Все кризисы завтрашнего дня – II

24 августа президент исполнит прелюдию к политсезону осень–зима 2003-2004 года. Он по-прежнему является самым сильным игроком на политической площадке, поэтому содержание его сигнала будет иметь принципиальное значение как для парламента, так и для правительства. А «коллекция» кризисов уже заготовлена и готова к показу. Первым, естественно, будет произведен показ «моделей» в свежеотремонтированном помещении Верховной Рады.

В будущем сезоне будет модно порассуждать о перспективах парламентского большинства (ПБ), сформированного на базе девяти депутатских групп и фракций. Это модель «мини-макси»-2003. Легким движением руки большинство превращается, превращается… А во что, собственно говоря, оно превращается? Точнее, а будет ли потребность в дальнейшем существовании большинства? Поиск ответа на данный вопрос и составляет содержание первого по счету кризиса. Причем никакой негативной нагрузки понятие «кризис» в данном случае не несет. Речь идет о естественной борьбе элементов старого и нового в рамках одного парламентского зала.

Острой потребности в поддержки существования жесткой конфронтационной модели структуризации депутатского корпуса по принципу «мы и они», в общем-то, нет. Но и объявлять о кончине большинства тоже нецелесообразно. Существует целый ряд формальных обязательств, публичное нарушение которых может привести к увеличению уровня энтропии (хаоса) в парламентском зале. Например, по-прежнему действует договор о солидарной ответственности правительства и большинства. Никто не отменял квоты фракций на представительство в кабинете Виктора Януковича. Это база для взаимодействия по линии Кабмин – Верховная Рада. Отношения становятся более упорядоченными, хотя бы формально. Уволили министра, который прошел по квоте НДП, значит, о кандидатуре преемника следует договариваться именно с народными демократами.

Кроме того, альтернативой структуризации ВР на «большевиков» и «меньшевиков» является консолидация депутатов вокруг основных участников электорального забега-2004. Вырисовалось два центра консолидации – премьерский и «нашеукраинский». У донецких есть домашняя заготовка в виде тандема фракций «Регионы Украины» и «Европейский выбор». Это прототип парламентской конструкции, которую можно развивать до определенного предела. В роли предела выступают объединенные социал-демократы, которые по определению не могут стать союзниками донецких.

«Наша Украина» Виктора Ющенко не может стать консолидирующим центром. Правда, Виктор Андреевич несколько раз заявлял, что осенью начнется массовое бегство «большевиков» в ряды «НУ». Однако давайте цинично рассмотрим ситуацию. Члены «Нашей Украины» костьми лягут, но не допустят «мигрантов» к «телу» Виктора Андреевича. Они же так долго «страдали» в общем «нашеукраинском котле», а тут приходят их мучители и начинают вести переговоры с Ющенко. Да за такие дела надо убивать. В хорошем, то есть в политическом смысле этого слова. Фракция будет отторгать «инородные тела».

В общем, существование жесткого варианта большинства нецелесообразно. Программа правительства принята? Принята, и на год тема смены руководства Кабмина становится пугающе неуместной. Конституцию менять надо? Вроде бы надо, но ресурсов «большевиков» для этого явно не достаточно. Так зачем напрягаться? В итоге получается, что наиболее вероятно наличие «двухуровневого большинства»: с объединенными социал-демократами – формальный уровень, и без эсдеков – неформальный уровень.

Продолжение следует

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам