Барин приезжали! Обещались…

Слава Богу, в Украине уже никто никому не запрещает хотеть в НАТО. Или не хотеть. Агитировать за вступление в Альянс или оставаться равнодушным к этой светлой затее интеграторов. Плюрализм, как мы убеждаемся, – это если еще не признак подлинной демократии, то, во всяком случае, ее предвестник. Но вот действия, очень схожие с элементарным холуйством, с демократией не имеют ничего общего. Это уж точно.

Это, доложу вам, была картинка: 20 октября 2003 года, разгар 1-ой Всеукраинской ассамблеи общественных организаций-членов не менее Общественной лиги Украина–НАТО, всем хорошо, все дежурно произносят речи о пользе сближения с Альянсом. Но вот, ведущий, зампредседателя координационного совета этой самой Лиги некто Александр Сушко прерывает очередность спичей и объявляет, что на ассамблею едет сам генсек НАТО лорд Робертсон. Он как раз в этот день завернул в Киев и даже встретился в аэропорту «Борисполь» с отбывшим в Латинскую Америку президентом Украины Леонидом Кучмой. «Через три-четыре минуты он будет здесь, – срывающимся голосом сообщил Сушко. – Поэтому выступать не будет никто, так подождем. А кто из создателей Лиги Украина–НАТО хочет лично пожать руку лорду Робертсону, соберитесь во главе стола. Остальным – сидеть на местах!»

И серьезные дядьки в дорогих и не очень костюмах, важные и шавковидные, худые и толстые повскакивали с мест и побежали ожидать рукоприложения. А все остальные сидели. Долго сидели, можно было очередной эпохальный спич заслушать и прослезиться. Ан нет – только неловкая тишина, с трудом подавляемые страсть и вожделение от ожидания «хозяина», который должен все освятить и лично убедиться в верности курсу на евроатлантическую интеграцию, и тихое сопение переводчика наушниках. И когда Робертсон приблизился, не хватало только метущейся Дуняши или как ее там из «Формулы любви» и ее ора: «Еду-у-ут! Еду-у-у-ут!» И рукоприлагались по очереди, и ворковали вокруг слегка ошалевшего и не ожидавшего такого верноподданнического интеграторства лорда, и подобострастно улыбались ему, демонстрируя все 32 успеха отечественной стоматологии. Один из встречавших даже подал заявку на свое индивидуальное членство в НАТО, предварительно попросив всех не воспринимать это как фарс. Но лорд подтвердил реноме опытного человека, который, по его же словам, в 15 лет еще протестовал против присутствия в Шотландии американских подлодок, а потом с благословения США возглавил НАТО. Он быстро взял себя в руки, хохотнул над письмом ретивого, пожал почти все протянутые ему пятерни «интеграторов» и прошествовал на отведенное ему место. А сидящие в зале послы иностранных государств двусмысленно посмеивались. И было довольно противно, ибо так и осталось неизвестным, куда мы с таким подходом и в каком качестве интегрируемся…

А, в общем-то, сначала ничего не предвещало беды: нормальное мероприятие, организованное людьми, которым нужно продемонстрировать, что они не зря взяли иностранные гранты на «демократизацию страны» и «пропаганду евроценностей». Кроме того, были и два несомненных плюса акции.

Во-первых, созданная этим летом Лига Украина–НАТО не только очень удачно подгадала упомянутую ассамблею к визиту Робертсона. Это было правильное и даже нужное мероприятие, проводимое общественными организациями, которые в нормальном обществе и должны создавать общественное мнение и таким образом оказывать давление на власть. В данном случае оказывать давление на власть в вопросе интеграции в НАТО и другие евроатлантические структуры. Потому что это именно две ветви украинской власти – исполнительная в лице президента и Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ) и Верховная Рада – утвердили такой стратегический курс, но мало что реально делают, чтобы двигаться в заданном направлении. Вот общественные организации на упомянутой ассамблее и решили: а) еще раз публично выяснить, почему не движемся; б) выработать и презентовать общественную стратегию поддержки интеграции Украины в НАТО. Удалось и то, и другое, потому что и то, и другое, что называется, лежит на поверхности.

По первому вопросу практически все выступающие заявили, что для полноценной интеграции в НАТО не хватает широкого народного понимания выгод от вступления в Альянс и политической воли руководства государства, а общественные организации не могут исправить это положение дел. Как сообщил директор Фонда «Демократические инициативы» Илько Кучерив, по данным летнего опроса населения, за вступление в ЕС высказалось 54%, а за вступление в НАТО – только 28% респондентов. А все потому, что люди, по его словам, по-прежнему воспринимают НАТО как агрессивный блок, самостоятельно начинающий военные действия. А еще потому, что вступление в НАТО, по мнению людей, обойдется очень дорого для Украины и испортит отношения с Россией. «Люди живут в плену мифов о НАТО и стереотипов его восприятия», – констатировал Кучерив. «Существует разница между декларациями власти об интеграции в евроструктуры и имплементацией европейских норм в жизнь украинского общества», – вторил ему и директор программ киевского центра Института «Восток–Запад» Джеймс Грин. И к этому, на мой взгляд, можно только добавить, что жесткое оппонирование идее интеграции в Европу происходит у украинской политико-предпринимательской и властной элиты еще и потому, что многим представителям этих элит невыгодны европейские нормы и стандарты жизни. Они, эти стандарты, помешают им ловить рыбку в мутной воде…

С общественной стратегией поддержки интеграции в НАТО вышло и того проще. По словам и. о. исполнительного директора Лиги Украина–НАТО Натальи Костиной, эта стратегия имеет четыре главные цели:

а) формирование в массах видения интеграции в Альянс как процесса, отвечающего коренным интересам каждого гражданина и национальным интересам всей страны;

б) определение главных мифов и стереотипов, которые уходят корнями еще в советское прошлое и мешают восприятию НАТО и с которыми можно бороться только правдивой информацией об Альянсе;

в) повышение роли институтов открытого гражданского общества, стоящего на защите фундаментальных прав и свобод гражданина;

г) просветительская работа в массах для разъяснения всего вышесказанного, для чего, собственно, и была создана Лига и чем должны заниматься все в нее входящие структуры.

«Нам нужно убедить людей в необратимости стремления Украины к интеграции в Европу», – резюмировала Костина. А уже упомянутый Грин добавил, что «доверие рождает только правдивая информация». Он посоветовал лиге заниматься не только с общественностью, но и с политиками и бизнесменами, потому что «народная воля в Украине не перерастает в политическую волю лидеров».

Во-вторых, успеху ассамблеи могло посодействовать то, что отлично выступил сам лорд Робертсон, срок генсекретарствования которого в НАТО истекает в новом году и который, видимо, поэтому был смелее и откровеннее в высказываниях. Из уст лорда прозвучало, как по мне, самое главное. «Для большинства стран НАТО Украина – не мост и не буфер, а ценный стратегический партнер», – сказал он. Но потом все вернулось в знакомое русло. Лорд много раз отметил успехи Украины в сотрудничестве с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» и во время выполнения миротворческой миссии в Косово, но вступление Украины в НАТО поставил в зависимость от выполнения целевого плана сотрудничества с блоком на этот год и целевого плана действий, которые были подписаны в ноябре 2002 года на саммите Альянса в Праге. А также от проведения общих демократических реформ в стране, которые должны адаптировать страну и жизнь ее граждан к демократическим нормам, принятым в странах НАТО. По словам генсека, Альянс поддерживает и приветствует усилия Украины по вступлению и реформы, проводимые с этой целью, но советует проводить их быстрее. «Реформы должны осуществляться быстрее, чтобы уменьшить потери во время реформирования», – как детям повторил аксиому Робертсон. И призвал не попрекать НАТО двойными стандартами, которые якобы применяются членами блока в оценках происходящего в Украине. По его словам, двойные стандарты украинцам кажутся потому, что НАТО более тщательно относится к происходящему в Украине фактически по… ее же «вине». «Украина сама провозгласила, что хочет интегрироваться в Европу, а другие страны этого не провозглашали. Поэтому надо воспринимать повышенное внимание к Украине как комплимент, как свидетельство заинтересованности в украинских делах», – подытожил лорд. И с этим спорить, согласитесь, трудно: назвался грибом – полезай в кузовок…

… А потом все пошло так же, как и начиналось. Лорд, демонстрируя любовь в молодежи, пошел здороваться с учащимися одной из киевских англоязычных школ и обещать, что именно за ними – будущее Украины, если они, грубо говоря, будут так держать. За ним потянулись и не осчастливленные рукопожиманием участники ассамблеи из общественных организаций. Но тут уже демократия кончилась: их оттеснили не столько охранники, сколько официальные лица – высокопоставленные чиновники МИД Украины. Теперь им дали шанс «у тела», и уже они вовсю «интегрировались» и норовили попасться на глаза лорду. А чего, действительно, стесняться? Лорд – человек свойский, будет занимать высокую должность в евроструктурах, авось приметит, на работу пригласит и не надо будет в этой Украине «париться». Как говорится, какая самая тяжкая болезнь украинских дипломатов, вернувшихся из загранкомандировок в Киев «ковать интеграцию» дома? Правильно: тоска по ностальгии. Но даже с учетом этого все равно как-то тщательнее – с уважением к себе и с чувством собственного достоинства – надо даже интегрироваться. Хотя бы на Родине…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам