дорожно-транспортное происшествие. Да и в самой фракции тогда версию покушения на жизнь лидера Руха исключали, хотя временную следственную комиссию для выяснения обстоятельств его гибели в Верховной Раде создали. Тогда же в ходе обсуждения вопроса нардеп Юрий Ключковский заявил, что «есть все основания считать, что автокатастрофа, в которой погиб Вячеслав Чорновил, не случайная».

Далее события разворачивались следующим образом: через некоторое время следственная комиссия заявила, что правоохранительные органы недостаточно привлечены к расследованию обстоятельств гибели Чорновила, и потребовала создания специальной следственной группы Генпрокуратуры Украины и участия в ней не только представителей МВД, следователей, расследующих это дорожно-транспортное происшествие, но и Службы безопасности Украины. Еще чуть позже свое заявление в интервью для «Зеркала недели» сделал Юрий Костенко. «Лично я с каждым днем все больше убеждаюсь, что это было политическое убийство, цель которого – влияние на ход президентских выборов», – сказал он. И намекнул на… причастность к нему Геннадия Удовенко. Впрочем, это заявление слишком серьезно воспринято не было, то ли из-за того, что по времени оно совпало с решением, узаконившим удовенковский Рух, то ли из-за появления скандальной пленки Евгения Марчука. Кстати, официальным следствием дело было завершено по амнистии относительно непосредственного ее исполнителя, водителя КамАЗа Владимира Кудели 19 ноября того же 1999 года.

Скандальная видеокассета всплыла в декабре 2000-го, когда народные депутаты Григорий Омельченко, Анатолий Ермак и мэр Черкасс Владимир Олийнык засвидетельствовали, что Евгений Марчук в октябре 1999 года показывал им видеозапись, на которой офицер спецподразделения МВД в маске раскрывает подробности операции по ликвидации Чорновила. Кстати, интересный момент: в интервью для журналистов Владимир Олийнык передал слова офицера о том, что когда два автомобиля приближались к Борисполю, они позвонили на мобильный в следующий сзади автомобиль и дали сигнал, после чего он и отстал от первого. Во втором авто и находился Геннадий Удовенко. Сам Геннадий Иосифович утверждает, что мобильного телефона у них не было в машине вообще, из-за чего и возникли трудности, когда необходимо было сообщить о катастрофе. Есть и еще один момент. Глава комиссии по расследованию гибели Чорновила Николай Степаненко, отрицающий причастность Удовенко к происшедшему, в одном из своих интервью заметил, что некоторое время до Золотоношского района первым ехал именно автомобиль Удовенко, а после остановки – уже Чорновила.

Что касается видеозаписи, то на заседании временной следственной комиссии ВР 19 января 2001 года Марчук заявил, что «не воспринял серьезно» свидетельства на ней и саму кассету потерял. В том же месяце следственная комиссия приняла решение потребовать от Генеральной прокуратуры возобновления уголовного дела. Впрочем, сейчас этим занимается только комиссия Руха по расследованию обстоятельств гибели Вячеслава Чорновила. Ее глава Николай Степаненко утверждает, что те материалы, которые они собрали, образовывают том примерно в 300 станиц, но все попытки обратить внимание официального следствия на доказательства и аргументы в них были «или оставлены без внимания, или необоснованно отвергнуты», поскольку следствие находится под сильным давлением.

Согласно данным комиссии Руха, в деле официального следствия очень много «белых пятен». Например, почему водитель КамАЗа, загрузив его зерном 24.03.99 г., выехал на Волынь аж в 12.30 25.03.99 г. (в этом вопросе его показания с показаниями его жены расходятся). Или почему он выбрал именно этот маршрут, если есть и другой, по мнению экспертов, более быстрый и удобный. Или как он мог при видимости 1100-1200 метров не увидеть сзади машину со включенным дальним светом. Смущают членов комиссии и другие обстоятельства: исчезновение журнала регистрации на КПП ГАИ в Переяслав-Хмельницком, внезапная смерть от сердечного приступа вполне здорового гражданина Шолома, который находился в КамАЗе, и почему не сработали подушки безопасности в «Тойоте» Чорновила.

Кроме того, есть и еще один факт. Согласно компьютерному моделированию ситуации, грузовик перекрыл путь шириной в 7,5 метров меньше, чем за 2 секунды. Значит, он должен был двигаться со скоростью не меньше, чем 20 километров в час. Но при повышении скорости увеличивается и радиус разворота, и на трассе такой ширины развернуться на подобной скорости просто невозможно.

Отсутствие анализа всех этих фактов в материалах официального следствия свидетельствует о том, что кроме случайного ДТП, никакие другие версии следствием не отрабатывались. Сейчас комиссия Руха по расследованию обстоятельств гибели Вячеслава Чорновила подготовила депутатские обращения к МВД, Генпрокуратуре и СБУ. Что содержится в этих обращениях, представители Народного Руха почему-то сообщать отказываются. Можно только предположить, что обо всех обстоятельствах гибели Вячеслава Чорновила мы, вероятно, узнаем еще не скоро.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам