Человек европринципов

Это кажется невероятным, но присоединение Украины к Всемирной торговой организации (ВТО), возможно, состоится уже в следующем году. Девять лет безрезультатных усилий, перманентных отсрочек и нескончаемых сомнений и вот внезапный для многих результат. Результат, который обрадовал далеко не всех и стал причиной «наездов» на «автора ВТОшного чуда» министра экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Валерия Хорошковского…
Успехи молодого шефа Минэкономики на данном поприще очевидны. Во время его последней поездки в Женеву на заседание рабочей группы, которая обсуждает вопрос о вступлении Украины в ВТО, были завершены двухсторонние переговоры с несколькими странами-членами организации. Подписан соответствующий договор с Венгрией; подтверждена готовность к подписанию соглашений с Болгарией, Словакией, Чехией. Фактически за выход на финишную прямую относительно вступления Украины во Всемирную торговую организацию высказалась 21 страна из 23, присутствовавших на заседании. Окончательное «да» от представителей Европейского Союза будет, скорее всего, получено 18 марта в Брюсселе, куда прибудет украинская делегация во главе с премьер-министром.

До последнего момента ключевой в решении вопроса по вступлению в ВТО была позиция Соединенных Штатов и России. По совершенно противоположным причинам, обе страны возражали против вступления Украины в ВТО. Американцы ставили барьеры из-за споров вокруг ограничения импорта куриных ножек, пиратских дисков и нарушения авторских прав. С россиянами причина трений еще более сложная и запутанная. Никому из украинских правительственных чиновников разрешить «конфликт интересов» не удавалось, пока за это дело не взялся Хорошковский…

26 января в швейцарском Давосе после завершения встречи с министром экономического развития РФ Германом Грефом, которая прошла в рамках Всемирного экономического форума, Хорошковский сообщил: «Одна из реальных договоренностей, которая была достигнута в ходе этой встречи, – договоренность о том, что мы подпишем так называемый пакт о ненападении. Независимо от того, какая страна вступит первой в ВТО, она не будет выдвигать дополнительные претензии к той, которая отстала. Это очень важно, поскольку с данного процесса будет снята взаимная подозрительность». Вскоре после этого состоялась следующая встреча двух министров уже в Москве. После чего Герман Греф пообещал, что Россия будет максимально поддерживать стремление Украины как можно скорее присоединиться к ВТО. Министры настолько «спелись», что договорились строить будущее экономическое сотрудничество исключительно по принципам ВТО.

Также легко и беспроблемно Валерию Ивановичу удалось преодолеть сопротивление американцев во время визита в Вашингтон во главе официальной делегации (первый вице-премьер Николай Азаров как раз приболел, и делегацию пришлось возглавить министру экономики). Кстати, на женевских переговорах стало ясно, что активную роль в этом сложном переговорном процессе сыграл посол Соединенных Штатов Америки в Украине Карлос Паскуаль. Причем сыграл на стороне Украины. Его немалая заслуга в том, что вопрос для нас оказался решен положительно. Между прочим, сотрудничество в вопросе ВТО стало первой ласточкой нового этапа взаимопонимания между двумя странами после двухлетней полосы охлаждения отношений.

Однако, чем заметнее становились успехи Хорошковского на пути присоединения к ВТО, тем громче стали раздаваться голоса противников этой идеи. Ведь если вдуматься, Украина не вступила в «торговый клуб планеты» (в отличие от Молдовы и Киргизии) не потому, что это было практически невозможно сделать за 10 лет, а по причине двойственного отношения отечественной элиты к собственно перспективам членства. Основным козырем «оппозиционной группы» является утверждение, что в настоящее время ВТО стала проводником свободной торговли в глобализированном мире и обеспечивает интересы более конкурентоспособных экономик, формируя то специфическое международное разделение труда, когда развитые страны становятся главными производителями высоких технологий, а остальные поставляют сырье, энергию и технологически несложную продукцию. Другими словами, противники ВТО запугивают всех остальных тем, что страна превратится в сырьевой придаток развитого мира и еще дальше отодвинется от вожделенной цивилизации.

На самом же деле, причина в другом – принципы ВТО исключают возможность создания привилегированных условий производства и налогообложения для отдельных предприятий и отраслей. А это значит, что врагами Хорошковского и его единомышленников выступают те политико-финансовые группы, которые находятся под защитой протекционистских мер (налоговые льготы, специально введенные «адресные» ограничения для импортеров аналогичной продукции и т.д.). Если реально подсчитать, то половина бизнес-пространства Украины занята именно такими группами, которые, выпросив персональные льготы, пытаются получить суперприбыли, но создают проблемы не только себе, но и тем, кто таких льгот не имеет. Я имею ввиду антидемпинговые расследования против украинских экспортеров во многих странах мира, вызванные как раз наличием льгот у целых отраслей и отдельных производителей.

Если же развивать данные тезисы дальше, то протекционизм не может быть эффективной политикой в условиях коррупции госаппарата, когда меры по защите «отечественного производителя» превращаются в рычаги перераспределения общественного богатства в пользу той или иной политико-экономической группировки. Поэтому вступление в ВТО как шаг к цивилизованному рынку, где все действительно конкурируют на равных и ни для кого нет исключений, болезненно и неприятно для многих сильных мира сего. Самое сложное в этой ситуации, что финансово-политические группы, недовольные министром, не принадлежат к определенному лагерю. Грубо говоря, это не персонально «донецкие» или «эсдэки», а все понемножку.

Одновременно с этим, каждая из групп чем-то обязана министру. Те же «донецкие», думаю, не должны забывать, что именно Хорошковский помог премьеру Януковичу отстоять свободные экономические зоны, сказав, что «закон о создании СЭЗ обратной силы не имеет, поэтому инвесторам, вложившим средства, нечего волноваться». А представители другой политической команды могут сказать свое «спасибо» за заботу о судьбе автомобилестроения или за успешные договоренности на предмет прекращения антидемпинговых расследований в России.

Однако, оказанная услуга, как известно, услугой не является, а деньги – это такая штука, которая не оставляет мостика для компромисса. Тем более, учитывая, что менять векторы политики своего ведомства Хорошковский не собирается. Единственное, что он предпринимает, так это разъяснительный ликбез для тех, кто еще не примкнул окончательно к его врагам или союзникам.

По словам Хорошковского, как вступающая сторона, мы будем защищать свои рынки от угрозы их мгновенной оккупации. Но в этом смысле трансформационные процессы, которые произойдут в Украине после вступления в ВТО, будут иметь несоизмеримо большие плюсы, нежели возможная потеря отдельных рынков. Перед страной откроются другие возможности. Совершенно иной станет культура отношений в бизнесе, торговле. Изменится инвестиционный климат. Иными словами, появится целый ряд положительных эффектов, денежный эквивалент которых сегодня сложно до конца просчитать.

Параллельно с внешними воздействиями, которые должны очистить украинское деловое пространство от налета коррупции и отсутствия реальной конкуренции, министерство пытается без особого шума провести несколько реформ, в том числе завершить аграрную. 3 марта в Харькове Хорошковский сообщил о дискуссии вокруг вопроса поддержки АПК (ключевой вопрос при вступлении в ВТО любой страны). «Сегодня никто не может сказать насколько у нас дотируется сельское хозяйство: поскольку помощь селу оказывается нецелевым образом, ее объем невозможно подсчитать». По его мнению, гораздо правильнее было бы сумму, которая направляется на возмещение в виде НДС трейдерам, перенаправить сельхозпроизводителям в качестве адресной государственной дотации. В этом случае, считает министр, уровень господдержки села был бы очевиден, и его можно было бы отстаивать на переговорах при вступлении в ВТО. Нельзя сказать, что подобная перспектива обрадовала зернотрейдеров, которые в последнее время по рентабельности своего бизнеса обогнали коллег из сферы ТЭК. Изменение системы получения ничем не обоснованных дополнительных доходов означает конец еще одного «доходного места» и одновременно старт очередного усиления давления на министра экономики с целью изменения провозглашенных им принципов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам