Вампиры и доноры

Сегодня по информагентствам мира прошла сногсшибательная новость: Россия собирается увеличить ставку экспортной пошлины на газ в шесть (!) раз – с 5% до 30% таможенной стоимости. О повышении пошлины московские госмужи говорят уже три года, но сейчас случай особый, поскольку проект постановления вроде бы уже находится на подписании у премьер-министра Михаила Касьянова. Страны, питающиеся российским газом, вздрогнули, как вампиры, застигнутые врасплох. Что делать в этом смысле Украине – напрягаться или расслабиться – пока сказать трудно…
Наш малыш растет не по годам

Дословно сенсация звучит так: «По словам главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала правительству увеличить ставку экспортной пошлины на газ с 5% до 30% от таможенной стоимости. В настоящее время проект постановления по экспортной пошлине на газ находится на подписании у премьер-министра Михаила Касьянова». Коротко и со вкусом. При этом даже не упоминается дата повышения пошлины, что вызывает еще больший ажиотаж, в отличие от ситуации, если бы четко было написано 2004-й или 2005-й год. Таким образом, можно предположить два варианта: либо о сроках введения новых ставок идут дискуссии, либо утечка информации (в таких случаях она редко бывает неумышленной) выверена до мелочей.

Теперь поразмыслим, почему это происходит. Любители читать правительственные хроники, возможно, припомнят ряд заседаний как российского Кабмина РФ, так и бюджетного комитета Госдумы, состоявшиеся в промежутке между 19 мая и 5 июня. Там рассматривались предложения о реформировании налогообложения фискальной системы вообще и нефтегазовой отрасли страны в частности. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект закона о внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса, который предусматривает индексацию ставок акцизов и снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Ставки акцизов на автомобили, горюче-смазочные материалы и пиво планируется увеличить в среднем на 10%, на табачные изделия – на 20%, крепкие спиртные напитки и крепленые вина – 18%. Одновременно предлагается отменить акциз на природный газ. Для компенсации выпадающих доходов предлагалось установить ставку налога на добычу полезных ископаемых (природный газ) для «Газпрома» и его дочерних компаний на уровне 107 руб. за 1 тыс. куб. м, для независимых производителей газа – 70 руб. за 1 тыс. куб. м. Тогда же из уст первого замминистра финансов Сергея Шаталова прозвучала информация, что правительство предлагает, помимо прочего, увеличить и ставку экспортной пошлины на природный газ с 5% до 28%.

Другой замминистра финансов РФ Михаил Моторин чуть позже заявил, что не исключает возможности корректировки предлагаемых в правительственном пакете налоговых законопроектов ставок налогообложения газовой отрасли, которые предполагается ввести с 1 января 2004 года. По его словам, возможно, что при подготовке законопроекта ко второму чтению в нем может быть предусмотрена возможность дифференциации ставок налога на добычу газа для сухого отбензиненного газа (добываемого, в основном, независимыми производителями). Для него может быть установлена пониженная ставка. Кроме того, предлагается сохранить действующую экспортную пошлину в размере 5% для импортного газа из Туркмении, Казахстана, Узбекистана.

Также Моторин не исключил возможное снижение предлагаемой ставки налога на добычу полезных ископаемых для газа с одновременным повышением экспортной пошлины. В частности, по его словам, экспортная пошлина в этом случае может увеличиться до 30%. Если учитывать, что в 2001-2002 годах предлагалось увеличить ставку экспортной пошлины на газ с 5% до 20%, а весной 2003-го речь шла о 27% -28,4%, то заметно, что к началу подготовки бюджета ставки растут. Правда, это на газ. На нефть они лихо снижаются. Вообще, следить за этими «американскими горками» довольно интересно. 12 марта 2003 года вышеупомянутая правительственная комиссия рекомендовала увеличить с 1 апреля экспортную пошлину на сырую нефть с $25,9 за тонну до $40,3 за тонну, на нефтепродукты – с $25,9 до $36,3. Но 19 мая 2003-го было объявлено, что с 1 июня Россия снижает ставки экспортной пошлины на нефть: с $40,3 за тонну до $26,8 за тонну. Представляете себе картину, мужики «чисто-конкретно» уже там проплатили, а тут оно снова упало… Хорошо, что Украина практически не зависит от экспорта бензина, а российские владельцы НПЗ знают о планах своего правительства заранее и умеют «оптимизировать» графики поставок. Ну да Бог с ними, с нефтевладельцами. Нас больше интересует газ.

Жизнь бьет… трубой

Для Украины новая цена газа, с одной стороны, смертельно высока, с другой – значительно увеличит доходы от транзита. Непонятно только вовремя или невовремя мы успели перейти на оплату транзита деньгами. И успели ли вообще. Если нет, то 30 млрд. кубометров газа, которыми сейчас Россия оплачивает свой транзит, у нас в кармане, то бишь в хранилищах, независимо от размера пошлины и цены голубого потока в любых измерениях. Если же соответствует действительности информация, что удалось перевести в денежный эквивалент лишь 10-12 млрд. кубов, то часть получим газом, часть деньгами по новой стоимости. При этом классические цифры показывают, что из 78-80 млрд. кубометров газа, составляющих потребность Украины, 18 млрд. – это собственная добыча, 30-35 млрд. – импорт из Туркмении, и оставшиеся 25-30 млрд. – необходимые поставки из России.

Можно ли отказаться от российского газа и перейти, например, целиком на туркменский? Теоретически можно, но где гарантии, что мудрые аксакалы немедленно не последуют примеру Москвы и не изменят свое налоговое законодательство. Можно, конечно, говорить о том, что сейчас у нас в хранилищах этого газа – задохнись, потому как-нибудь перезимуем. А что будет потом, можно угадать с трех раз. Даже с одного. Потом будет газотранспортный консорциум, который и распределит наши прибыли от транзита через нашу территорию российского газа в Европу на троих: нас, Россию и кого-то из европейцев.

Вообще, следует отметить удивительное совпадение: как только переговоры между Украиной и Россией о судьбе трубопроводов заходят в тупик, так сразу и происходит утечка информации, что россияне собираются повысить цену газа или построить новый трубопровод. Самую изощренную мозговую атаку пережило пугливое правительство реформаторов. Тогда, году в 2000-ом, Москва испугалась, что мы продадим (либо сдадим в концессию) нашу трубу западным компаниям. Предположительно – «Shell». Тогда российская сторона завела песенку о неизбежности передачи трубопроводов в управление России как следствии возникших огромных долгов и проблемы несанкционированного отбора газа и т.д.

Поскольку газ действительно крали, это автоматически поставило «Газпром» первым в очередь за нашим трубопроводом. Последующие «имиджевые мероприятия» (в частности, несбывшееся обещание повысить цену на газ до $102 за 1000 кубометров, угрозы строительства газопровода в обход Украины и т.п.) привели к подписанию почти забытого соглашения между Виктором Ющенко и Михаилом Касьяновым. А также к разговорам с украинской стороны о том, что надо быстро отдавать трубу, а то она опустеет. Потому информация о повышении экспортной пошлины на газ гармонично вписывается в ряд приемов по запугиванию Украины с целью скорейшего принятия решений по газовой трубе. Хотя можно допустить, что и приближение нового бюджетного года было тем фактором, который заставил премьера России принять на рассмотрение проект трехмесячной давности, о котором уже начали забывать даже аналитики.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам