Вторая иракская война

Война в Ираке практически закончена. Но война на Ближнем Востоке, похоже, только начинается. Уже появился новый термин – сирийская проблема. Прозвучали заявления американцев о том, что у Дамаска есть химическое оружие, и сирийцев о том, что в случае нападения на них первым пострадает Израиль. Как ни парадоксально, но химическая атака в регионе будет выгодна всем: Штатам – с политической точки зрения, Сирии – с оборонной, России – с экономической, украинскому батальону РХБ – чтобы не стояли без дела в пустыне…

Нефти много не бывает

В том, что американцы победят, не сомневался никто. Но то, что они победили так быстро, озадачило многие нефтяные компании. Как написал Василий Аксенов, «американцы жадны до нефти. При однозначном, от населения Земли, проценте своего населения США потребляют двузначный процент нефтедобычи (кажется, 45, что ли). У них огромный бизнес, гигантские деньги, поэтому им до зарезу нужна нефть Ирака, поэтому они и придумывают всякую чепуху про оружие массового поражения, якобы накопленное тамошним Джугашвили, вполне нормальным с прагматической точки зрения крутым мужиком. Заявление о том, что нефть является далеко не первостепенным фактором этой войны, считается нормальной американской пропагандой, то есть «пиаром». Словом, все нормально, точка…».

Сейчас Штаты дорвались до самых больших в мире запасов нефти и в течение считанных дней возьмут ее под контроль. Контроль административный: пару дней назад стало известно, что администрация Буша, по слухам, предложила пост министра нефти Ирака Фадилю Осману, который до 1994 года на протяжении 20 лет занимал руководящие посты в Государственной организации по маркетингу нефти Ирака. И контроль физический: результаты тендеров по допуску к скважинам нефтяных компаний теперь, образно говоря, будут утверждаться в Белом доме. Кроме того, обретя безграничные «прииски черного золота», США смогут и себя обеспечить (снижение импорта и потеря интереса к дорогостоящим проекта типа проведения трубы из России через Аляску), и европейским странам подкинуть.

Самую большую обеспокоенность это вызывает у российских компаний, которые ищут пути проникновения в Ирак и одновременно давят на Путина, чтобы он что-то делал в их интересах. На протяжении всего иракского кризиса российская дипломатия металась между «идеализмом» и «прагматизмом» – между «нельзя менять правительство суверенной страны по прихоти даже самой мощной державы и без санкции ООН» и «Москва обеспокоена гарантиями наших экономических интересов в Ираке». Последние – это многомиллиардные долги (они не выверены, но чаще называют цифру $8 млрд.) и нефтяные контракты. Прежде всего, «ЛУКойла» в Западной Курне.

Относительно долгов на днях в Петербурге на франко-немецко-российском саммите Путин неожиданно для многих заявил, что, мол, Россия готова поговорить об их реструктуризации в обмен на «инвестиции в нефтеразработки» по старым или новым контрактам. Первая ассоциация тут возникает с «ЛУКойлом». У компании были самые лакомые контракты – на освоение Западной Курны. В канун войны Хуссейн бесцеремонно их порвал. Сегодня «ЛУКойл» бодрится, готовясь отстаивать свои контракты в международном арбитраже. В кулуарах сведущие в нефтяных играх люди признают: просто так выкинуть эту компанию из Ирака будет трудно.

Но есть и другие потенциальные игроки. Например, Тюменская нефтяная компания («ТНК»). Она может ворваться в Ирак «на плечах» «British Petroleum» («BP»), которой принадлежит 50% ее акций. «BP» уже сформировала рабочую группу для выработки стратегии в Ираке, которую курирует Питер Нолан. По сведениям «Финансовых известий», оказать поддержку группе может двоюродный брат лидера Иракского национального конгресса Ахмад Чалаби. С другой стороны, у руководителей компании Виктора Вексельберга и Семена Кукеса, говорят, неплохие связи в израильском истеблишменте: в случае чего за них могут замолвить словечко…

«Сирийский вопрос»

Тем не менее, несмотря на все открывающиеся и закрывающиеся перспективы, перспектива на нефтяном рынке для стран-экспортеров неблагоприятная. Цены скоро снизятся, нефти будет навалом, роль ОПЕК сведется к «свадебному генеральству», прибыль, естественно, снизится. Пока, правда, о падении цен говорить несколько преждевременно: они наоборот подрастают. И основным фактором, не позволяющим расслабиться, являются прогнозы о возможной войне с Сирией, которая сделает нереальным скорейшее восстановление экспорта нефти из Ирака. Вообще, несмотря на оптимистические прогнозы (дескать, к концу апреля ждите большого экспорта), перспективы восстановления поставок нефти Ираком по-прежнему остаются достаточно туманными. Несмотря на то, что пожар на нефтяных скважинах ликвидирован, о чем заявил генерал Винсент Брукс, потребуется техническая экспертиза каждой скважины, чтобы установить ее пригодность для ведения нефтедобычи, утверждают эксперты.

В числе факторов, обеспечивших рост цен на нефть, аналитики выделяют и сообщение о том, что США перекрыли в Ираке нефтепровод, по которому по меньшей мере два года нелегально, в обход санкций ООН, ежедневно поставлялось в среднем по 200 тыс. баррелей нефти в Сирию. Отключенный нефтепровод идет от нефтяных месторождений на юге Ирака к нефтеперерабатывающему заводу в сирийском городе Банияс. Эта труба была основным способом контрабанды нефти из Ирака в обход санкций ООН.

Отключив трубопровод, американские военные лишили сирийское правительство миллиарда долларов дохода в год и нанесли чувствительный удар по и без того шаткой экономике страны. Доход от этой нефти составлял примерно 5% валового национального продукта Сирии и, как утверждают, являлся источником денег для правящей иракской партии БААС. Однако обозреватели полагают, что власти в Дамаске всегда действовали исходя из того, что рано или поздно Америка остановит нелегальную торговлю иракской нефтью. Готовясь к этому, Сирия накопила солидные резервы иностранной валюты, по некоторым оценкам составляющие $14 млрд. По сути, деньги от торговли нефтью не расходовались, а сохранялись в уверенности, что со временем их приток прекратится. Эксперты полагают, что у Сирии достаточно резервов для того, чтобы ее экономика нормально работала еще год-другой. Поэтому с голоду эти ребята не умрут. И постараются действовать очень аккуратно, дабы не злить Буша.

Но, как говорится, в мире не без «добрых людей», особенно из категории нефтяных магнатов. В их интересах продлить нестабильность в регионе на максимально длительный период. Один весьма осведомленный в этих делах человек намекал, что началась настоящая пиар-атака на Белый дом. Ее смысл прост: Буш, ты победитель, но не триумфатор, ты сверг Хуссейна, но не уничтожил его. Ты положил на поле боя смелых американских парней, но не смог отыскать и предъявить миру химическое оружие (а это идеальный повод для критики накануне президентских выборов). Поэтому, сказав А (захват Ирака), скажи Б – победи еще и Сирию. Вот где есть химическое оружие: по слухам, ЦРУ уже загрузили информацией о складах российского химического оружия в тамошних горных пещерах. Не случайно Буш и Пауэлл выступили с обвинениями в адрес Сирии, называя ее виновной в разработке оружия массового уничтожения и предоставлении убежища иракским военным лидерам.

Последний пункт тоже использован для обработки мозгов семьи американского президента. В последние дни западные СМИ старательно распространяли информацию, что в Сирии скрывается бывший глава внешней разведки Ирака, а ныне посол Ирака в Тунисе Фарук Хиджази. Как передает «Reuters» со ссылкой на представителей руководства США, в середине 1990 года Фарук Хиджази заведовал внешней разведкой страны «Мухабарат», которая обвиняется в организации неудавшейся попытки покушения на отца нынешнего президента США Джорджа Буша. Кроме того, по свидетельству комитета Сената США по внешним связям, в декабре 1998 года Хиджази ездил в Афганистан для встречи с Усамой бин Ладеном. Ау, Буш, ты не отомстил за отца. Рэйнджеры так не поступают.

В то же время здравомыслящие люди в администрации Белого дома понимают, что Сирия – это не Ирак, а молодой и образованный президент Башар Асад – не всем надоевший прапорщик Хуссейн, выбившийся в диктаторы. Да и дисциплинированы по природе сирийцы, обученные российскими генералами, намного более воинственны, чем их иракские коллеги. По мнению опытных военных, завоевать Дамаск будет несравнимо труднее, чем Багдад. В том числе и в политическом смысле. Не случайно сторонник мирного решения «сирийской проблемы» госсекретарь США Колин Пауэлл подтвердил, что у США нет военных планов в отношении Сирии. «У нас нет военных планов атаковать кого-либо еще ни ради свержения режима, ни ради установления демократических ценностей», – отметил он.

Однако Асад-младший готовится к обороне: дипломатической и военной. По его просьбе арабские государства заявили о намерении представить на рассмотрение Совета Безопасности ООН угрозы США в адрес Дамаска. А министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа, помня правило, что лучшая защита – нападение, заявил 13 апреля: в случае, если Соединенные Штаты примут решение о вторжении в Сирию, пострадает и Израиль.

Встанет на защиту Сирии и Иран. Как заявил президент этой страны Мохаммед Хатами, Иран будет защищать Сирию – государство, которое противостоит израильскому режиму, отстаивает интересы палестинского народа, мир и стабильность в регионе. «Мы полностью отвергаем все обвинения в свой адрес со стороны Вашингтона, осуждаем их и считаем полностью безосновательными», – отметил президент. И добавил: в нынешних условиях США вряд ли способны напасть на Сирию. Думаю, мир не позволит повторить вторжение в Ирак.

Однако, кроме голубя Пауэлла, в американской администрации есть и ястреб Дональд Рамсфелд: сообщения его разведки о наличии у Дамаска химического оружия просто вдохновляют. Именно Рамсфелд безапелляционно заявил, что последние 15 месяцев Сирия проводила регулярные испытания химического оружия. Наконец, глава Пентагона напомнил, что Сирия в течение многих лет значится в списке Госдепартамента как спонсор международных террористических организаций, таких как «Хамаз» и «Хезболлах». Последний пункт обвинения подтвердил глава МИД Израиля Сильван Шалом. По его словам, Сирия продолжает оказывать поддержку террористическим организациям, являясь перевалочной базой при поставках оружия Ираном ливанскому шиитскому движению «Хезболлах». За два с половиной года, прошедшие после вывода израильских войск из Южного Ливана, подчеркнул Шалом, число ракет, находящихся на вооружении у «Хезболлах», удвоилось. Из чего можно предположить, что израильтянам охота повоевать с сирийцами и решить проблему Голланских высот раз и навсегда.

Короче говоря, партии сторонников и противников войны, почти одинаково влиятельны. Осталось только уговорить Буша. И тогда, считают специалисты, консультировавшие при подготовке этого материала, начнется настоящая исламская война: со смертниками, химическим оружием и открывшимся фронтом работ для нашего РХБ-батальона. Именно от того, как долго будут работать наши ребята (размещенные на территории Кувейта), зависят прибыли нефтяных компаний. Ведь для них важно что? Чтобы цена на нефть не падала. Все остальное – такие мелочи по сравнению с этим…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам