Занавес?

Вторая сессия ВР торжественно завершила свою работу. Все как положено: звуки гимна, пустой буфет, с полок которого были сметены все закуски, прощальная речь спикера, воспринятая многими как тезисы будущей предвыборной кампании. И все же возникает вопрос: а что это было?

Конечно, заседания проводились и некоторые законы принимались. Самый запоминающийся – о бюджете на 2003 год, с которым сейчас возникли сложности. Их перенесли на следующую сессию. Кроме того, парламент пережил избрание спикера (один раз), распределение комитетов (два раза) и утверждение премьера (один раз). На этом все пока закончилось. Пора подводить итоги сессии, главным из которых, пожалуй, стоит считать то, что Владимир Литвин закрыл эту сессию и откроет новую. Проще говоря, спикеру удалось остаться на своем месте. Все-таки попытки сменить главу ВР были, но закончились неудачно. Сначала куда-то делись подписи за отставку Литвина, собираемые социал-демократами, а потом и сами эсдеки. Из большинства. По крайней мере, такое впечатление складывается, когда слушаешь лидера фракции СДПУ(о). Леонид Кравчук фактически приговорил большинство к смерти. Политической, разумеется. Поскольку без объединенных социал-демократов ПБ становится неполноценным.

Правда, глава ВР не слишком унывает по поводу очередного социал-демократического демарша. Он предполагает, что уже на следующей сессии мы увидим новую конфигурацию ПБ. С ленинской хитринкой в глазах Владимир Михайлович предположил, что у него (большинства то есть) будут весьма нестандартные формы. О некоторых он рассказал.

Первая. Весь парламент, но без коммунистов. Иными словами, конституционное большинство в готовом виде, способное с ходу принять изменения в Конституцию. Владимир Литвин уверен, что если не подкорректировать Основной закон прямо на новой сессии, то с этой затеей (политическая реформа) придется попрощаться. При этом вроде бы все пропрезидентские фракции не против перехода к парламентской модели управления. И даже некоторые оппозиционные (СПУ и коммунисты) готовы подписаться на это дело. Но людей не хватает. Некоторые товарищи, уверенные в успехе кампании-2004, всячески оттягивают свой конец. Политический, разумеется. Поэтому реформа может забуксовать, и Владимиру Литвину не удастся автоматически взять власть в парламентские руки. Но он все-таки надеется на лучшее, поэтому не спешит делать заявку на «веселый старт-2004». Напротив, спикер утверждает, что только в ВР чувствует себя как дома и другой работы не хотел бы. Как не хотел бы участвовать в президентской гонке на чьей-либо стороне. Вероятно, имеется в виду сторона Януковича, Тигипко или Азарова, которые прямо или косвенно проявили интерес к президентским выборам. Что тут сказать. Придется, в случае провала операции под кодовым названием «политическая реформа».

Вторая. Предполагает мягкое интегрирование фракции Виктора Ющенко в то, что осталось от нынешнего ПБ. Хотелось бы взять целиком (имеется в виду «Наша Украина»), но можно и частями. Кстати, одну из «частей», кажется, сегодня активно формирует экс-директор парламента Александр Волков. Он пообещал уже к началу новой сессии «подогнать» человек 15 депутатов, большинство из которых имеют отношение к Виктору Ющенко. Главное – начать.

Третья. Если с лидером «Нашей Украины» сразу не получится, то придется некоторое время поработать в режиме ситуативного ПБ. Это низшая форма существования парламентского большинства, при которой собрать 226 голосов удается не всегда, а только от случая к случаю. А случаи разные бывают. Вот берем, например, закон о СЭЗ, или повышение бензиновых акцизов. Не все в сессионном зале порой понимают необходимость их принятия для одной из политических групп. Приходится встречаться с людьми, проводить разъяснительную работу, консолидировать, так сказать, здоровые силы вокруг сами знаете чего. Неслучайно же правительство намерено предложить депутатам программу сотрудничества по экономическим законам. Сделать, как говорится, первый шаг к формированию пропремьерского ПБ. Но это в будущем, то есть начиная с 4 февраля. А что же в «сухом» сессионном остатке?

Во-первых, приходится констатировать, что идея эффективно работающего большинства на базе девяти пропрезидентских фракций изжила себя. Соответственно возникает вопрос: а кто теперь отвечает за действия правительства и отвечает ли вообще? Все-таки договор о солидарной ответственности между «большевиками» и Кабмином есть, а самих «большевиков» как бы и нет. Получается, что правительство осталось «беспризорным» и может натворить Бог знает что. «Крайним» остается, естественно, Владимир Михайлович, чья подпись стоит под договором о взаимной поддержке. Однако спикер мягко всех посылает. Внимательно прочитать текст документа, подписанного в Мариинском дворце. Там сказано как раз, что за деятельность всего правительства отвечает весь парламент. А не его отдельные группы. Вопросы есть? Вопросов нет.

Во-вторых, эсдеки, надо признать, проиграли первый раунд большой президентской кампании под названием «парламент». Виктор Владимирович очень надеялся, что его вице-спикерский опыт плюс большая фракция помогут ему удержать контроль над ВР. На первых порах все шло хорошо: удалось организовать 226 депутатов и посадить Литвина в кресло спикера. Но тут система дала сбой. Слегка освоившись, Владимир Михайлович полюбил парламентскую атмосферу с ее путаными коридорами, зелеными дорожками, плазменным телевизором на третьем этаже. Он даже полюбил первого вице-спикера Геннадия Васильева (почти не мешает) и Александра Зинченко. Местами. Эту любовь не смогли остановить ни битвы возле трибуны, ни броски Регламентом (книга такая) в сторону туловища спикера. Глава ВР окончательно укрепился в своем чувстве. Что теперь поделать, особенно после того, как при содействии Литвина оппозиции были возвращены экспроприированные было комитеты, а Юлии Тимошенко гарантирована «антипрокурорская» независимость. Надо считаться с тем, что Владимир Михайлович рано или поздно потребует компенсации за свои добрые дела.

Таким образом, пора переходить ко второй части «марлезонского балета», подразумевающей борьбу за правительство Виктора Януковича. Это сложнее, учитывая уровень представительства эсдеков в Кабмине. Нет, конечно, вице-премьер по ТЭК Виталий Гайдук успешно трудится бок о бок с премьер-министром, но он (Гайдук то есть) какой-то совсем не социал-демократический. Просто квота у него такая. Михаил Папиев, которого СДПУ(о) пристроила в Кабмин – не в счет. Это фигура не того масштаба. А, кроме того, в минсоцполитики особо не развернешься. Не верите? Вспомните опыт Евгения Марчука (кандидат в президенты-99), который одно время пытался сделать комитет ВР по социальной политике стартовой площадкой.

Впрочем, не будем отвлекаться. Тем более, что формы борьбы бывают разными. Метод завоевания КМ прост и доступно описан: кнут и пряник. В качестве «пряника» традиционно используются кадровые назначения. Донецкие, уставшие от региональной «консервации», не могут сдержать восторгов при виде любых должностных портфелей. Они активно рассаживаются на всех властных этажах, при этом не встречая видимого сопротивления. Конечно, нормальных людей это насторожило бы, но только не регионалов, динамично осваивающих «общенациональный уровень». Понятно, ребята истосковались по настоящей игре. Этим надо пользоваться. Например, почаще имплантировать представителей славной группировки «Донов» на ответственные посты. В частности, в Наблюдательный совет НБУ. Со временем, когда назначенцы адаптируются на новых местах, они поймут – за все надо платить. Кому? Это уже второй вопрос. Параллельно с этим будет проводиться политика «кнута». Бюджетного.

Суть проблемы такова: под Новый год депутаты рекордным количеством голосов (350) приняли правительственный вариант бюджетного закона. Лишний раз напомним, что у правительственного руля стоит донецкий Виктор Янукович. Иными словами, все бюджетные лавры должны достаться его правительству, наладившему столь конструктивную работу с ВР: за бюджет голосовали почти все, за исключением коммунистов и эсдеков. Это небольшая, но важная деталь. После этого глава государства, не затягивая, подписал главный финансовый план страны. Однако уже сейчас выяснилось, что есть сложности с его выполнением – в той части, которая касается повышения минимальной зарплаты до 237 гривен. На них, кстати, особо акцентируют вниманием некоторые члены социал-демократической фракции…

Есть два способа решить проблему. Первый – принять политическое решение, признав, что с бюджетом погорячились, и вообще, несбалансированный он какой-то. Придется, грубо говоря, отбирать у кого-то часть средств и передавать их в фонд зарплаты. Но можно этого и не делать, оставив все как есть. В этом случае, уже через полгода, когда вал задолженностей начнет расти подобно снежному кому, Виктор Янукович на себе ощутит, что значит словосочетание «непопулярный премьер». Иными словами, донецких крупно «подставили» во время бюджетной операции. Если не удастся изыскать «дополнительные резервы», то все может закончиться плохо. Таким образом, регионалы оказываются в долгу. Причем, у одних и тех же людей. Я не буду называть их фамилии и места работы… Но к итогам 2-й сессии это не имеет прямого отношения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам