Блок-последствия

События в Донецке 31 октября сего года автоматически перенеслись в Киев. Конкретнее, в сессионный зал Верховной Рады Украины, где оппозиция, ведомая членами блока «Наша Украина», вновь заблокировала трибуну для выступлений. Не помог и получасовый перерыв, затянувшийся более чем на час. Лидеры все это время совещались, но когда решили реализовать договоренности, оппозиция вновь стала стеной у трибуны, ее отдельные представители зачем-то начали вертеть пальцами у виска, характеризуя таким образом предложения спикера Владимира Литвина, и тот не вытерпел и закрыл сессию вообще.

Все дело в том, что с самого утра оппозиция для начала потребовала заслушать отчеты министра внутренних дел, председателя Службы безопасности и министра образования о том, что было во Львове, где в прошлую пятницу успешно и громко сорвали «НУдаковский» съезд. А потом оппозиция потребовала, чтобы была создана специальная следственная депутатская комиссия для детального изучения того, что происходило в Донецке, почему и кто за этим стоит. Представитель «НУдаков» Сергей Соболев срывающимся на истерику голосом зачитал обращение фракции, а «большевики», явно издеваясь, предложили заняться «игрой в пинкертонов» на досуге. Ситуация вошла в клинч, и был объявлен перерыв.

После перерыва со слов спикера Литвина стало понятно, что вроде бы решили заслушать силовиков в 18.30 на расширенном заседании согласительного совета глав фракций и групп и там же определиться с целесообразностью создания следственной комиссии из числа нардепов. Оппозиция вновь «стала на рога», так и не прояснив ситуацию на предмет того, кто и с кем тогда договаривался более часа под председательством спикера…

В итоге сессия была закрыта. Без объяснений со стороны парламента. Зато оппозиция явила миру в лице журналистов «трех богатырей» от оппозиции. В центре стоял со скорбным лицом Виктор Ющенко, по левую руку (как идеологически верно! – Авт.) от него стоял лидер социалистов Александр Мороз, а по правую – «единственный мужчина в оппозиции», вождь блока Юлии Тимошенко («БЮТи») сама Тимошенко. Они и разъяснили, почему же сорвали сессию. Роли ораторов были распределены предельно четко, и картина более-менее прояснилась.

По мнению Мороза, игравшего такого себе успокоителя нервов, Верховная Рада, а вместе с ней и общественность должны знать, кто же в стране нагнетает страсти и с использованием админресурса не позволяет одной политической силе, так солидно представленной в парламенте, проводить свои мероприятия там, где им нравится. И все, в общем-то. Затем вступил в игру более суровый игрок – «пострадавший «мессия» Ющенко. Этот назвал виновником произошедшего Администрацию президента. И пообещал, что так будет и впредь, ибо именно АП во главе с Виктором Медведчуком и раскалывает общество на непримиримые сегменты, надеясь половить рыбку в мутной воде. Медведчуку-де и нужна общая дестабилизация в стране по принципу «провокация – мать всех неблаговидных, нечестных, неморальных, непрозрачных и прочих бяка-поступков».

А вот Юлия Владимировна, выслушав «сильную стать», подытожила сказанное более системно. По ее мнению, события в Донецке нужны было власти, во-первых, для того, чтобы расколоть общество. А на самом же деле, уверена леди Ю, власть продемонстрировала прообраз того, как она будет работать с неугодными кандидатами на предстоящих президентских выборах. Видимо, Юлия Владимировна таким образом хотела попугать своих коллег по «тройке» и отколовшегося четвертого – лидера КПУ Петра Симоненко: мол, раз вы все, уважаемые, тайно хотите «баллотнуться», то возможные неподобные действия властей надобно упредить уже сейчас. Как ей это удалось, пока неизвестно…

Во-вторых, заявила Тимошенко, события в Донецке перессорили часть оппозиции с правительством Януковича. И в этом была скрытая цель тех, кто не хочет долгой жизни этого правительства и приближает его возможный конец путем провала бюджетного процесса, инспирирования политкризисов, сталкивания лбами с депутатскими фракциями и группами и т. д. В-третьих, срыв съезда «НУ» в столице Донбасса может заблокировать и работу парламента не только на один день, а навсегда. А это, мол, выгодно тем, кто не хочет парламентаризма и демократии в Украине.

Короче, стройно все получилось у Юлии Владимировны. Но вот ответа на вопрос, а зачем и кому это нужно и кто от этого выиграет, не получилось. Ни у кого. Обозреватели же говорят, как минимум, о трех возможных сценариях развития дальнейших событий. Во-первых, самый катастрофический сценарий: блокирование работы парламента до «победного» конца, то есть до его роспуска и досрочных выборов. Спикер Литвин уже как-то предупреждал об этом: мол, не хотите работать, так, может, лучше разбежимся. Случиться это может только в том случае, если оппозиции удастся расколоть «большевиков», и те внезапно превратятся в клуб «экономических самоубийц» во время предстоящей президентской гонки. Работающий парламент дает им хоть и иллюзорную, но все-таки гарантию в виде депутатской неприкосновенности. Неприкосновенности хотя бы, повторюсь, со стороны правоохранительных органов. Кроме того, в стране исчезнет мощный контролирующий орган – парламент, способный хоть как-то влиять на выборы нового президента страны. Другими словами, этот вариант кажется маловероятным. Если на это действительно не взят курс некими силами, которые хотят именно безнаказанности и бесконтрольности при проведении президентских выборов, а то и вообще их переноса. До выборов нового парламента, если таковые вообще состоятся. То есть вполне может де-факто случиться вожделенный многими «третий срок» действующего президента: а и действительно, не оставлять же страну и без парламента, и без главы государства…

Во-вторых, в результате блокировки парламента и воздействия внепарламентских сил может состояться перегруппировка внутрипарламентских сил и смена руководства Рады. Тут тоже есть несколько вариантов. Например, может выкристаллизироваться постоянное парламентское большинство человек этак 226-230, которые и новым генпрокурором первого вице-спикера Геннадия Васильева утвердят, и пакетную рокировку проведут со сменой всего президиума. То есть изберут и нового спикера, и новых его заместителей. Такой вариант – это идеальный метод «усмирения» и «приручения» Литвина, который уже поторопился объявить об окончании «эпохи Кучмы». Может быть и более мягкий вариант: это же большинство избирает Васильева главой ГПУ, а на его место утверждает либо кого-то из регионалов (называют Раису Богатыреву, главу фракции «Регионы Украины»), либо Адама Мартынюка из КПУ (чтобы на всякий случай иметь запас голосов для решения других проблем, например, бюджета-2004). Могут и вообще никого и никем не утверждать и никого не трогать, но взамен потребовать «большевистской» консолидации и принятия госбюджета. А уже после этого решать и кадровые проблемы того же Васильева или всего президиума. После принятия бюджета у разных фракций и групп ко всем без исключения членам президиума Рады претензии не исчезнут: к примеру, у СДПУ(о) к своему «ревизионисту» Александру Зинченко. Многие говорят, что один из таких подвариантов возможен в зависимости от того, на кого Леонид Кучма укажет как на своего преемника, например, на Януковича. Или не укажет, а посчитает нужным легитимизировать свою собственную возможность баллотироваться на третий (типа второй) срок. Но в любом случае понадобится внепарламентская и не совсем демократичная и прозрачная система методов этой самой «большевистской» консолидации. Но что не сделаешь для консолидации, даже если понимаешь под этим понятием что-то свое…

Третий вариант – самый простой и самый мирный по последствиям. Оппозиция поблокирует трибуну пару-тройку дней, покричит у нее, и большинство пойдет ей навстречу – вызовет силовиков «на ковер». Те отчитаются, посыпят голову пеплом, виновных не найдут, но пар выпустят, и все вернется на круги своя, все в туже рутину. Скорее всего так и случится, если представители «большевиков» и свои доморощенные аналитики в среде оппозиции осознают все последствия досрочного роспуска парламента. Да, у оппозиции в запасе высокие рейтинги. Да, ситуация ухудшается, а, следовательно, позиции власти и всех, кто ее поддерживает, не укрепляются. Да, мир смотрит на Украину и требует от ее властей демократичности и прозрачности при выборе органов власти. Но ведь админресурс и средства воздействия на результаты выборов остаются-то в руках… этой самой власти. И остаются внутри страны, вмешиваться в суверенные внутренние дела которой никто не имеет права, чай не Ирак, в самом-то деле. К тому же, к примеру, закона о пропорциональной системе выборов нового (или, если хотите, досрочного) парламента нет. И не будет, если старый досрочно распустить. Кроме того, не стоит оппозиции так уж рассчитывать на собственную популярность. Выборы 2002 года показали, что может сделать админресурс с самыми популярными из оппозиции, с «Нашей Украиной», у которой, по словам ее «мессии» Ющенко, «украли победу». И кто помешает украсть ее еще раз, если электорату в мажоритарных округах платить денюжку или снабжать колбасой. Власть и кошельки одержали по мажоритарке вполне реальную победу, а ведь ситуация полтора года назад была не хуже и не лучше нынешней…

…Как говорится, такова «селяви», и по какому сценарию она будет развиваться, возможно, станет ясно уже в ближайший четверг…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам