Главный по ломбардам

Леонид Кучма назначил бывшего министра экономики и депутата Виктора Суслова председателем Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Многих наблюдателей это назначение удивило: до последнего времени ходили слухи, что Суслов займет кресло второго госсекретаря минфина и посвятит себя борьбе с «грязными деньгами». Впрочем, эта тема будет актуальна для Виктора Ивановича и в нынешнем амплуа – именно в сфере, которую он теперь курирует, крутится львиная доля сомнительных капиталов.

Виктор Суслов один из немногих политиков, кого «шакалы пера» уважают за компетентность, профессионализм и коммуникабельность. Еще не было случая, чтобы он не дал комментария или умышленно «навешал лапши» на доверчивые уши завсегдатаев парламентских кулуаров. За 8 лет активного пребывания в политике (считая с момента избрания народным депутатом в 1994 году) герой нашего повествования успел много раз побывать ньюсмейкером: особый интерес для пишущей братии представляла его работа председателем временной следственной комиссии ВР по Нацбанку и заместителем другой следственной комиссии – по банку «Украина». Во время последней предвыборной кампании Виктор Иванович дал несколько нашумевших интервью о «бизнесовой» стороне политики, в которых, нарушив корпоративную этику, впервые назвал «стоимость» депутатского мандата. А также указал методы и способы зарабатывания на лоббизме, межфракционных трансферах и политическом конформизме в целом. По его собственному признанию, за время работы в органах исполнительной и законодательной власти он нажил большое количество врагов, и в отличие от большинства коллег за ним «никто не стоит». Поэтому свой проигрыш по столичному избирательному округу экс-министр, видимо, оценил с философской точки зрения: дескать, те, от кого зависела победа, подыграли другому кандидату.

Впрочем, думаю, «пролет» над «парламентским гнездом» не столь сильно огорчил Виктора Ивановича, как решение поставить во главе госдепартамента финансового мониторинга не его, а карьерного дипломата Алексея Бережного. Интрига этой кадровой ротации заключалась в том, что департамент создавался именно «под Суслова», и на финише избирательной гонки он не столько встречался с избирателями, сколько изучал особенности национальной системы превращения «грязных» капиталов в «чистые». Сейчас уже можно с большой долей вероятности предположить, что на кандидатуре Бережного (оказавшегося абсолютно неспособным предотвратить введение санкций FATF) настоял тогдашний министр финансов Игорь Юшко. 13 мая, за час до подписания указа на Суслова, он сумел «пробить» другой указ – на Бережного.

Но Леонид Данилович решил, что курс «самообуча», пройденный Сусловым в последние месяцы, не должен пройти даром, и определил ему другое занятие – навести порядок на рынке финансовых услуг. Правда, до смены правительства Анатолия Кинаха на кабинет Виктора Януковича указ о создании Государственной комиссии финансовых услуг не подписывался: он увидел свет только 11 декабря. До назначения Суслова прошло еще две недели.

Небанковские банки

Согласно указу, возглавляемая Сусловым комиссия регулирует деятельность рынка небанковских финансовых учреждений, к которым относятся страховые компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые и факторинговые компании, доверительные общества, ломбарды. Вообще, рынок «денежного сервиса» включает в себя несколько сегментов.

Во-первых, банковский сектор, который полностью курирует Нацбанк, точнее – департамент банковского надзора.
Во-вторых, инвестиционные компании, работающие с акциями и другими ценными бумагами (векселя, облигации, т.п.). Они оказывают клиентам услуги, в том числе по обслуживанию попечительского счета для хранения ценных бумаг в депозитарии и приобретению приватизированных предприятий. Этот рынок регулирует Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Некоторое время назад лицензированием страховых услуг занимался специальный госкомитет. Потом его функции передали департаменту минфина, во главе которого стоит Оксана Слюсаренко – супруга заместителя руководителя премьерской службы Анатолия Кинаха. Говорят, что именно госпожа Слюсаренко претендует на должность первого заместителя председателя Госкомиссии (не знаю, насколько оправданы ее надежды). Кроме рынка страхования, есть рынок лотерей, ломбардов, а также пока мало понятных обывателю факторинга и лизинга. До последнего момента их формально контролировал Нацбанк, а по сути – никто. А зря, поскольку именно в данной среде крутились большие, и не всегда честно заработанные деньги.

Почему лицензированием небанковских финансовых учреждений занимался Нацбанк, можно пояснить следующим образом. Дело в том, что лизинговые компании – это фирмы, приобретающие оборудование за свой счет и сдающие его в аренду. А факторинговые – такие финансовые организации, которые кредитуют клиента и на основании полученных от него прав на дебиторскую задолженность взыскивают долги с должника. Обычно услуги лизинга и факторинга оказывают коммерческие банки или их дочерние структуры.

В конце прошлого года Владимир Стельмах заявил, что с начала 2002-го НБУ будет выдавать лицензию небанковским учреждениям, которые прибыльно работают на рынке не менее года, и чей уставный фонд составляет не менее 1 млн. евро. Но о бурном лицензировании «небанковок» что-то не было слышно: рынок продолжал работать «втемную», что и побудило президента издать соответствующий указ.

Собес для подпольных миллионеров

Мало кто может ответить на вопрос, что представляет собой небанковский финансовый сектор. Как работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), институты совместного инвестирования, страховые компании, кредитные союзы и т.д. Зато определенный опыт в данной сфере украинские граждане имею, благодаря эпопее с лопнувшими трастами. По самым скромным подсчетам, более 100 тысяч украинцев вложили в финансовые пирамиды около $60-100 млн. На сегодняшний день правоохранительные органы зафиксировали полсотни подобных структур, действовавших (и действующих) под самыми разными вывесками – как обычные акционерные общества, общественные организации или так называемые «псевдокредитные союзы».

Считается, что на 1000 членов такой «пирамиды» неизвестные кидалы получают «чистыми» $500-700 тыс. Кроме того, по мнению специалистов, через систему накопительных вкладов в НПФ очень удобно «отмывать» доходы, заработанные нехорошими способами. И даже не смысле, что таким образом профессиональные киллеры накапливают себе пенсию на старость: для своих людей накопительный счет легко превращается в расчетный и трансформируется в систему прогона денег между «родственными» структурами. Посторонние услугами небанковских финансовых учреждений, как правило, не пользуются: уж слишком силен «синдром недоверия», вызванный непрозрачностью этих услуг на сегодняшний день.

Вместе с тем во всем мире, когда речь идет о привлечении ресурсов, выпускают корпоративные облигации или пользуются схемами финансового лизинга. Т.е. в этом смысле у Виктора Суслова есть большое поле работы не только преодолевать негативные явления, но и перенимать позитивный опыт. Хотя, конечно, первоочередной задачей комиссии будет доработка законодательной базы: что касается лизинговых и факторинговых компаний, то их деятельности вроде бы оформлена законодательно, но законодательство такое, что компании скорее работают вопреки закону, а не благодаря ему. О ломбардах и НПФ законы отсутствуют в принципе.

Впрочем, если говорить о нашей действительности, то вопрос законодательного регулирования отступает на второй план перед темой личного «крышевания» над небанковским сектором отдельных влиятельных лиц. Например, говорят, что к лотерейному и ломбардному делу имеет некий сантимент известный депутат Сергей Терехин. По списку блока Виктора Ющенко прошел Александр Морозов, председатель наблюдательного совета закрытого акционерного общества «Европейский страховой альянс», образованного коммерческим банком «НРБ – Украина», компанией «Эдванс Секьюритиз Инвестментс Групп Лимитед» (Великобритания) и др. Надо заметить, что Виктор Суслов уже сталкивался с НРБ, возглавляя комиссию по Нацбанку: тогда подчиненные Ющенко разместили на депозиты в кипрском банке «CSFB Ltd.» $580 млн., из которых $85 млн. перекочевали в московский «Национальный резервный банк».

Кроме того, на слуху специалистов на рынке страховых услуг имя Игоря Воронова – владельца компании «Кредо-Классик» (баллотировавшегося по списку Партии зеленых) и, как поговаривают, человека, вхожего в первый кабинет страны. Можно назвать еще с десяток нынешних депутатов, сотрудников министерств и их близких друзей, которые в свободное от политической деятельности время страхуют автомобилистов, отдыхающих в Крыму, и лиц, подлежащих обязательному страхованию. Наконец, есть масса проблем, связанных со страховой компанией «Оранта» – наследницей советского Госстраха.

Короче говоря, скучать Виктору Ивановичу не придется. Причем, самым первым его развлечением будет… общение с десятком коллег по политическому «заповеднику», которые претендовали на «вкусную» должность. Представляю себе их лица во время произнесения обычной в таких случаях поздравительной тирады: «Дорогой вы наш, как мы ждали того момента, когда вам поручат этот ответственный пост, как надеялись, что именно вы будете присылать нам проверяющих и отрывать нас от скрупулезного занятия – пересчитывания «теневой» налички…». В этой ситуации Суслову, наверное, будет непросто сохранить независимость и оставаться ничейным. Поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время он обзаведется партийным мандатом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам