Человек-невидимка

Ровно 30 лет назад после изучения останков скелета, найденного в Берлине, прокуратура города Франкфурт-на-Майне официально объявила погибшим личного секретаря Гитлера Мартина Бормана. Прямо причастный к гибели миллионов людей, идейный вдохновитель уничтожения евреев и славян, он был заочно осужден Нюрнбергским процессом, не поверившим в его смерть, и как живой приговорен к смертной казни. С тех пор история жизни и предполагаемой смерти нациста обросла неимоверным количеством слухов и домыслов. Некоторые, например, считают, что Борман был советским шпионом и умер в Москве через много лет после войны…

Мартин Борман родился 17 июня 1900 года в Халбердштадте в семье военного музыканта. Отец Бормана умер, и мать спустя какое-то время вторично вышла замуж – за директора банка. До начала Первой мировой войны Борман успел закончить всего несколько классов реального училища, после чего попал на фронт, в артиллерийские войска. Считается, что именно в армии Борман познакомился с будущим рейхсканцлером «великой Германии» Адольфом Гитлером, который тогда еще был просто ефрейтором Шикльгрубером.

После окончания Первой мировой войны Борман работает сперва бухгалтером, потом управляющим в одном из имений в Мекленбурге. Тогда же Мартин примыкает к правому крылу так называемого Германского корпуса свободы, активизировавшегося после окончания Первой мировой. Пангерманские идеи, которые исповедовала организация, привели к тому, что в 1924 году Борман попал в тюрьму за участие в политическом убийстве. После освобождения в 1925 году Борман становится членом Союза против подъема еврейства и военной организации лейтенанта Росбаха – одной из групп фашистской партии. Это время можно считать началом пути, который приведет Мартина Бормана к практически неограниченной власти и сделает правой рукой Гитлера.

С 1926 года (по другим сведениям, с 1927) он заведует отделом печати НСДАП – партийной прессой в Тюрингии. В конце 1928 года Борман начинает работать в штабе штурмового отряда в Мюнхене, но несколькими годами позже, когда Гитлер организует уничтожение штурмовиков, именно Борман вручает командиру личной охраны фюрера список руководителей СА, подлежащих уничтожению в первую очередь.

С 1930 года после женитьбы на дочери Вальтера Буха, председателя суда чести нацистской партии, Мартин возглавляет Фонд НСДАП, получив таким образом контроль над деньгами партии. В том же году у Бормана рождается первенец, который в честь фюрера получает имя Адольф. Крестным отцом ребенка становится не кто иной, как Адольф Гитлер, подаривший матери ребенка картину собственной работы.

В 1933 году Мартин Борман становится начальником канцелярии заместителя Гитлера Рудольфа Гесса. Когда в мае 1941 года Гесс отправляется в Англию, Борман становится заместителем Адольфа Гитлера по партии, а с 1943 года – личным помощником и ближайшим советником фюрера. Влияние Бормана на своего начальника и доверие последнего не имеет границ. Геринг на Нюрнбергском процессе свидетельствовал: «Когда происходило обсуждение военной обстановки, то стоило Борману положить на стол фюреру записку, порочащую того или иного генерала, и этого было достаточно, чтобы тот генерал тут же впал в немилость. Этот маленький человек был большим интриганом и грязной свиньей».

В мае 1945 года Мартин покинул полуразрушенную рейхсканцелярию, чтобы официально передать высшие полномочия правительству адмирала Деница. Но на улице натолкнулся на советских солдат и, чтобы не попасть в плен, раскусил ампулу с ядом и был похоронен как неизвестный. Такова официальная версия гибели Бормана.

Однако затем эту версию сочли неубедительной, и Борман был заочно осужден Нюрнбергским трибуналом, который приговорил его к смертной казни как живого на момент вынесения приговора. В приговоре есть интересное добавление: «Если Борман жив и будет впоследствии арестован, Контрольный совет по Германии… может рассмотреть любые смягчающие обстоятельства и изменить или ослабить вынесенный ему приговор, если он сочтет это нужным». Бесследно исчезнувшего «серого кардинала» Третьего рейха продолжали искать. Говорили, что он сумел прорваться сквозь окружение советских войск и укрыться в Латинской Америке, в Парагвае, где и умер в 1959 году. Кроме того, его следы обнаруживались то в Испании, то в Швейцарии.

Но почему же в начале 70-х Бормана все же признали погибшим? Причем погибшим почти 40 лет назад? Еще в 1945 году советской разведке удалось установить, что 8 мая берлинский почтовый служащий Альберт Крумнов и два его сослуживца по приказу советских офицеров захоронили тела двух человек, обнаруженных на железнодорожном мосту на Инвалиден-штрассе. Позже они указали приблизительное место захоронения. Покойные были в солдатских гимнастерках явно не со своего плеча. В кармане у одного из них нашли военную книжку на имя врача СС Штумпфеггера. По случайному совпадению, эта книжка попала в руки оперативнику, которому было известно, что Штумпфеггер являлся лечащим врачом Бормана. А поскольку ранее недалеко от Инвалиден-штрассе было найдено кожаное пальто Бормана с записной книжкой, где последняя запись состояла из двух слов: «Попытка выбраться…», то решили, что вместе со Штумпфеггером погиб и его высокопоставленный пациент.

В декабре 1971 года в ходе земляных работ на Инвалиден-штрассе были обнаружены два скелета, облаченные в сгнившие остатки формы. Место захоронения совпало со схемой, некогда нарисованной Крумновом. Скелеты сложили в мешок, прикрепили бирку – «Предположительно Мартин Борман и Людвиг Штумпфеггер». И направили в институт судебной экспертизы. И вот после долгих исследований германские власти сделали официальное заключение о гибели нациста в мае 1945 года.

Новую главу в истории Бормана открыло заявление немецкого генерала Гелена, который сказал: «Я уверен, что Мартин Борман был информатором Советов. Он работал на них уже в начале наступления германских войск на СССР». При Гитлере Гелен возглавлял разведотдел, носивший название «Иностранные армии Востока» в главном штабе сухопутных войск. После войны некоторые немецкие историки стали объяснять поражение Германии во Второй мировой не чем иным, как предательством высших генералов. Это побудило Гелена поднять документы, попавшие к советским разведчикам от старших офицеров верховного командования вермахта.

Всплыли два факта, которые насторожили Гелена. Во-первых, в документах обнаружились сведения, составлявшие высшую государственную тайну рейха, доступа к которой офицеры штаба иметь не могли, – значит, следовало искать утечку в более высоких кругах. А во-вторых, только Борман имел радиостанцию, неподконтрольную службе радиоперехвата. «Только этим можно объяснить, каким образом Борман мог сбежать из бункера и бесследно пропасть, – констатировал Гелен. А затем добавил: «В 50-е годы я дважды имел возможность убедиться, что Борман жил в Советском Союзе. Его увезли советские агенты в конце войны, и с тех пор он находится там».

В 1992 году в Москве была издана брошюра, в которой содержались результаты исследования на эту тему, проведенного журналистом Борисом Тартаковским. По его версии в начале 20-х годов в Москве было принято решение подготовить агентов для внедрения в государственные и партийные структуры Германии. Фашизм очень быстро набирал силу, агенты были необходимы для получения сведений о намерениях нацистского руководства.

Агентов искали среди немецких коммунистов. С просьбой помочь глава советской военной разведки Павел Березин и начальник контрразведывательного отдела ГПУ Артур Артузов обратились к руководителю КПГ Эрнсту Тельману во время его визита в Москву. Вскоре в Ленинград прибыл рекомендованный Тельманом человек – молодой коммунист Карл. Даже в личном деле он значился только под псевдонимом, там отсутствовали отпечатки его пальцев, образец почерка и даже фотография. В период подготовки лишь пять человек – двое с немецкой стороны (Тельман и Пик) и трое с советской (Березин, Артузов и Сталин) — знали о том, что настоящее имя этого «суперагента» – Мартин Борман. Исследование Бориса Тартаковского заканчивается сообщением, что Мартин Борман прожил всю оставшуюся жизнь под чужой фамилией, умер от рака в 1973 году и похоронен на немецком кладбище в Москве.

Но есть и другая версия исчезновения «наци №2». В 1996 году бывший английский разведчик Кристофер Крейтон выпустил в Англии книгу под названием «Загадка Бормана». В ней утверждается, что тот был похищен английской разведкой МИ-6, агентом которой являлся, и перевезен в Англию, где ему сделали пластическую операцию, после чего он спокойно жил в Британии вплоть до 1956 года. В апреле 1956 года ожидалось посещение Великобритании Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым и председателем Совета Министров СССР Н. А. Булганиным. Спецслужбы опасались, что о пребывании Бормана в Англии станет известно и разразится грандиозный скандал. Ведь в 1945 году Черчилль, скрыв похищение Бормана службой МИ-6, фактически нарушил союзнические договоренности. Потому Борман был переправлен в Парагвай, где и умер в 1959 году. Или другой вариант: стремясь выведать тайну партийного золота НСДАП, британские власти спрятали Бормана в деревушке на границе двух графств – Беркшира и Гэмпшира. Там-то в 1989 году Борман умер и был похоронен на местном кладбище под чужой фамилией.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам