Фаррингтонское тело

Мир застыл в ожидании. Если окажется, что тело мужчины, обнаруженное в девять часов утра пятницы вблизи города Фаррингтона, принадлежит 59-летнему сотруднику британского минобороны, микробиологу Дэвиду Келли, премьер-министру Тони Блэру, возможно, придется уйти в отставку. Эталонная западная демократия попалась в ловушку, очень подобную той, в которой уже побывал два года назад президент Украины и часть нашего политикума. Только, в отличие от Гии Гонгадзе, Дэвид Келли говорил меньше, чем знал, а знал больше, чем кто-либо другой. Именно поэтому в его смерти было гораздо больше заинтересованных лиц…

Таинственный информатор

Имя Келли всплыло некоторое время тому назад в связи с так называемым «иракским досье» Блэра. Келли был одним из консультантов британского кабинета, задействованных при оценке военного потенциала Ирака, работал с экспертами ООН по вооружению. По некоторым данным, именно этот ученый связался в прошлом месяце с корреспондентом «Би-Би-Си» Эндрю Гиллигэном и передал ему информацию, легшую в основу скандального материала Гиллигэна о том, что правительство Тони Блэра фальсифицировало разведданные по Ираку, чтобы убедить британских законодателей в необходимости устранения режима Хусейна. На почве этого разразился скандал между правительством и BBC по поводу «иракского досье».

В двух словах напомним, как это было. Журналист Эндрю Гиллиган в телепрограмме 29 мая обвинил правительство в том, что доклад разведки об иракском оружии массового поражения был правительством отредактирован. В частности, журналист утверждал, что Даунинг-Стрит вставила в доклад фразы об опасности Ирака для Великобритании, взятые не из проверенного источника, а с неизвестного интернет-сайта. Далее началась очень знакомая и отечественным политикам игра. Оппозиция, представленная и в парламентском комитете по международным делам, занимающемся расследованием инцидента, не соглашается освободить представлявшего доклад премьер-министра Тони Блэра и редактировавшего текст Алистера Кэмпбелла от обвинений в обмане парламента, что грозит вотумом недоверия правительству. Правительство решило перейти в контрнаступление и доказать несостоятельность источника самого Гиллигана.

Несколько дней назад министр обороны Джоф Хун заявил, что один из сотрудников министерства обороны среднего ранга сознался в контактах с Гиллиганом. Встреча состоялась 22 мая в одном из отелей Лондона. По словам министра, сотрудник не обсуждал с журналистом доклад разведки, потому что не имел отношения к его составлению. В глазах правительства это серьезное обвинение для ВВС, потому что, выступая, Гиллиган охарактеризовал свой источник так: «Один из высшего руководства, отвечающий за составление досье, – это очень хорошо известный мне источник, работающий долго и тесно связанный с вопросом оружия массового поражения». Вместе с тем BBC отказывается признать непроверенность информации в своей передаче и заявляет, что просто хочет докопаться до истины по одному из самых серьезных обвинений в адрес правительства.

Как написала «The Guardian», в итоге министр обороны предложил ВВС в закрытом режиме сравнить данные об источнике Гиллигана, в частности назвать имя сотрудника, если ВВС признает, что он был источником. В этой игре в покер ВВС не захотела открыть карты, обвинив министра обороны в том, что он превращает свое расследование в фарс. Телерадиокомпания отказалась продолжать какое-либо обсуждение источника Гиллигана, сказав, что иначе он может быть вычислен и это ему повредит.

Но отказ журналиста раскрыть источник информации только раззадорил британских парламентариев в стремлении докопаться до истины. Как они вычислили Келли, известно лишь весьма узкому кругу осведомленных лиц. Но неделю назад он был приглашен на заседание парламентского комитета по внешней политике. По сведениям «Reuters», ученый подтвердил законодателям, что был именно тем человеком, который общался с Гиллигэном. По другим сведениям, Келли, не опровергая факт встречи, отрицал, что сообщил журналисту о планах британского руководства фальсифицировать разведданные по Ираку.

Обоюдовыгодная смерть

С момента показаний Келли парламентариям прошла неделя и на фоне других событий ажиотаж вокруг личности «таинственного информатора» утих. Возможно, о пожилом микробиологе так никто бы больше и не вспомнил, если бы он не пропал в этот четверг. Как сообщила жена Келли, он пошел погулять в окрестностях своего дома в Абингдоне (графство Оксфордшир) и не вернулся. Тогда она обратилась в полицию, поскольку муж ушел из дома без плаща, несмотря на проливной дождь.

Сутки полиция вела активные поиски пропавшего ученого. Опрашивались соседи и знакомые Келли, окрестности Абингдона прочесывали наряды полиции, над графством курсировали полицейские вертолеты. К девяти утра пятницы (по местному времени) вблизи города Фаррингтона (графство Оксфордшир) было найдено тело мужчины. Полиция пока не подтверждает, что это труп доктора Келли. Но британские СМИ уже в этом убеждены. Нет сомнений, что если информация о смерти ученого подтвердится, обеспечен грандиозный политический скандал мирового масштаба. Причем, независимо от того, было это заказное убийство или самоубийство.

Как бы цинично это ни звучало, но смерть ученого выгодна слишком многим. Действительно, живой Келли не представлял собой такой опасности для репутации как правительства, так и BBC, как Келли мертвый. В первую очередь потому, что при жизни консультант британского минобороны был немногословным человеком. А после смерти за него будут говорить другие лица – заинтересованные. Которых наберется немало.

Во-первых, Келли – единственный свидетель по делу «Тони Блэр против BBC». Если бы он согласился публично признать, что давал журналисту Гиллигану информацию об «интернетном происхождении» доклада по Ираку, то пострадала бы репутация правительства. Оппозиция совместно с личными врагами многодетного премьер-министра, смогла бы добиться его отставки хотя бы под тем соусом, что в принятии стратегических решений он пользуется «утками» из Всемирной паутины. С другой стороны, если бы и дальше Келли отрицал, что дал информацию журналисту, то на BBC усилилось бы давление с требованием то ли открыть настоящий источник, то ли признаться в собственной некомпетентности. Кто бы что ни говорил о свободе слова в демократических государствах Европы, но BBC финансируется из английского бюджета. А кто позволит безнаказанно «поливать грязью» кормящую руку даже в Великобритании? Никто. В итоге могло случиться так, что важные боссы из совета директоров BBC вынуждены были бы искать себе работу в другом месте.

В последнее время политическая ситуация в Лондоне накалилась. Положение Блэра осложнилось «благодаря» американской администрации: в понедельник представители Белого дома заявили журналистам, что информация о покупке Ираком в Африке урана для продолжения своей ядерной программы была непроверенной и не должна была быть включена в доклад Джорджа Буша. Однако британский премьер продолжает настаивать, что его информация получена от разведки и проверена.

Нет сомнений, что в этой ситуации на безобидного ученого, далекого от каких бы то ни было политических баталий и ставшего, по словам члена комитета по внешней политике Ричарда Оттоуэя, «козлом отпущения», давили со всех сторон. Оппозиция и BBC хотели, чтобы он признал факт передачи секретных сведений, сторонники премьера – наоборот, желали отрицаний этого факта. Интересный момент заключается в том, что если бы ученый сознался в передаче материалов по Ираку, ему бы грозила уголовная ответственность за разглашение государственной тайны. Примерно как майору Мельниченко – за подслушивание секретных разговоров в президентском кабинете. Именно поэтому даже доказанный факт самоубийства Келли может стать оружием в руках одной из противоборствующих политических сторон.

Короче говоря, ситуация повторяется: только в мировой прессе вместо термина «таращанское тело» появляется новое словосочетание, вынесенное в заголовок нашего повествования. К вышесказанному можно добавить только одно: политика – грязная штука везде. В любой стране мира. Человеческая жизнь ничего не стоит, если надо устранить угрозу для политика или наоборот создать видимость, будто политик таким образом устраняет угрозу своей карьере. Это еще называется «подстава». Думаю, что расследование причин гибели Келли, (если фаррингтонское тело – это действительно его труп) даст точно такой же результат, как и попытки раскрыть причину исчезновения Гии Гонгадзе и появления «таращанского тела». Никто никогда не узнает, кто «убрал» тихого ученого: противники Блэра или симпатики, что это было – политическое убийство или политическая «подства». Почему? Не знаю, даже, как сказать: таковы законы жанра – политического детектива. Увы, в большой игре – большие ставки. Поэтому, старым демократиям, так настойчиво разъяснявшим нам правила поведения в цивилизованном мире, стоит вспомнить библейские слова – «не суди, да и не судим будешь…».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам