Краденые души

Давно замечено, чем пассивнее и незаметнее личность, тем меньше для нее опасностей. И, напротив, чем активнее и значительнее личность в социальной жизни и особенно в политической борьбе, тем больше она вызывает на себя опасностей, привлекая повышенное внимание как доброжелателей и сторонников, так и противников. Череда похищений российских бизнесменов стала в последнее время темой целого ряда журналистских исследований. Но ни одно из них не дало вразумительного ответа на вопрос: зачем похищали, кто похищал, и были ли эти похищения простым киднеппингом.

Во имя отца и матери…

Последние громкие похищения как раз связаны с названиями известных компаний. Таких как «ЛУКойл» и «Славнефть». Мало, кто знает, что похищение родственников руководителей этих нефтяных компаний дало, возможно, не столько прибыль бандитам, сколько очередной шанс говорить о том, как подобные силовые способы влияют на «сделки века».

С разницей в две недели в Грузии были похищены Сади Шарифов, отец вице-президента «ЛУКойла» Вахита Шарифова, и мать вице-президента нефтяной компании «Славнефть» Джумбера Ткебучавы Елены Ткебучавы. Официально преступления осуществила грузино-абхазская криминальная группа. Шарифов был похищен 2 декабря из своего дома в селе Дманиси (Восточная Грузия). Похитители также забрали с собой 400 долларов и золотые украшения. Награбленное и отца вице-президента «ЛУКойла» они увезли на автомашине «Нива». Позже эта машина была брошена ими близ озера Кумиси – между Тбилиси и Рустави. По версии следствия, Шарифов сам сдался бандитам, чтобы те перестали избивать его домочадцев. Более того, похитители могли и не знать, кто именно оказался в их руках. Кстати, 10 лет назад Сади Шарифов также был похищен из своего дома, но через 12 дней невредимым вернулся из плена. Члены семьи отрицают, что тогда за Шарифова был заплачен выкуп.

Об исчезновении Елены Ткебучавы известно еще меньше, чем об обстоятельствах предыдущего преступления. По мнению грузинской стороны, похищение совершено абхазскими преступниками, поскольку маловероятно, чтобы грузины действовали на территории Ткварчельского района. По некоторым данным, мать российского бизнесмена могла быть перевезена из Абхазии в Зугдидский район. Напомним, что проживающая в городе Ткварчели мать вице-президента НК «Славнефть» по административным и социальным вопросам Джумбера Ткебучава Елена Ткебучава была похищена в ночь на 16 ноября 2002 года неизвестными лицами. Похитители ворвались в дом, забрали пожилую женщину и скрылись в неизвестном направлении.

В то время, когда происходил киднеппинг в Грузии, в офисе «ЛУКойла» шли последние обсуждения вопроса, покупать ли «Славнефть». И вечером 5 декабря президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов заявил, что его компания не будет участвовать в приватизационных торгах за госпакет акций компании «Славнефть».

О своем намерении принять участие в торгах руководство «ЛУКойла» объявило около двух месяцев назад. Вице-президент компании Леонид Федун сперва охарактеризовал «Славнефть» как выгодное приобретение, и компания начала активно собирать средства. В частности, «ЛУКойл» объявил о продаже своей 10%-ной доли в азербайджанском проекте «Азери–Чираг–Гюнешли» за более чем $1,25 млрд. и начал размещение конвертируемых облигаций на $350 млн. «Теперь у нас достаточно средств для победы в аукционе по «Славнефти», – с радостью говорили топ-менеджеры «ЛУКойла».

Однако 5 декабря в интервью телекомпании «ВВС» Вагит Алекперов неожиданно заявил, что считает вложение средств в «Славнефть» совершенно нерентабельным и рискованным, и поэтому компания теперь не будет участвовать в аукционе. Представитель «ЛУКойла» объяснил отказ от этого проекта тем, что «в ней заложено слишком много проблем, связанных с периодом ранней приватизации, когда нефтяные компании формировались из самостоятельных акционерных обществ. В результате «Славнефть» реально не контролирует свои дочерние компании – «Мегионнефтегаз» и «Ярославнефтеоргсинтез».

Таким образом, круг реальных претендентов на «Славнефть» сузился: это «Сибнефть», ТНК, «Сургутнефтегаз» и китайская CNPC. Почти нет сомнения, что новой хозяйкой «Славнефти» станет первая компания. Именно это обстоятельство и вызывает подозрение, что похищения не были просто уголовным преступлением. А требования похитителей (не технических исполнителей, а тех, кто за ними стоит) сводились к тому, чтобы расстроить крупнейшую нефтяную сделку в российской истории.

Грузия – страна киднеппинга?

Впрочем, это только версия. В принципе, похищение людей за выкуп в Грузии такое же обычное дело, как у нас безбилетный проезд в общественном транспорте. Яркий пример – история похищения испанских бизнесменов Франсиско Родригеса и Хосе Антонио Треминьо, которые, однако, заявили, что находились в заложниках у чеченцев, связанных с высокопоставленными чиновниками из Тбилиси.

Треминьо и Родригес, вернувшись в Испанию, уже не раз заявляли, что их похитители не просто «шайка второразрядных преступников», а часть «преступной организации с выходами на заграницу, обладающей серьезными техническими средствами и объемной информацией». Похитители были в курсе того, что происходило в Испании после похищения, показывали бизнесменам телефоны и адреса их жен и родственников. Бывшие заложники также заявляют, что похитители действовали заодно с некоторыми коррумпированными чиновниками из Тбилиси. По данным, которыми на сегодняшний день располагает МВД Испании, по меньшей мере «двое высокопоставленных грузинских полицейских» имели отношение к похищению испанцев.

Но обо всем по порядку. Франсиско Родригес и Хосе Антонио Треминьо создали в Грузии совместное предприятие «Geomadera», торговавшее лесом и мрамором. Дела шли неплохо. Возможно, поэтому на них и обратили внимание похитители. 30 ноября 2000 года испанские бизнесмены в сопровождении одного полицейского направлялись в аэропорт Тбилиси. На пустынном участке автострады их автомобиль нагнала какая-то машина. Шесть человек, вооруженных автоматами, прижали автомобиль испанцев к обочине и разоружили охранника. Затем испанцев увезли в неизвестном направлении. По горячим следам задержать террористов не удалось. По всей видимости, заложников окольными путями, минуя центральные автострады, вывезли в Панкисское ущелье на границе с Чечней, где с 1999 года вместе с местными чеченцами-кистинцами проживают несколько тысяч беженцев из Чечни, среди которых немало боевиков.

По информации министерства госбезопасности Грузии, испанские бизнесмены были освобождены в результате проведенной им спецоперации. Однако, по сообщениям испанских СМИ, никакой спецоперации не было. Родственники заложников, устав ждать помощи от властей Грузии и Испании, самостоятельно выкупили своих близких за $550 тыс.

Сразу после похищения власти Грузии рекомендовали родственникам бизнесменов ни в коем случае не вступать в переговоры с похитителями. Тбилиси заверил, что сам освободит заложников в течение нескольких дней. Но время шло, господа Треминьо и Родригес продолжали оставаться в неволе, а история с их похищением стала понемногу забываться. Зато преступники регулярно присылали родным похищенных письма с требованием заплатить за их свободу выкуп в $5 млн. Для пущей убедительности письма сопровождались фотографиями испанских бизнесменов с приставленными к головам автоматами. В случае невыполнения требований бандиты обещали прислать уши пленников.

Наконец, в октябре 2001 года терпение у родственников бизнесменов подошло к концу. Они развернули в прессе масштабную кампанию с целью привлечь внимание властей Испании и Грузии к своему горю. В результате официальный Мадрид был вынужден резко усилить давление на грузинские власти. В Тбилиси стали наезжать представители МИД и МВД Испании. Король Испании Хуан Карлос и премьер Хосе Мариа Аснар направили специальные послания президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. Однако дальше этого дело не пошло.

Родственники пленников тем временем собирали средства на выкуп своих близких, а параллельно вели переговоры с похитителями. В итоге сумму выкупа снизили с $5 млн. до $300 тыс. Правда, когда им дали эти деньги, бандиты потребовали еще $250 тыс. Лишь получив вторую часть суммы, преступники освободили заложников. За время своего 370-дневного плена господа Треминьо и Родригес потеряли в весе по 20-25 килограммов. По их словам, в плену им пришлось очень несладко. «С нами обращались хуже, чем с животными, держали в сырых подвалах и кормили хлебом и водой, а иногда подолгу и воды не давали», – сказали они испанским журналистам.

Вообще, действия грузинских спецслужб по освобождению заложников еще ни разу не были эффективными. Например, они так ничего и не смогли сделать (или не захотели?), чтобы найти 22-летнего Левана Каладзе, студента Тбилисского университета и брата грузинский футболиста «Милана» Кахи Каладзе. Левон был похищен 23 мая 2001 года в столице Грузии. За него попросили выкуп в полмиллиона баксов. Но только через 10 месяцев отчаявшийся спасти брата Кахи заявил, что похищение было спланировано, не с целью получить выкуп, а имело иные мотивы, которые он не хочет называть.

Убить за выкуп

В Украине профессиональным киднеппингом не занимается ни одна из преступных группировок. Хотя детей и жен бизнесменов похищают (с целью выкупа или для давления на них по вопросам бизнеса) гораздо чаще, чем родственники похищенных заявляют в милицию. Как правило, большая часть подобных дел улаживается на уровне «стрелок». Поэтому ни правоохранители, ни широкая общественность об этом ничего не знают. Лишь несколько дел получили огласку. В том числе, недавнее «дело Юрдика», закончившееся счастливо, и более ранее «дело Вадима Борисова», к сожалению превратившееся в трагедию.

Одесский врач-стоматолог, 26-летний сын одного из учредителей компании «СинтезОил» Сергей Юрдик был похищен 20 августа. Всего, по данным милиции и СБУ в операции по похищению участвовало 4 человека, которые требовали за освобождение врача миллион долларов. Правда, выкуп платить не пришлось: спецслужбы (государственные и коммерческие) через три дня нашли парня и выследили похитителей. По горячим следам были задержаны двое из них. Затем, 29 августа в одной из одесских квартир был задержан третий соучастник преступления, сириец Ясер Аль-Шам. Как считают следователи, именно он был организатором похищения, в котором приняли участие два гражданина Сирии и два гражданина Украины, причем в их числе – 36-летняя женщина. Именно она зашла в кабинет к молодому стоматологу и запустила туда трех вооруженных людей.

С Вадимом Борисовым «одесская история» перекликается лишь масштабами требуемого выкупа. Дело в ней обстояло совсем иначе. 18 сентября 2000 года в Кременчуге (Полтавская область) был похищен и впоследствии зверски убит 52-летний генеральный директор закрытого акционерного общества «Нефтехимик» Вадим Борисов. Семеро участников похищения и убийства Вадима Борисова были задержаны в Кременчуге уже спустя месяц после гибели похищенного. А вокруг того, успели ли заплатить им выкуп в $4 млн., до сих пор не смолкают споры.

Как установили оперативники, заказчиком преступления стал коллега Борисова по нефтебизнесу, живущий в Германии и имевший ряд имущественных претензий к фирме «Нефтехимик». Он предложил некоему 41-летнему Юрию Седому выкрасть Борисова и под угрозой убийства взыскать с его бизнес-партнеров $4 млн. Седой «заказал» Борисова двум авторитетам, с которыми имел контакты – Турику из Запорожья и Гудыме из Черновцов. Люди Гудымы должны были изучить маршруты Борисова, для чего купили за счет заказчика 4 мобильных телефона, несколько подержанных машин и сняли в Кременчуге на 3 месяца квартиру, из которой следили за жертвой. Им предстояло выкрасть главу «Нефтехимика» и передать людям Турика.

Четверо боевиков из группировки Турика, получивших за заказ по $12 тыс. каждый, должны были держать жертву до получения выкупа, после чего бизнесмена планировалось убить, а тело закопать. Рано утром 18 сентября, когда нефтетрейдер вышел из дома и отправился на работу, его затолкали в микроавтобус. За городом боевики Гудымы сожгли минивэн и пересели в потрепанную «Мазду», которая взяла курс на Запорожье. Там машину снова сменили и повезли Вадима Борисова в город Орехов Запорожской области. В частном подвале этого городка бизнесмен и провел последние недели жизни.

Бумага с требованием выкупа в $4 млн. 600 тыс. пришла по факсу в офис бельгийской фирмы, которая имела деловые связи с Борисовым и с заказчиком похищения. Затем деньги, возможно, были переведены по указанному в анонимке адресу (хотя доказательствами следствие пока не располагает), после чего Борисов был хладнокровно убит.

Официально раскрытие «дела Борисова» считается крупной победой украинской Фемиды. Однако из семерых задержанных «крупной рыбой» можно считать лишь Турика – остальные оказались рядовыми исполнителями. Седой в бегах, Гудыме тоже удалось скрыться. Хотя во всем мире, если заложник погибает, спецслужбы берут вину на себя.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам