Битва за Берлин

Сегодня в Берлине проходит решающее заседание FATF. В повестке дня, среди тем вроде борьбы с финансированием терроризма и усовершенствования 40 рекомендаций, значатся два ключевых вопроса: принятие России полноправным членом FATF и обсуждение доклада первого вице-премьера Николая Азарова о прогрессе, достигнутом Украиной в борьбе с отмыванием денег. На практике это означает, что меры по выявлению и наказанию «грязных капиталистов» в наших двух странах могут еще более ужесточиться…

Сначала о России. Еще до открытия берлинской «пленарки» было известно, что в проекте ежегодного доклада секретариата и презедентуры FATF содержится заключение о возможности принятия в члены этой организации России. Президент FATF Йохен Санио накануне сессии заявил, что уверен в принятии России в дружную компанию 29 борцов с грязными капиталами. Такую же рекомендацию выдала специальная миссия FATF, которая посетила Россию в апреле. Впрочем, не был столь оптимистичен перед отлетом в Берлин глава российского Комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков. Назойливым журналистам он скромно сказал, что готов ответить на все вопросы FATF. Дело в том, что на пути России в FATF возникло неожиданное препятствие – чиновники организации внезапно придрались к Уголовному кодексу РФ, посчитав, что он недостаточно жестко наказывает финансовых преступников.

Статья 174 кодекса предусматривает уголовные наказания лишь за отмывание преступно нажитых средств в крупном размере – 900 000 рублей. Незаконные операции на меньшую сумму наказываются в России в административном порядке, что не устраивает FATF. По мнению FATF, уголовная ответственность должна наступать за отмывание любых денег, добытых преступным путем. В результате минфину пришлось обратиться к депутатам Госдумы с просьбой принять в пожарном порядке поправки в УК. Хохма в том, что на момент переговоров правительства с Думой (которая в принципе не возражала) откорректированный текст поправок в УК не был подготовлен.

В виду сложившихся обстоятельств, глава МИД России Игорь Иванов поведал на конференции АСЕАН, что Россия заморозила финансовые активы 15 организаций, признанных по решению Верховного суда России террористическими. Иванов подчеркнул, что в соответствии с решением российского руководства, этим террористическим организациям закрыт доступ в международную финансовую систему. Очевидно, что данный мессидж был направлен чиновникам FATF, которые вдруг засомневались, принимать ли им Россию в члены «антиотмывочного клуба».

Украине, скорее всего, тоже придется поработать над дополнительными изменениями к законодательству, хотя мы и так подчистили его неоднократно и старательно. Напомню, что 24 декабря 2002 года Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) прибылей, полученных преступным путем», вступивший в силу 12 июня 2003 года. Позднее – 6 февраля 2003 года –
ВР приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем». За день до этого президент подписал другой закон «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины», усиливающий ответственность за отмывание доходов, полученных преступным путем. Плюс 29 января была принята Программа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на 2003 год.

Впрочем, презентация законодательства была на февральской сессии FATF и завершилась благополучно: санкции с нас сняли. В Берлине же «антиотмывальщикам» рассказывали о том, как мы практически боремся с отмыванием денег. Говоря бюрократическим языком, Николай Азаров подал контрольному совету FATF доклад с описанием системы по борьбе с отмыванием денег. Например, в Департаменте финансового мониторинга теперь стоят около 15 мощнейших серверов с уникальным программным обеспечением для переваривания информации. Причем, уже прошли «боевые маневры»: в тестировании системы приняли участие 288 украинских банков, от которых поступило более 1200 сообщений. Проблема в том, что пока банки только собираются передавать информацию. А небанковские финансовые организации, которыми занимается комиссия по регулированию рынка финансовых услуг, вообще привыкли к полной безнаказанности и бесконтрольности. Ломбард в подворотне – не банк, хотя именно в таких вот укромных местах обычно и легализируются воровские общаки. Поэтому основным каналом информации для финмониторинга, по идее, должны стать рапорты госкомиссии. Но у нее пока нет ни компьютеров, ни кворума для принятия решений, что явно затрудняет «вздрючивание» сомнительных структур. Но это так, к слову.

Что же касается экспертов, то они выслушали доклад и тихо порадовались нашим достижениям. Совсем тихо. Особых эмоций (ни положительных, ни отрицательных) замечено не было. Исполнительный секретарь FATF Патрик Муле в интервью журналистам сообщил лишь, что эксперты пока не намерены комментировать создаваемую в Украине систему по борьбе с отмыванием денег и примут решение по Украине 19 июня. Он также уклонился от оценок проведенной Украиной антиотмывочной работы. По его словам, если FATF найдет принятые меры достаточными, то предложит разработать план по осуществлению программы противодействия отмыванию «грязных» денег. Затем оценит этот план и направит в страну миссию экспертов для анализа созданной системы. Только поле этого может начаться бюрократический процесс исключения Украины из «черного списка». В случае же, если организация сочтет принятые Украиной меры недостаточными, FATF может снова ввести против Украины меры по усиленному мониторингу операций с ее компаниями. Результаты голосования по утверждению или неутверждению нашего варианта системы по борьбе с отмыванием денег будут оглашены официально 20 июня. До этого все мероприятия сессии проходят в закрытом режиме и комментируются прессе только в частном порядке.

Вопрос положительного голосования по нашему плану действий, который для украинской правительственной делегации является «делом чести», на самом деле не основная тема берлинских дискуссий. Считается, что ключевым вопросом трехдневного заседания FATF является принятие новой программы, регламентирующей международную борьбу с отмыванием нелегальных финансовых средств. Затем усовершенствование списка из 40 рекомендаций странам-членам и кандидатам. Эти рекомендации, как известно, направлены на раскрытие информации о клиентах кредитных организаций, банков, страховых компаний, брокерских домов, что должно, по мнению экспертов, сделать незаконные финансовые операции еще более затруднительными.

Нам же придется еще основательно попотеть, дабы не быть бедными родственниками на этом «празднике жизни». Прекрасная техническая база госфинмониторинга только повод для того, чтобы удивить международную общественность резонансными разоблачениями. Поэтому финмониторинг уже объявил о намерении вступить в «финансовый интерпол» – Эгмондскую группу. С этой же целью делегация «антиотмывальщиков» 24-25 июня впервые примет участие в пленарном заседании Эгмондской группы, которое состоится в Сиднее. Возможно, там прием будет восторженнее, чем в Берлине.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам