Двойной форсаж

Методы работы ОАО «Укртранснафта» продолжают удивлять. Не прошло и двух месяцев после того, как нефтетранспортная компания оскандалилась на всю Украину, отказавшись пустить неугодных журналистов на пресс-конференцию председателя правления Александра Тодийчука, как последовал новый скандал.

В преддверии собрания акционеров «Укртранснафты» ее руководство развернуло активную PR-деятельность по повышению собственного имиджа. Только сделало это в своем стиле: топорно и с перевиранием фактов.

В среду пресс-служба «Укртранснафты» распространила пресс-релиз о результатах деятельности компании в первом полугодии 2003 года. Казалось бы, событие рядовое, если бы не два «но».

Во-первых, документ был отправлен по выборочной рассылке. Другими словами, получили его только «свои» журналисты. В то же время, например, финансово-экономический еженедельник «ИнвестГазета», недавно выступивший с критикой менеджмента компании, остался не у дел. Как и целый ряд других печатных и электронных СМИ. Видимо, в «Укртранснафте» указ президента об открытости в работе госструктур трактуют вольно…

Во-вторых, как выяснилось несколько часов спустя, «Укртранснафта» исказила результаты финансовой деятельности в первом полугодии 2003 года, завысив свою чистую прибыль с 82 до 170 миллионов гривен.

В отчете председателя правления «Укртранснафты» такая метаморфоза объясняется решением руководства компании «создать резерв списания дебиторской задолженности». Однако ссылок на соответствующие решения главный нефтетранспортник не предоставил. Примечательно, что и в официальной бухгалтерской отчетности о резерве ничего не записано. Зато наглядно приведен реальный финансовый результат компании – 82 млн. гривен, что на 28,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Показатель не самый приятный для Александра Тодийчука, но что ж поделаешь – как работал, так и заработал.

В принципе, чистая прибыль – хотя и основной, но не единственный показатель работы компании. Как отметил директор инвестиционной компании «Драгон Капитал» Дмитрий Тарабакин, «помимо этого есть такой показатель как прибыль до налогообложения. На него также можно опираться… Однако и здесь в отчете «Укртранснафты» есть расхождения. Согласно официальной отчетности компания заработала 164 млн. гривен, а в их документах записано 252 млн. грн.».

«Это, очевидно, советская попытка улучшить показатели своей деятельности, продемонстрировать дополнительную эффективность», – считает Дмитрий Леонов, директор Украинского института развития фондового рынка. – Какова бы ни была политика компании, создание резервов не может увеличить прибыль. Это принцип единства учета. Создание резервов должно было быть учтено в финансовой отчетности. Оно не могло изменить прибыльность».

Столь явное искажение финансовых результатов повергло украинских фондовиков в шок. «Мы в своей практике, хотя и работаем с достаточно большим количеством эмитентов, рассматриваем тысячи финансовых отчетов в год, в общем-то, ни разу не сталкивались с явным завышением показателей чистой прибыли», – говорит Владислав Остапенко, директор аналитического департамента ФК «Сократ».

Член правления «Нефтегаза Украины» Владислав Тарашевский заявил, что НАК не приемлет двойных стандартов в финансовой отчетности, не считает легитимными данные отчета Тодийчука и будет оценивать работу своего нефтетранспортного предприятия исключительно по показателям в бухгалтерской отчетности. Спустя два дня, как сообщает информагентство «Украинские Новости», «Укртранснафта» признала двукратное завышение прибыли.

Хуже некуда

Стремление руководства компании обелить себя накануне решающего собрания – вещь понятная. Так, пожалуй, поступил бы любой руководитель. Однако для того, чтобы снискать позитивную оценку собственников, необходимо, как минимум, работать на благо компании, а не своего политического имиджа. А результаты деятельности «Укртранснафты» свидетельствуют о том, что об экономике здесь не вспоминали уже давно.

К другому выводу трудно прийти, если вчитаться в отчетность компании. Прибыль «Укртранснафты» упала, несмотря на то, что доходы компании очень существенно увеличились. Такой вот «европейский менеджмент».

Характерно, что финансовое состояние «Укртранснафты» начало ухудшаться сразу после прихода Александра Тодийчука – еще в прошлом году. По сравнению с 2001 годом на 360 млн. грн. сократились доходы компании, чистая прибыль упала с 271 до 196,8 млн. грн. Снижение заработка привело к сокращению капитальных вложений в полтора раза до 280,8 млн. грн. Такая ситуация соответствующим образом сказалась и на отчислениях в бюджет. Налоговые платежи «Укртранснафты» упали на 36% с 502 до 320,4 млн. грн.

Как бы ни хотелось Александру Тодийчуку завысить показатели компании, но в первом полугодии 2003 года «Укртранснафта» продолжила негативную тенденцию. На фоне снижения прибыльности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (со 115,2 до 82,4 млн. грн.) на 9,2% возросли затраты.

Увеличение расходов происходило неравномерно. В первую очередь это касается административных затрат, которые всего за шесть месяцев выросли на треть. Только расходы на закордонные вояжи руководства «Укртранснафты» за полугодие превысили $1 млн., что составляет 2% всех расходов компании. За год существования штат «Укртранснафты» разросся более чем до 200 человек, в то время как дирекция по строительству самого масштабного украинского проекта – нефтепровода «Одесса–Броды» – состояла всего из восьми, говорил в свое время «Голосу Украины» Любомир Буняк.

Наиболее болезненно ухудшение финансового состояния сказалось на социальной сфере. Начиная с января текущего года, задолженность по зарплате выросла в 68,5 (!) раз – до 3,8 млн. грн. Текущие долги по страхованию увеличились в 33,7 раза.

Естественно, что об этих показателях пресс-релиз умалчивает. Вот только возникает вопрос – зачем тогда его публиковать, если акционеры имеют доступ к подлинникам. Да и официальная отчетность – не настолько уж и секретная информация, чтобы о ней не могли узнать СМИ. Скорее всего, причина в неизменном стиле поведения, который избрал глава «Укртранснафты».

Сколько можно врать?

Хроника обещаний Александра Тодийчука тянется с момента создания «Укртранснафты». Начиналось все с клятв «в кратчайшие сроки загрузить нефтепровод «Одесса–Броды» нефтью». Однако в последнее время, учитывая нервозность руководства компании, связанную с возможной сменой правления уже на заседании собрания акционеров 1 августа, заявления Тодийчука приобрели ярко выраженную одиозную тональность.

Наиболее ярким примером стало сообщение Тодийчука о подписании протокола о намерениях на поставку каспийской нефти с ОАО «Нефтехимик Прикарпатья», о котором глава этого предприятия Александр Лазорко, как оказалось, ничего не знает. В западных странах такие высказывания существенно влияют на капитализацию предприятий, а менеджеры отвечают за них по закону.

Есть вопросы и по организованному Тодийчуком «заявлению западных партнеров» о том, что они, дескать, не рассматривают возможности реверса «Одесса–Броды». «Западными партнерами» глава «Укртранснафты» называет находящихся у него на содержании экспертов аудиторской компании «ПрайсВотерхаусКуперс». Непонятно только, какое они имеют отношение к нефтетранспортной отрасли, и кого, кроме Тодийчука, представляют.

Складывается впечатление, что глава нефтетранспортной компании не отдает себе отчета в том, насколько контрпродуктивны его «пиаровские ходы». На самом деле, корявые попытки «Укртранснафты» создать себе «имидж» заканчиваются ничем. И дело не в том, что кто-то хочет очернить компанию, как заявляет ее пресс-служба. Просто репутация зарабатывается упорным и результативным трудом. А работой в «Укртранснафте» как раз и не занимаются.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам