Мужской день

Воскресная встреча в Москве президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины ознаменовалась несколькими сенсациями. На поверхности оказались вопросы, связанные с созданием единого экономического пространства. Вне поля зрения журналистов – тема долевого распределения акций в газотранспортном консорциуме.
Пока трудно сказать, что будет представлять собой структура, чье название складывается в принципиально новую для политического обихода аббревиатуру – ОРИ (Организация региональной интеграции). Более подробно об ОРИ можно будет говорить после сентября 2003 года, когда закончится подготовка всех необходимых для этого документов. По словам четырех президентов, ее замысел таков: должна быть создана некая независимая от национальных правительств комиссия, которая займется созданием условий для свободного и равноценного передвижения товаров на территориях всех четырех государств. А конечная политическая цель объединения – это Единое экономическое пространство Украины, России, Беларуси и Казахстана, базирующееся на принципах ВТО.

Официально с этой инициативой выступили президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с одной стороны, и Леонид Кучма – с другой (как нынешний глава СНГ). «Казахстан считает, что вектор экономической политики с Россией настолько схож, что можно подумать о более совершенных формах интеграции», – сказал журналистам министр экономического развития и торговли Герман Греф. Принципиальный момент: какую степень независимости получит главный регуляторный орган ОРИ – комиссия по тарифам, и насколько обязательными для исполнения будут ее решения. Кроме того, планируется согласовать экономическую политику стран будущей единой экономической зоны, договориться о гармонизации законов четырех стран и создать межгосударственную комиссию по торговле и тарифам.

По словам Грефа, в мире есть всего четыре формы региональных интеграционных объединений. Первая – зона свободной торговли, где внутри беспошлинная торговля. Вторая – Таможенный союз, т.е. там, где внешнеэкономические функции вынесены в наднациональный орган и внутри полностью гармонизировано экономическое пространство. Третья – региональные интеграционные организации. Четвертая форма – валютные союзы. Однако, по словам Грефа, если о Таможенном союзе и признаках интеграционной региональной организации еще можно говорить, то об объединении валют речь пока не идет. Точно так же рано говорить, что новое образование ставит крест на других внутриэсэнгэшных структурах – «ЕврАзЭС» и ГУУАМ.

Вообще, сама встреча в Кремле была инициирована Леонидом Кучмой как переговоры о согласовании конкретных предложений по развитию экономического сотрудничества стран СНГ. В день, когда украинский президент был избран главой Совета государств СНГ, он заявил, что считает экономическую интеграцию в рамках содружества одной из своих приоритетных задач. И в принципе, можно сказать, что от слов Леонид Данилович тут же перешел к делу. Уже в ближайшие недели в Киеве начнет работать специальная рабочая группа по приведению президентских договоренностей в соответствие с законодательными и просто практическими реалиями. Кто будет представлять Россию, пока не решено. Предполагается, что эмиссаром станет либо вице-премьер Виктор Христенко, либо министр экономического развития Герман Греф. Однако возглавлять группу будет не россиянин, а представитель Казахстана: скорее всего, один из тамошних вице-премьеров. Как сообщил заместитель главы администрации украинского президента и руководитель главного управления по вопросам внешней политики администрации Анатолий Орел на брифинге в Киеве, группа «высокого уровня» к июлю нынешнего года должна разработать концепцию формирования единого экономического пространства. Кроме того, он не исключил, что в перспективе единое экономическое пространство и зона свободной торговли распространится на большую территорию, в которую войдут страны Европы и СНГ.

Второй вопрос, который обсуждался в Москве, касался вопросов участия Германии в проекте международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Общеизвестно, что Москва и Киев по-прежнему не достигли консенсуса по поводу принципов участия зарубежных партнеров. Во всяком случае, так можно судить после первого и пока единственного заседания наблюдательного совета консорциума, утвердившего лишь краткосрочный план работы.

По не совсем понятной причине трехсторонние переговоры с Германией по ее вхождению в консорциум перенесены с середины февраля на конец марта. Члены наблюдательного совета консорциума вице-премьеры Украины и России Виталий Гайдук и Виктор Христенко никак это не комментируют журналистам. Считается, будто вопросы участия немцев не хочет окончательно утверждать российская сторона, которая имеет официальную позицию, что перевод переговорного процесса в трех- и более сторонний формат негативно скажется на подготовительной работе, растянет ее по времени. Формальности по учреждению и организации деятельности дирекции якобы отняли слишком много времени, которое необходимо направить на разработку бизнес-плана и принципов функционирования консорциума. К тому же Россия и Украина сами пока попросту не договорились, на каких условиях новые участники будут присоединяться к проекту.

Рассматриваются, по меньшей мере, два варианта. Во-первых, равное распределение долей между соучредителями консорциума (то есть с присоединением Германии Россия и Украина передадут или продадут ей по 16,5%). Во-вторых, конфигурация, при которой оба участника уступят иностранному партнеру блокирующий пакет. Российская сторона настаивает на том, чтобы принцип паритетного участия создателей концерна сохранялся неукоснительно. А украинские переговорщики добиваются, чтобы приход западных партнеров происходил преимущественно за счет России.

И тут возник вопрос санкций FATF, точнее их отмены, в чем немецкая сторона (а именно ее представитель сейчас является президентом “антиотмывочной организации”) активно поучаствовала на стороне Украины. Причем в кулуарах парижского саммита FATF говорилось именно о том, что за свою поддержку канцлер Герхард Шредер попросил об адекватной услуге относительно газотранспортного консорциума. В Москве на переговорах президентов двух стран речь шла о желании немецкого руководителя прилететь то ли в Киев, то ли в гости к Путину, чтобы, наконец, решить, будет ли его страна участвовать в экспансии украинской трубы и на каких условиях. Тем более что активный интерес к этому вопросу выражает уже не только сменивший собственника концерн «Рургаз», но и другое предприятие – «Siemens». Однако информации, о том, что в данном вопросе на московских переговорах был достигнут такой же консенсус, как и в обсуждении единого экономического пространства, пока не поступало.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам