Кадровая эпопея

Давненько у нас не было масштабных кадровых перестановок. С прошлого года, когда в систему власти были интегрированы наиболее сильные личности. Первым стал лидер СДПУ(о) Виктор Медведчук, получивший должность главы администрации президента. Затем началось формирование так называемого коалиционного Кабинета министров, и в результате возникла «комбинация четырех»: Виктор Янукович – премьер, Николай Азаров – первый вице-премьер и одновременно министр финансов, Юрий Кравченко – шеф Государственной налоговой администрации, Сергей Тигипко – глава Национального банка. Повторить столь масштабный «модерн» уже не удастся. Но зато аккурат в период летних отпусков начинается кадровая рокировка «второго уровня».

Кадровые назначения первого уровня (коалиционный Кабмин плюс Медведчук) проходили в строгом соответствии с доктриной сдержек и противовесов. Шарль Луи Монтескье заплакал бы от счастья, если бы дожил до прихода Януковича. Его теоретические изыскания получили блестящее практическое воплощение. «Донов» в лице Виктора Федоровича уравновешивают Виктор Медведчук, Николай Азаров, Владимир Яцуба (бывший государственный секретарь, ныне – министр Кабинета министров). Три основные политико-финансовые группировки (киевские, донецкие, днепропетровские) были сбалансированы чуть ли не с ювелирной точностью. Сначала были опасения, что созданный механизм заклинит, но постепенно система «разработалась». Она с трудом, но все же поддерживала последнюю версию президентской игры в политическую реформу. Появились признаки капитальной политической стабилизации, поскольку оппозицию переместили в off-line. «Наша Украина», в частности, стала играть роль стратегического резерва власти. Если что-то было очень надо (например, улучшить отношения с США, назначить генерального прокурора), то достаточно было намекнуть Виктору Андреевичу в грубой форме (а он по-хорошему не сразу понимает), и все заканчивалось очень хорошо.

Но аккурат перед летним «мертвым сезоном» пошли кадровые глюки. Их природа пока не до конца ясна. Напомним информационные предпосылки, которые позволяют говорить о том, что появились первые «глюконавты» – люди, молниеносно потерявшие свои должности или же почувствовавшие, что пол в области офисного кресла начал как-то нехорошо дымиться. Извините, но еще раз придется напомнить о ликвидации института государственных секретарей, поскольку на внутриполитический рынок выброшен лот должностей замов и первых замов министров. Максимальная «емкость» кадрового предложения – около ста мест. Время реализации – до конца августа нынешнего года. Обозначились три основных претендента на этот лот.

Это сам премьер, который получил неплохую возможность повлиять на кадровый состав второго эшелона кабминовских управленцев. Никто не говорит о том, что Виктору Федоровичу дадут возможность решать «проблему ста» в гордом одиночестве. Просто он один из главных управляющих лота, поскольку именно по его представлению президент будет назначать замов министров. Другими словами, он базовый игрок в этом деле. Но с известными ограничениями. Так, Владимира Яцубу, занимавшего пост государственного секретаря правительства, ему сместить не дали. Специально под Яцубу ввели равнозначную должность – министр Кабинета министров. В этот раз сработала система сдержек и противовесов, поскольку уход из КМ представителя днепропетровской группировки может нарушить сложившийся баланс интересов.

Второй претендент, точнее претенденты – это лидеры фракций парламентского большинства, принимавшие участие в формировании коалиционного правительства. Они хотят продолжать заниматься кадровым распределением, поскольку 100 замов – это всегда 100 замов. Но Янукович достаточно грамотно отбил депутатскую атаку. заявив, что в компетенции министров решать, с кем работать. Именно они (министры) прошли в КМ по квотам фракций. Ход хороший, поскольку возразить «большевикам» особо нечего. Сами же рекомендовали, вот теперь пусть их «подшефный» и подсуетится. Но знаете, как бывает: «родные» фракции далеко, а Янукович рядом ходит.

И, наконец, третий претендент – глава президентской администрации Виктор Медведчук. Мимо него и муха не пролетит, а тут речь идет о целой стае жирных пчел. Таким образом, три группы претендентов закружились в кадровых плясках вокруг президента, который, как известно, принимает окончательное решение.

Казалось бы – подумаешь, замы министров. Стоит так напрягаться. Но затем вообще стали происходить странные вещи. В среде высших чиновников начался кризис среднего возраста. Сразу два человека – киевский мэр Александр Омельченко и министр иностранных дел Анатолий Зленко – оказались под подозрением. В том плане, что Зленко уже исполнилось 65 лет, а Сан Саныч только в августе отпразднует свой юбилей. В соответствии с законами о государственной и дипломатической службе, это пенсионный возраст. Насколько я помню, так демонстративно еще никого не отправляли на пенсию. И хотя никакое кадровое решение так и не было принято, всем ясно, что вот-вот может начаться кадровая многоходовка. Возникла легкая нервозность, которая всегда появляется в подобных случаях. Два высших чиновника обозначены как потенциальные мишени. Разве приятно, например, Зленко, что за его спиной чуть ли не в открытую обсуждают кандидатуры его преемников? Пусть и с праведным гневом в глазах (вот ведь какая бяка может прийти), но обсуждают. А тут еще глава внешнеполитического ведомства уехал в Брюссель для участия в представительской конференции Европейского политического центра «Расширенная Европа». А вдруг его спросят: когда Вас, господин Зленко, того, в смысле уволят? И как вы относитесь к Дмитрию Табачнику?

В результате стабильность и в столице, и в МИДе потенциально нарушена. Уже сформировалось мощное конфликтное поле. Так всегда бывает: человек еще ходит на службу, а целый ряд уважаемых политиков бегает в АП на предмет перспективного трудоустройства. В таких условиях в лучшем положении оказывается тот, кто эту «кашу» и заварил. Но об этом чуть позже. Кризис среднего возраста плавно перешел в латентную фазу. Это когда человека «заживо хоронят». И сразу же грянул львовский скандал. 4 июня появляется указ президента об увольнении львовского губернатора Мирона Янкива. Его есть за что увольнять. Но почему именно в июне? Резонанс получился приличный. Сразу же поползли слухи о том, что на место Янкива претендует Сергей Медведчук – родной брат главы АП. «Наша Украина» встала на уши. Все, что связано с Медведчуками, для них крайне болезненная тема. Тем более с Сергеем, который возглавляет Львовскую налоговую администрацию. И тут возникает обоснованное подозрение: а не слишком ли много кадровых конфликтов? И почему так явно просматривается почерк главы администрации президента? Конфликт эсдеков и Александра Омельченко – это классика жанра. Что касается Зленко, то он, скорее всего, был «запущен» для отвода глаз. А вот третий ход – львовский кризис – четко обрисовал личную заинтересованность шефа АП (брат все-таки).

В результате у президента появилось сразу три «кадровых мигрени»:

1. Александр Омельченко;
2. Анатолий Зленко;
3. новый губернатор Львовской области.

А Виктор Янукович и Виктор Медведчук создавали необходимый фон. По некоторым сведениям, они даже пытались договориться. Например, Виктор Федорович получает определенную свободу в подборе замминистров и отдает Львов эсдекам. Но это слишком просто, чтобы быть правдой. Какие-то переговоры, безусловно, велись. Однако результат получился, как всегда, неожиданный. На место Янкива пришел Александр Сендега – его теперь уже бывший первый зам. Аналитики спорят, чей он. Одни говорят, что уже Виктора Януковича, другие – Георгия Кирпы.

Теперь посмотрим на происходящее с точки зрения кризисного менеджмента. Лучший кризисный менеджер, как известно, тот, кто сам может организовать кризис. С этой точки зрения Виктор Медведчук сработал блестяще. Точнее, мог сработать блестяще, поскольку мы можем лишь предполагать, чьих это рук дело. Создал предпосылки для появления указа об увольнении Янкива, а потом организовал мгновенное тушение политического пожара. За каких-то два дня развалил большинство, которое сформировалось во Львовском областном совете на базе фракций «Наша Украина» и «Деловая Львовщина». В результате новый губернатор может спать спокойно. А в чем интерес шефа АП? Неужели остался внакладе? Нет. Был слух о том, что на место Янкива эсдеки проталкивают Василия Базива. Теперь не проталкивают. Базив получил место заместителя главы администрации президента. Теперь он руководит Главным аналитическим управлением АП. Отсюда правило: не всегда видимые причины кадровых перемещений являются истинными. Хотя, конечно, мы можем и ошибаться.

Если вы думаете, что на этом кадровые рокировки завершились, то вы ошибаетесь. В минувшие выходные лидер «Трудовой Украины» Игорь Шаров выступил с заявлением о том, что фракция «ТУ» собирается отозвать одного из министров, представленного по квоте «трудовиков» в правительстве. Фамилия перспективного отставника пока не называется. Вариантов может быть три: это или вице-премьер Дмитрий Табачник, или министр экономики и евроинтеграции Валерий Хорошковский, или министр промышленной политики Анатолий Мялица.

Таким образом, не только кризисный менеджер вступил в игру. «Трудовики» создали прецедент отзыва своего представителя. Конечно, премьеру Виктору Януковичу не совсем приятно, что его как бы команду меняют без его ведома. Скорее всего, речь идет о перегруппировке сил. Если отзовут Табачника, значит, будет смена главы внешнеполитического ведомства. Если Хорошковский, то продолжится киевская эпопея. Если Мялица, то ничего не понятно.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам