Третий вариант

В политической истории все повторяется. Весной 2001 года объединенными усилиями левых и пропрезидентских парламентских сил правительство Виктора Ющенко было отправлено в отставку. Осенью 2003 года левые и представители большинства Верховной Рады достигли соглашения, суть которого сводится к политической изоляции Виктора Андреевича. Конституционная реформа «воскресла» и существует достаточно высокая вероятность того, что она окончательно «похоронит» надежды Ющенко стать реальным, а не формальным президентом…

2 сентября открывается очередная сессия Верховной Рады, в ходе которой будет разворачиваться новый этап модернизации политической системы страны. В отличие от предыдущих попыток изменить Основной закон страны, на этот раз все может получиться. Прежде всего, удалось расширить парламентское поле поддержки конституционной реформы. После переговоров Петра Симоненко и Александра Мороза с главой администрации президента Виктором Медведчуком ее готовы поддержать коммунисты (60 депутатов) и социалисты (20 «штыков»). Если учитывать, что в рядах пропрезидентского большинства находятся около 240 парламентариев, то найдена формула прохождения конституционного законопроекта через сессионный зал – 240+80=320.

Для цементирования «большевиков» и повышения степени их политической благонадежности было восстановлено партийное объединение ТУНДРА (Трудовая Украина, Народные Демократы, Регионы, Аграрии), к которому присоединились объединенные социал-демократы, а также Партия промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха. Все как накануне парламентской избирательной кампании 2002 года. Одно маленькое отличие: тогда эсдеки самостоятельно пошли на выборы. Теперь же они чувствуют со всех сторон дружеское дыхание «регионалов» и «трудовиков». Главная задача «союза шести»: координация действий в Верховной Раде по политреформе и выдвижение единого кандидата в президенты. Вы спросите: почему ТУНДРА насчитывает только шесть партий? А где же остальные пропрезидентские силы? Ведь в парламентское большинство входят 9 фракций. Да все очень просто: у фракций «Европейский выбор», «Народовластие», «Народный выбор» и «Демократические инициативы» нет реального партийного представительства. Есть проекты, но нет готовых структур с разветвленной региональной системой. Они консолидированы в большинство при помощи договора о солидарной ответственности правительства Виктора Януковича и Верховной Рады, подписанного в присутствии президента. В общем, большинство «зацементировано» и готово к сотрудничеству с тандемом коммунисты-социалисты в деле конституционного строительства. Разговоры о массовом переходе «большевиков» в ряды «Нашей Украины» становятся неуместными. Система выстроена и готова к употреблению по назначению.

Третий проект

Насколько можно судить по заявлениям целого ряда заинтересованных сторон, предполагается запустить третий вариант конституционного законопроекта. Первые два сценария модернизации Основного закона – президентский и парламентский, разработанный комиссией Александра Мороза – Геннадия Васильева, – пока находятся на экспертизе в Конституционном суде (КС). Однако результат работы судей уже мало кого волнует. Был сценарий, в соответствии с которым предполагалось собрать новый конституционный кубик Рубика из парламентского и президентского вариантов. Но после того, как Леонид Кучма направил в Верховную Раду письмо с просьбой отозвать из КС свой проект, он утратил свою актуальность. В Украине еще не было случаев отзыва законопроектов из Конституционного суда. Виктор Ющенко может попытаться заблокировать принятие соответствующего решение ВР, но он будет крайне одинок. Что же касается парламентского варианта модернизации Основного закона, то он вряд ли может быть задействован в новом раунде реформы в существующем виде, хотя некоторые его положения могут быть использованы. А принципиальными особенностями третьего конституционного проекта станут:

* отказ от фиксации понятия «парламентское большинство». Против этого положения, кстати, активно выступали коммунисты и социалисты. Их главный аргумент – это недемократичная норма, поскольку создаются предпосылки для диктатуры одной части парламента над другой. Теперь данной нормы нет. Предполагается, что правительство будет формировать коалиция фракций и групп. Это более мягкая форма структуризации парламента, которая значительно расширяет поле для политических маневров;

* доминирование Верховной Рады в сфере кадровых назначений в структурах исполнительной власти. Если раньше велась дискуссия по поводу так называемого «двухпалатного Кабмина», разделенного на ставленников президента (силовой блок и глава внешнеполитического ведомства) и парламента, то теперь данная проблема снята. Премьер выносит на утверждение законодательного органа власти весь состав Кабмина, кроме министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых вносятся президентом. Но Верховная Рада утверждает всех и имеет полное право через некоторое время отправить утвержденных в отставку. Как поодиночке, так и «пакетом». Более того, депутаты дают согласие на назначение и увольнение Генерального прокурора по представлению президента. Пока не ясна процедура назначения премьер-министра. Понятно, что данная кандидатура будет утверждаться парламентом. А вот какова технология выдвижения соискателя поста главы правительства? В свое время в проекте Александра Мороза была зафиксирована следующая формула: президент выдвигает на должность премьера представителя политической партии (избирательного блока), который получил наибольшее количество посадочных мест в парламенте. Если эта кандидатура провалится, то право выдвигать очередного претендента переходит ко второй по численности депутатской группе. Вряд ли в третьем проекте появится подобная схема, поскольку главный принцип формирования правительства – коалиционность. При всем уважении к «Нашей Украине» трудно предположить, что она сумеет добиться утверждения своего состава правительства, не прибегая к сотрудничеству с другими группировками. В ходе переговоров, как положено, Виктора Андреевича «разведут» по полной программе, но это уже совсем другая история;

* выстраивание исполнительной вертикали власти под премьера. Такая модель была записана в проекте Сан-Саныча: главы местных государственных администраций назначаются и увольняются правительством по представлению премьер-министра. Само собой разумеется, что ни о какой выборности губернаторов речь не идет. Авторы законопроекта боятся регионализации страны в случае проведения выборов глав областных государственных администраций;

* проведение выборов президента с помощью парламента и снятие запрета на совмещение депутатства с работой в структурах исполнительной власти. Проще говоря, парламентарии могут работать в правительстве, не сдавая в секретариат ВР свой мандат. Когда их выгонят из Кабмина, то они спокойно возвращаются на прежнее место работы в сессионный зал. Правда, данные сенсационные новации пока находятся в стадии обсуждения. Президент Леонид Кучма уже заявил, что не против опосредованного избрания главы государства. Виктор Ющенко почему-то очень расстроился.

Кому это выгодно?

В реализации третьего конституционного проекта, предполагающего переход к чисто парламентской форме правления, заинтересованы многие. Рассмотрим структуру интересов базовых политических игроков осеннего сезона.

Глава президентской администрации Виктор Медведчук. Он почти «вывернулся» из достаточно щекотливого положения, связанного с провалом предыдущего варианта конституционной реформы. Наверняка глава государства не забыл 11 июля 2003 года. В этот день Верховная Рада де-факто поставила крест на широко разрекламированном сценарии превращения страны в парламентско-президентскую республику. Автором проекта являлся Медведчук и, соответственно, именно он должен был получить «по заслугам». Но Виктору Владимировичу удалось договориться с Петром Симоненко и Александром Морозом. Это может его спасти от перемещения в кресло секретаря Совета национальной безопасности и обороны. В последнее время президент стал подозрительно много говорить о необходимости усиления Совбеза, явно намекая на «мачо» украинской политики. Но даже такая рокировка не очень страшна для Медведчука, поскольку благодаря новому эпизоду политреформы он получает шанс поучаствовать в постконституционных раскладах. Снижение роли института президентства на несколько порядков усиливает позиции премьера и спикера. В этом деле важно не победить на выборах, а правильно спланировать стратегическую комбинацию. Глава АП, чего там скрывать, силен в подобных играх. Наверняка Медведчук уже выстраивает схему с прицелом на 2006 год. В случае успешной реализации третьего проекта в максимальном формате (выборы главы государства парламентом), он может «пропустить» прямые президентские выборы 2004 года и сосредоточить свои усилия на парламентской кампании-2006.

Премьер-министр Виктор Янукович. Он оказался в очень не простой ситуации. В том, что Виктор Федорович настроен стать президентом, ни у кого не возникает сомнений. И «союз шести» создан с явным прицелом на Януковича, и вторая по численности парламентская группировка появилась не просто так. А союзники ласково и непринужденно подталкивают Виктора Федоровича к участию в президентской кампании, параллельно девальвируя ценность данного института с помощью конституционной реформы. Опять таки, в контексте реформы участие Януковича в президентских выборах 2004 года выгодно всем, кроме Виктора Федоровича. На его долю достанется самая тяжелая работа: «валить» Виктора Ющенко. Товарищи по «единому блоку» будут усердно следить за тем, чтобы донецкие максимально использовали свой ресурс. Станет Янукович президентом, а через два года опять выборы, на которых придется еще больше выкладываться, поскольку речь идет об установлении контроля над парламентом. Иначе никак нельзя. В принципе, донецкие могут потянуть две компании сразу, но вряд ли получат от данной процедуры максимальное удовольствие. Сама постановка сверхзадачи обескураживает: в 2004 году «сделать» на выборах Виктора Ющенко, а в 2006 году провести в парламент максимально возможное количество депутатов и стать премьер-министром. Причем договариваться придется с Ющенко, Медведчуком и «союзниками». А еще учитывайте такой фактор, как реальный риск остаться без премьерской должности в ходе президентских выборов. Ушел на электоральный фронт и не вернулся… Тем более, что в будущем году истекает срок парламентской неприкосновенности премьера Януковича.

Спикер Владимир Литвин.

Продолжение следует…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам