Ни шока, ни трепета – ІІ

Регулярно повторяться – дело неблагодарное. Поэтому желающих вспомнить события американо-британо-иракской войны, имевшие место 20-27 марта рискну сразу же отослать к соответствующей публикации на «Версиях» («Свобода Ирака» – ни шока, ни трепета»), а также к ежедневным обзорам наших обозревателей, посвященных агрессии против Ирака. Здесь же речь пойдет о том: чего и почему добились (или не добились) стороны за период с 28 марта по 2 апреля. То есть о результатах первых двух недель военных действий на Среднем Востоке…

Прежде всего, нельзя не отметить, что сухопутные силы США наконец добились существенных оперативных успехов. Вопрос, правда, в том, являются ли эти оперативные успехи прелюдией к стратегическому триумфу или же напротив – к тоже стратегическим, но уже проблемам? Однако, по устоявшейся традиции (сложившейся еще со времен первой «Войны в Заливе»), прежде чем детально разбирать произошедшее «на земле», посмотрим, что происходило за эти дни в сфере военной политики, а также «в небесах и на море».

«Кавалеристы, Буш вам дал приказ…»

Период 28-30 марта знаменовался неким подобием кризиса среди высшего военно-политического руководства США, а также демонстрацией довольно серьезных расхождений в рядах генералитета Центрального командования, которому непосредственно поручена «десаддамизация» Ирака. Командир 5-го армейского корпуса (ак) генерал-лейтенант Уильям Уоллис в вежливой форме, но публично (что само по себе говорит о масштабе разногласий) высказал весьма здравую идею, которая, если отбросить дипломатические эвфемизмы, может быть сведена к тому, что умные люди воюют чуть-чуть не так. И надо бы сначала создать прочный стратегический плацдарм на Юге Ирака, а также в Нижней Месопотамии (для чего сломить организованное сопротивление в Фао, Басре и главное – Эн-Насирии), а за это время перегруппировать и нарастить силы. После чего начинать крупномасштабное наступление на Багдад в форме широкой маневренной операции по нескольким смежным направлениям. Сроки не назывались, но такое предложение равнозначно было «взятию паузы» в наступлении примерно до 10-15 апреля.

Однако такой вариант не был одобрен ни президентом Бушем, ни министром обороны США Рамсфелдом, ни (что, пожалуй, было еще более существенно, чем мнение мистера Рамсфелда) помощником президента США по национальной безопасности, «черной пантерой» Кондолиззой Райс. Известно, что чернокожий американский «аналог» (женского пола) г-на Марчука мало что смыслит в военном планировании, зато хорошо ориентируется в рейтингах, хитросплетениях международной политики и обладает неплохим умением убеждать не только правительства полуразвитых стран, но и «сидельцев» вашингтонских кабинетов.

Во всяком случае, по неофициальным данным, именно мнение Райс стало той «соломинкой», которая перевесила чашу весов в пользу продолжения реализации «быстрого» военного решения. Несмотря на то, что социально-политические предпосылки для него (как показали события первых дней войны), вопреки ожиданиям США, так и не обнаружились. И уже 30 марта Буш объявил, что он отдал приказ наступать на Багдад.

Впрочем, ни в комитете начальников штабов (КНШ), ни в CENTCOM, естественно, не могли представить решительное наступление на четырехмиллионный, обороняемый и укрепленный город силами двух-трех неполных дивизий. Поэтому радикальное военно-политическое решение Буша (главным мотивом принятия которого было желание избежать официального признания провала первоначального плана) трансформировалось в «соломонову директиву» комкору-V генералу Уоллесу, оставлявшую все вопросы, касающиеся «багдадской битвы» фактически на его (и его штаба) единоличное усмотрение. Одновременно штабу 5-го ак (пока не имеющему в регионе «своих» войск) подчинялись все наземные силы 3-го ак, 18-го воздушно-десантного корпуса и Корпуса морской пехоты (КМП), наступающие собственно на Багдад.

Таким образом, удалось отчасти устранить неприятные последствия той (довольно запутанной) структуры высшего командования, которая сложилась у американцев в регионе. Ведь поскольку штаб 3-й полевой армии одновременно является и штабом CENTCOM (с которого никто не снимал ответственность за продолжающуюся «Несокрушимую Свободу» в Афганистане), в первые дни боев 5-й ак фактически выполнял функцию командования союзными сухопутными силами в Ираке и Кувейте. Хотя «по штату» все войска принадлежали либо 3-му либо 18-му корпусам, а часть (британский экспедиционный контингент и силы КМП) напрямую «замыкались» на Томми Фрэнкса (по крайней мере – формально). Впрочем, об этом чуть ниже…

«Воздух – земля»

Ожесточенность ударов по всей территории Ирака авиации союзников продолжает нарастать. По заявлениям командования 9-й воздушной армии, соотношение сил между воздушной мощью коалиции и тем, что ей может противопоставить Багдад, оценивается как 20:1 (в пользу первой). Этому можно верить. За две недели боев на Ирак было сброшено около 7,5 тыс. крупнокалиберных авиабоеприпасов (управляемых ракет, бомб и баков с напалмом). Союзники делают до 1000 боевых вылетов в сутки (не считая ударов армейской авиации). А количество пусков крылатых ракет (КР) «Томахок» еще на 31 марта составило 675.

Впрочем, говорить о «99%-ной эффективности» КР (на чем настаивает Пентагон) – значит откровенно игнорировать факты. Ведь только на территорию Кувейта, Саудовской Аравии и Турции упало (в результате поломок) около 2% всех «Томахоков». Пришлось даже отказаться от пусков КР через воздушное пространство этих стран. Сколько же из них «по техническим причинам» прервало свой полет или ушли в «молоко» над морской акваторией или территорией самого Ирака, история умалчивает. Так что данным Багдада о 143-х КР, сбитых национальными ПВО, тоже можно верить. Во всяком случае, это определенно должно быть близко к общей сумме сбитых, сломавшихся и просто промазавших ракет.

Тем не менее, хотя бывшее «чудо-оружие холодной войны» действительно несколько «слежалось» на складах, а используемая в модернизированных КР система многократной спутниковой коррекции траектории «глючит» чаще, чем хотелось бы американцам, больших проблем с «Томахоками» ожидать не приходится (хотя о скоро грядущем «дефиците» поспешили заявить уже многие). США вполне могут позволить себе выпустить по Ираку еще около 2300 КР (!) этого типа. Даже без учета дополнительного производства и не затрагивая «неснижаемого резерва национальной безопасности».

Другое дело, насколько эффективно используется все это оружие? Пока тактические задачи удаются ВВС союзников куда лучше, чем стратегические и важные с политической точки зрения. Удар 2115-кг бетонобойными бомбами по подземным сооружениям дворца иракского лидера ожидаемых результатов не дал, равно как и атака этого же комплекса специальными 907-кг бомбами, способными поражать бетонированные подземные сооружения на глубине до 30 метров.

Не достигнуты особые успехи и в борьбе с пусковыми установками тактических ракет. В ночь на 29 марта с полуострова Эль-Фао был произведен очередной (и наиболее успешный) пуск по столице Кувейта, а два комплекса «Ас-Самуд» в целости и сохранности захвачены американскими морскими пехотинцами. Позиции зенитно-ракетных комплексов, несмотря на их малочисленность и устарелость, не подавлены не только вокруг Багдада, но даже и в районе Киркука. А с учетом того, что уничтожение «целых двух» РЛС ПВО удосужилось отдельного радостного рапорта представителям СМИ, можно уверенно делать вывод – задача дезорганизации управления наземными средствами ПВО Ирака тоже выполняется союзной авиацией крайне медленно.

Ожесточенные бомбардировки осажденных городов (включая массированные налеты на Басру и применение 900-кг авиабомб в уличных боях за Насирию) также не принесли успехов). Правда, в порту Басры 28 марта союзникам удалось потопить последние ракетный и два патрульных катера ВМС Ирака, а также личную яхту Саддама (остальные три иракских патрульных катера были уничтожены еще 21-го числа в бухте Умм-Касра, после неудачной попытки выставить минное заграждение). Но это, мягко говоря, мало влияет на общий ход войны.

Массированное применение тактической авиации на малых высотах над крупнейшими городами страны (Багдад, Мосул, Киркук) и использование С-130 над войсковыми позициями иракцев для сброса сверхмощных, 7 и 10-тонных объемно-детонирующих («вакуумных») бомб союзники по прежнему не могут себе позволить. А это обязательное условие успешного штурма этих городов с приемлемыми потерями и деморализацией иракских войск на полевых позициях вокруг них.

Излишняя вера в высокоточное оружие проявилась в явном недостатке выделенного «наряда сил» самолетов и тактической и стратегической авиации для обычных, «неумных» бомбардировок. Иначе сложно объяснить то обстоятельство, что 31 марта американцы бросили на Багдад смешанную группу В-52, В-1 и В-2. Хотя использование машин двух последних типов в единых боевых порядках с «полставторыми», которые можно сбивать и при помощи 100-мм зениток (что не раз было продемонстрировано во Вьетнаме), напрочь лишает непомерно дорогие «невидимки» всех их тактических преимуществ. Более того, на юге Ирака в качестве легких тактических бомбардировщиков американцы используют, похоже, даже палубные «противолодочники» S-3!

Наземная операция: «котлы» и «клещи»

И тем не менее, подавляющее превосходство агрессоров в воздухе дает о себе знать. Именно авиация (в т.ч. В-52, оснащенные новыми тяжелыми кассетными авиабомбами) сыграла решающую роль в относительно легком прорыве американскими войсками второй оборонительной полосы на южных подступах к Багдаду. Не менее пяти первоклассных иракских дивизий понесли при этом крупные потери.

Причиной тому грубая ошибка иракского командования, оставившего минимальное прикрытие лишь на первом (передовом) оборонительном рубеже Багдада. Генштаб иракской армии и командование республиканской гвардии, так и не удержались от соблазна дать американцам серьезный бой крупными механизированными и танковыми соединениями на второй и третей полосах (внешний и внутренний «основные оборонительные обводы»). И даже расположили перед столицей (на «пригородном обводе») как минимум половину из четырех мотопехотных бригад «специального командования «Аднан» республиканской гвардии – корпуса президентских гвардейцев, набранного из единоплеменников клана Хуссейна (тикритцев). Нет сомнения, что уже в ближайшие дни это обойдется иракским военным весьма дорого…

А сказываться начинает уже сейчас. Правда, на юге Ирака за прошедшие шесть дней серьезных изменений не произошло. Продолжаются бои вокруг порта Фао, где британские морские пехотинцы и десантники потеряли необъявленное (но вряд ли большое) число ранеными и больными, а также один десантный катер. Не добившись, впрочем, сколько-нибудь значительных успехов и сами. Большие «подвижки» есть у Басры, где 1-я экспедиционная бригада (эбр) 1-й дивизии морской пехоты, 7-я бронебригада британцев и бригада 82-й воздушно-десантной дивизии (вдд) с батальоном британской 16-й воздушно-штурмовой бригады продолжают осаждать Басру. Им удалось добиться определенных тактических успехов, захватив, утром 31 марта пригород Абу-аль-Хасид, аж 300 пленных (всего союзниками пленено уже примерно 8000 иракцев) и крупную базу хранения оружия местных формирований Народной Армии. Тем не менее, две потрепанные иракские пехотные дивизии, до 3 тыс. «Феддаинов Саддама» и неустановленное число ополченцев продолжают успешно удерживать город (усилив оборону затоплением части прилегающей местности). Хотя он теперь уже действительно полностью окружен.

При этом союзники не избежали участи быть посмешищем. Смешанная американо-британская группа десантников (которых почему-то высаживали парашютным десантированием с самолетов, несмотря на заявленное изобилие вертолетного парка и якобы незначительные потери в нем), «ошиблась страной», десантировавшись (27-го числа) аккурат в болота иранской провинции Хузистан.

В Центральном Ираке продолжались уличные бои за Эн-Насирию (с остатками 11-й иракской пехотной дивизии), в процессе которых американское командование, судя по всему, «проталкивало» через нее подвижное соединение (очевидно, 1-ю «кавалерийскую» дивизию). Одновременно, экспедиционный отряд морской пехоты, усиленный танковым батальоном, продолжал бои за Эш-Шатр.

Успех на этом направлении обозначился только с 31 марта, когда американские войска, таки «взяв в основном» Эн-Насирию и обойдя Эш-Шатру, «проскочили» Междуречье, неожиданным ударом овладев (1 апреля) городом Эль-Кут, переправились на восточный берег Тигра и устремились на Багдад с юго-востока, нанеся серьезное поражение механизированной дивизии республиканской гвардии «Багдад». Ее авангард отделяет от столицы Ирака только 40 км. Скоординировано с этой операцией 31 марта 3-я мехдивизия США атаковала позиции соединений республиканских гвардейцев (механизированной «Навуходоносор» и танковой «Медина») в районе Кербелы. К середине дня 2 апреля ситуация в этом районе была следующая: гвардейцы из «Навуходоносор» сидели в «мешке» в Кербеле. Впрочем, по опыту других иракских «котлов», они наверняка довольно уверенно себя там чувствуют и быстро сдаваться не собираются. А вот «Медина», неизбежно неся крупные потери в арьергардных боях, отходит на север и, с учетом местности, раньше, чем перед Эль-Хаббанией (90 км на северо-запад от Кербелы) вряд ли остановится. Растеряв по дороге практически всю тяжелую бронетехнику и запасы материальных средств.

Одновременно, часть сил 2-й эбр морской пехоты (1-2 усиленных полка и экспедиционный отряд) продвигается к Багдаду по восточному берегу Евфрата – от Эс-Самавы через Эд-Диванию и Хиллу. Сообщается, что ее передовые подразделения находятся уже в 30 км от Багдада, но дистанция в 80 км кажется пока более вероятной… 101-я воздушно-штурмовая дивизия без особого успеха штурмует (с ночи на 1 апреля) Эн-Наджаф. Причем, если дух его гарнизона не будет подорван поражениями гвардейцев в День Дурака, то ничего хорошего «Кричащим орлам» ожидать не приходится, ибо соединение это совершенно не годно для уличных боев. Да и блокировать город полностью не хватило войск. Что же касается основных сил (две бригады) 82-й вдд – они используются для охраны растянувшихся коммуникаций.

Тем временем на остальных участках оборонительного периметра Багдада восточнее Хиллы пока все спокойно и, кроме интенсивных воздушных налетов и разведывательно-набеговых действий батальонов 75-го пехотного полка «рейнджеров», здесь другого нажима на иракцев не оказывается. Однако им все равно придется отходить ближе к Багдаду, т.к. правый фланг иракских позиций в Междуречье прорван.

Что дальше?

Очевидно, уже в эти часы (со 2-3 апреля) в бой вводятся дополнительные американские силы – 4-я механизированная дивизия (переброшенная из Средиземноморья) и 3-я бригада 1-й броневой (танковой) дивизии (развернута в Кувейте еще до начала войны), а также авангард спешно перебрасываемого из США 2-го отдельного бронекавалерийского полка. Видимо, все или почти все эти войска будут введены в дело в Междуречье, наступая на Багдад «в лоб» и несколько западнее (между иракской столицей и р. Евфрат), пока не достигнут четвертого (считая в глубину) иракского оборонительного рубежа. В то же время 3-я и 1-я дивизии охватят город с «глубоких флангов». Хотя первой из них наверняка придется иметь дело с упорной иракской обороной у Эль-Фалуджи (северо-западнее Багдада), а второй – с позициями на р. Дияле (прикрывающими Багдад с востока) или идти на очень глубокий обход.

Можно констатировать, что совершенно дурацкое решение Буша о «стремительном наступлении» на Багдад недостаточными силами в парадоксальном сочетании с грамотными действиями «снизу» (умелое руководство со стороны командования 5-го ак и «благоразумный нейтралитет» генералов Фрэнкса и Майерса, у которых хватило ума осознать масштаб своих полководческих «талантов» и не вмешиваться) оказали союзникам громадную услугу. Решив «поймать» противника на явной стратегической ошибке, иракское командование попыталось измотать его на дальних подступах к столице, недооценив превосходства американцев в воздухе и маневре, а также качестве бронетехники и выучки личного состава. И потерпело первое за войну крупное поражение на земле.

Дальнейшее развитие событий в ближайшие дни зависит не столько от соотношения сил, сколько от выдержки обеих сторон. Если опьяненные успехом американцы решат «на плечах противника» ворваться в Багдад – их первый эшелон ожидает подобие «сталинградской мясорубки» (пока «официальные» потери коалиции – не более 300 чел. убитыми, ранеными и пленными). И наоборот, если иракское командование, разнервничавшись от понесенных потерь и поражений, «утратит душевное равновесие» и начнет кидаться в разрозненные танковые и пехотные контратаки на ближних подступах к столице, мясорубка ожидает уже «солдат багдадского маршала».

Что касается положения на севере Ирака, то там особых изменений нет. Под нажимом числено превосходящих, но уступающих по всем остальным параметрам (кроме воздушной поддержки, оказываемой союзниками) курдских формирований, иракские пехотные дивизии медленно отходят в направлениях на Мосул, Киркук и Сулейманию, уплотняя оборону на их ближних подступах. Как будут курды «выкуривать» иракскую пехоту с этих позиций, имея лишь чисто символическую поддержку американской 173-й отдельной воздушно-десантной бригады – совершенно непонятно. Результаты боев на севере будут зависеть от сражения за Багдад. А не наоборот, как предполагалось ранее.

В целом же – исход сухопутной кампании по-прежнему остается неопределенным. Поскольку решение ключевого вопроса в «Битве за Ирак»: как взять обороняемый количественно превосходящими силами, укрепленный, четырехмиллионный мегаполис без применения химического либо ядерного оружия? – остается открытым. Ибо такая задача просто не имела прецедентов в мировой военной истории. Даже Берлин был вдвое меньше. А ведь U.S. Army не может позволить себе и 5% тех потерь, которые мы понесли в финальном сражении за столицу «третьего рейха»…

* * *

Что же касается информационной войны – иракский режим по-прежнему выигрывает ее почти «вчистую». Пока американцы в очередной раз ровняют с землей министерство информации Ирака (никак не имея духу уразуметь, что с таким же успехом можно надеяться, снеся здание на Прорезной 2, парализовать работу, скажем, украинского телевидения) и «роняют» крылаты ракеты на восточные базары, Саддам Хуссейн снял командующего Войсками ПВО Ирака генерал-лейтенант Мусахима Сааб аль-Тикрити после того, как несколько зенитных управляемых ракет, выпущенных по самолетам коалиции, упали на жилые кварталы Багдада. Назначив на этот пост родственника бывшего «главного зенитчика страны».

Прием в стиле известном старшему поколению «сталинской заботы о простых людях»… И конечно – фарисейство чистой воды. Но, пропагандистский эффект по-прежнему дает прекрасный! Особенно, как на «просвещенную» (и от этого – очень ограниченную) Европу…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам