Власть должна быть радикальной в отношении нарушений Конституции

О событиях, происходивших в Донецке 31 октября, говорили все. В прямом эфире радиокомпании «Эра» в передаче «Тет-а-тет» то, что случилось 31 октября в Донецке, а также ситуацию вокруг парламентского кризиса обсудили представители «антагонистических» парламентских группировок: Валерий Коновалюк из «Регионов Украины» и Николай Катеринчук из «Нашей Украины».

Ведущая:
Каково ваше видение ситуации, сложившейся сегодня в Верховной Раде, и каковы перспективы выхода из кризиса?

Катеринчук: По нашему мнению, на сегодняшний день существует парламентский кризис, и он отражает ситуацию, которая сложилась вокруг донецких событий. Совершенно очевидно, что из этого кризиса нужно найти выход – восстановление нормальной работы законодательного органа. А наша фракция, а также ряд оппозиционных фракций предъявили ряд требований. Во-первых, заслушать отчет силовиков по событиям 31 октября в Донецке, потому что политическую оценку следует давать уже после того, как специалисты найдут юридическое основание той или иной позиции. Поэтому совершенно естественно, что мы хотим послушать выступления силовых министров, так как относительно нарушений действующего законодательства, а также практически уголовных преступлений в Донецке существует достаточно информации. Поэтому понятно, что после заслушивания силовиков последует второе предложение – создание временной специальной комиссии Верховной Рады, в которую вошли бы представители всех политических сил, представленных в парламенте, по схеме «один человек от 30 депутатов». Кроме того, одним из наших требований является проведение закрытых парламентских слушаний по политической ситуации в Украине.

Коновалюк: Я хотел бы уточнить, что, действительно, кризис в парламенте существует, он начался вовсе не с тех событий, которые произошли в Донецке. Блокирование работы Верховной Рады имело место и до этого. Это – попытки определенных политических сил таким образом выяснить отношения. Я считаю, что нам нужно рассмотреть несколько важных вопросов. Во-первых, мы соглашаемся, что нарушения Конституции и законодательства требуют очень серьезного реагирования. Считаю, что те требования, которые сейчас предъявляет оппозиция, на мой взгляд – это признание того, что люди не видят перспективы. Перспективы того, что кто-то будет соглашаться с ответами, и блокирование работы парламента прекратится. Я хотел бы спросить, сколько сейчас существует специальных комиссий. Ответ – более ста, и депутаты сами часто не знают, в каких комиссиях они представлены. Ситуация в Верховной Раде сейчас, на мой взгляд, продиктована лишь предстоящими президентскими выборами. Но нужно выяснить, а для чего мы вообще собрались в парламент – для президентского ралли или для того, чтобы решать актуальные вопросы.

Ведущая: Итак, стороны изложили свое видение того, что сейчас происходит в парламенте. Прежде чем мы перейдем к обсуждению, наша традиционная «Ложа прессы» – слово журналистам.

Владимир Лукин, телекомпания «Эра»: Думаю, что на самом деле парламентского кризиса не существует. Все, что сейчас происходит в государстве, в том числе – в парламенте, это все неестественное, искусственное. Просто идет выяснение политических и личных отношений между отдельными политиками или политическими силами, которые вообще мало общего имеют с реальной жизнью в Украине. Поэтому все будет (или не будет) улаживаться из чисто кулуарных договоренностей этими политиками.

Захар Бутырский, телекомпания «Новый канал»: Я считаю, что выходом из сложившегося кризиса могла бы бать договоренность политиков, которые должны были бы сесть за стол переговоров. В настоящее время идет выяснение отношений между большими группами политиков – депутатскими фракциями. На самом деле я считаю, что конфликт существует между, условно говоря, тремя-четырьмя политиками, которых можно было бы назвать политик М, политик Я, политик Ю, политик К, которые из-за собственных амбиций не могут понять друг друга. В результате страдает и работа парламента, и фракции. Если бы они отбросили свои амбиции, мне кажется, не было бы конфликта, и Верховная Рада заработала бы.

Павел Калашников, парламентский корреспондент «Радио «Эра FM»: Кризис в Верховной Раде все-таки вызван не только событиями в Донецке 31 октября, поэтому чрезвычайно тяжело прогнозировать, когда парламент выйдет из этого кризиса. Сам кризис заключен в гораздо более широком кругу вопросов. Это и пропорциональные выборы, и начало президентской кампании, и проект закона о внесении изменений в закон о выборах президента. Напомню, что последние противостояния в парламенте были вызваны именно пропорциональными выборами, поэтому то, что сейчас происходит в стенах ВР по поводу событий в Донецке – это лишь продолжение того политического противостояния, которое мы наблюдаем не только в парламенте, но и в обществе – противостояние так называемой оппозиции и так называемого большинства. Что касается Донецка, я считаю, что оппозиция сможет удовлетвориться и перестанет блокировать трибуну только после того, как депутаты выслушают отчет силовиков.

Ведущая: Итак, мы послушали представителей прессы, и можем переходить собственно к обсуждению. Удастся ли отбросить амбиции для того, чтобы пошел переговорный процесс?

Коновалюк: Вы знаете, я чувствую, что нашим лидерам удастся достичь компромисса и дать понять оппозиции, что она сама загоняет себя в угол, так как их нынешнее поведение в стенах парламента не воспринимается обществом. Общество больше волнуют те вопросы, которые влияют на уровень жизни человека и семьи. Я понимаю, что заострение политической ситуации присутствует, и, к сожалению, нам не удалось создать мощную политическую коалицию после парламентских выборов 2002 года и согласовать все отношения в рамках тех намерений, которые дали бы нам возможность за короткое время создать условия для решения социально-экономических проблем. Считаю, что для нас главное – обеспечить невозможность нарушения прав одних людей «благодаря» другим. Я как народный депутат должен выполнять полномочия, выписанные в статусе народного депутата для решения проблем избирателей, но ситуация в парламенте не позволяет этого делать.

Ведущая: Г-н Катеринчук, можно ли назвать ваши взгляды радикальными?

Катеринчук: Вы знаете, я хотел бы прокомментировать высказывания моего коллеги по поводу поведения в Верховной Раде и стремления к решению тех проблем, которые сегодня стоят перед обществом. Нужно понимать, что мы исходим из того, что хочет избиратель. А избиратель хочет понятной политики, которая позволила бы обеспечить защиту интересов большинства граждан Украины. К сожалению, по результатам выборов 2002 года ситуация сложилась не в пользу избирателя. Мы понимаем, что на сегодняшний день существует масса вопросов, которые не решаются. Но давайте посмотрим на наш законодательный орган: за сессию мы принимаем около 800 законов и поправок к ним. Но хоть одного чиновника привлекли к ответственности за невыполнение этих законов? Даже из решений суда выполняется лишь каждое четвертое. Надо менять систему. Мы выходим с системными изменениями, и поэтому при отсутствии закона об оппозиции мы действуем в тех рамках, в которых позволяют действовать обстоятельства. Я не согласен с тем, что минирование помещений, захват государственной собственности должны выпадать из поля зрения силовых министров. И мы должны заслушать их и сделать выводы, чтобы такое впредь не повторялось ни в одном регионе Украины. Мне тут говорят об особенностях Донецка. Да нет там никаких особенностей – в Донецке живут такие же украинцы, как и мы.

Ведущая: Г-н Катеринчук, Донецкий регион традиционно называют антиющенковским. Однако то, что случилось там 31 октября, кажется немного «не таким». Насколько негативно жители Донецка ни воспринимали бы Ющенко, так организованно они бы не выступили. Готовы ли «Регионы Украины», «донецкие», как их называют, взять ответственность…

Коновалюк: Они к этому не имеют никакого отношения! Почему партия «Регионы Украины» должна брать на себя ответственность за события в Донецке 31 октября?

Ведущая: Я спрашиваю г-на Коновалюка, готовы ли «Регионы» взять на себя ответственность, или это все-таки дело рук какой-то другой политической силы?

Коновалюк: Я бы хотел ответить так: Донецк всегда был гостеприимным регионом, там живут талантливые, порядочные и трудолюбивые люди. Состояние общества сейчас требует не только нашей оценки, но и вмешательства в те процессы, которые влияют на духовное и моральное состояние общества. На прошлой неделе мы провели парламентские слушания по вопросу духовного кризиса общества. И я хочу отметить, что этот кризис начинается с Верховной Рады. То, что происходило в Донецке 31 октября, мы могли наблюдать в 1997 году во Львове, а также в нынешнем году в ряде западных областей. Если наша политика будет строиться на политике противостояния, я считаю, что такая политика не имеет права на существование. Мы должны понимать, что и после президентских выборов мы должны развивать нашу страну, создавать условия для нормальной жизни человека. Из противостояния, существующего сегодня в парламенте, нужно делать выводы, и создавать условия для выяснения отношений теми способами, которые не противоречат действующему законодательству и Конституции. Позиция, которую мы должны принять, должна устраивать не только оппозиционеров, а всех народных депутатов.

Катеринчук: Власть должна быть радикальной в отношении нарушений Конституции и законодательства. И она будет такой, иначе люди не поймут такую власть. Относительно наших взаимодействий с Партией регионов – очень многие хотят видеть нас политическими врагами. Но мы не будем врагами, мы будем конкурентами на президентских выборах и т.д. Но врагами мы не будем. И все-таки по поводу русского языка: знаете, очень много мифов существует о том, что мы – ультраправые, что у нас есть националисты. Это полная ложь, как и то, что мы будто бы хотим, чтобы все население Украины говорило исключительно на украинском языке. Мы хотим, чтобы законодательно был урегулирован вопрос использования русского языка наравне с украинским в тех областях, где он доминирует. Я думаю, что это демократический базис, и мы к этому придем. По крайней мере, по этому вопросу у нас разногласий с Партией регионов нет и не будет.

Коновалюк: Позиции фракций «Регионы Украины» и «Наша Украина» по многим пунктам совпадают. Я хотел бы прокомментировать высказывание моего коллеги по поводу жесткости власти в ответ на нарушения Конституции. Я сам за ответственную, решительную власть, которая могла бы влиять на ситуацию, чтобы мы чувствовали, что есть власть, и ее авторитет неукоснительно растет. Но мы должны понимать, что между нами не должно быть недоразумений в формировании целостной государственной как социальной, так и экономической политики.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам