Антикризисный менеджер

Донецкий губернатор Виктор Янукович вышел в финал премьерской лиги. Это признают многие. Его шансы стать новым главой правительства достаточно высоки. Возможный приход регионального лидера в Киев, да еще из Донецка, вызывает вполне закономерный интерес. Чего можно ожидать от человека, который широко известен в области, но крайне редко «проявлялся» на общенациональном уровне? Закрытость этого политика породила массу слухов. Чтобы развеять их, «Кіевскій Телеграфъ» задал Януковичу ряд прямых вопросов, на которые получил столь же прямые ответы…

Виктор Федорович, вам прочат большое политическое будущее. Кем вы себя считаете — хозяйственником или политиком?

— Я — человек действия. Между идеей и ее реализацией у меня проходит немного времени.

Что все-таки для вас значит политика?

— Политика — это концентрированная экономика. Я неоднократно говорил, что политика должна выражаться в конкретных действиях. И если эти действия идут на пользу государству, людям — значит, эта политика правильная.

А парламент, на ваш взгляд, «правильно» себя ведет? Как вы оцениваете его деятельность?

— Уже столько было выплеснуто эмоций по этому поводу! На мой взгляд, наступил период осмысления, и многие депутаты хотят работать. Причем я не делю парламент на «девятки», «четверки» и т. д. Во всех фракциях есть люди, которые и составляют целостное, здоровое ядро, вокруг которого будут объединяться остальные. Надеюсь, разум победит.

И коалиционное правительство, цементирующее парламентское большинство, будет создано?

— Я считаю, что правительство должно быть сформировано, прежде всего, по принципу профессионализма, независимо от политической ориентации. Другое дело, что представители различных сил должны сосредоточиться исключительно на реализации общенациональных программ, а не переносить склоки из парламента в Кабмин. Это должны быть люди, для которых государственный интерес стоит выше личных комплексов и амбиций. Никакой политики в высшем исполнительном органе страны быть не должно. Правительство — это генератор и двигатель реформ, а не трибуна для ведения полемики.

Стартовавшая премьериада показывает, что такого правительства может и не быть — из-за расколов в парламентском большинстве. Фракции «Регионы Украины» и «Европейский выбор», которые представляют в парламенте интересы Донецкого региона, выдвинули сразу двух кандидатов на должность премьер-министра: вас и главу Налоговой администрации Николая Азарова. Это подтверждение слухов о расколе, который якобы произошел внутри лагеря донетчан?

— Вы знаете, я абсолютно спокойно отношусь к различного рода кадровым интригам. Если у человека есть свое мнение или определенная симпатия — никаких претензий у меня к нему никогда не было и не будет. Как говорится, насильно мил не будешь. Но я уверен, что когда наступит время принимать ответственное решение, то мы обязательно объединимся.

Донецкие в парламенте держатся особняком. Говорят, что им тяжело адаптироваться к атмосфере, царящей в Верховной Раде. Чувствуете ли вы себя готовым вести тонкие политические игры?

— Я знаю, что мне будет нелегко. Надо набраться терпения и быть убедительным, настойчивым. Знаю, что это достаточно сложно сделать, но я выдержу.

В некоторых СМИ появились слухи о том, что во время визита лидера партии «Трудовая Украина» Сергея Тигипко в Донецк вы договорились, что поддержите его кандидатуру на пост главы Нацбанка, а он, в свою очередь, вашу — на премьера…

— У нас с Сергеем Леонидовичем было очень много встреч. Прежде всего, мы коллеги, у нас есть друг к другу определенные симпатии. Есть одинаковое понимание того, что мы должны решать общие проблемы. Если человек занимает государственную позицию, если он думает о людях — я всегда отношусь к нему с глубоким уважением. А все остальное… У меня с Сергеем Леонидовичем уже давно идет постоянный диалог. Поэтому ни он, ни я не имеем ни малейшего представления о том, о какой поездке идет речь. Мы относимся к подобным слухам абсолютно спокойно: говорят люди, ну и пусть говорят…

Многие в Киеве всерьез опасаются, что вы, как минимум, будете опираться на донецкую элиту, а как максимум — лоббировать ее интересы. Это правда?

— Специфика регионов определяет структуру кадрового потенциала. Если металлургия, допустим, сосредоточена в определенной области, то совершенно естественно, что и специалисты там высочайшего класса. То же самое касается любой другой отрасли: угольной, лесной или пищевой. Но хочу отметить: я никого не делю на своих и чужих.

В таком случае, не заденет ли распределение портфелей при формировании нового правительства министра финансов Игоря Юшко или энергетического министра Виталия Гайдука?

— Мы в состоянии дать оценку работе каждого человека. Уверен, этот процесс будет открытым и объективным. В режиме открытого диалога будут рассматриваться результаты деятельности каждого руководителя. Ведь это своего рода тендер. Кто выиграет такой тендер благодаря своему профессионализму, тот и будет работать. Конечно, кто-то останется неудовлетворенным… Но, по большому счету, должен преобладать здравый смысл. Может, кому-то следует поступиться политическими амбициями для того, чтобы преобладал государственный подход.

Почему не Виктору Ющенко, которому приписывают такие амбиции? Кстати, как у вас складываются отношения с «Нашей Украиной»?

— Я убежденный противник политической дискриминации. Наша стратегия — это объединение политических сил ради государственных интересов.

Упорно циркулирует информация о том, что донецкие «не дружат» с объединенными социал-демократами. Даже говорят о некой «партизанской войне». Как вы планируете играть на одном поле с Виктором Медведчуком, если станете премьером?

— Никакой войны нет. Все наши действия направлены только на созидание. Еще раз повторяю, что мы поддерживаем ровные, конструктивные отношения со всеми политическими силами государства. Не следует позиционировать представителей нашего региона таким образом. Но… Знаете, я привык к объективности и конкретике при решении любого вопроса. В работе мелочей не бывает. И если мне кто-то станет мешать… Я, конечно, постараюсь быть убедительным. Мне сегодня не хотелось бы говорить о конкретных персоналиях — Медведчуке или о ком-то другом. Уверен, что на этом уровне у всех достаточно возможностей и сил быть убедительными. Если мы будем занимать одну государственную позицию, станем идти одним путем, то никаких проблем не возникнет. Не исключено, что кого-то, может быть, и занесет… Я также допускаю, что у меня тоже могут быть ошибки, но абсолютно спокойно восприму корректно сделанные поправки и замечания. Мы привыкли работать именно так: конструктивно и выверенно.

В Донецкой области достаточно сильные позиции занимают коммунисты. Вы рассчитываете на их поддержку в ходе премьериады?

— Естественно, мы должны считаться с их мнением, иначе как можно здесь работать? У нас должен быть абсолютно спокойный диалог, потому что КПУ — это сознательный выбор почти 30% жителей региона. Когда я с ними встречаюсь, то мы разговариваем не как враги. Многие из них — ветераны, которые прошли войну, а затем честно трудились не покладая рук. Проблемы этих людей на нашей совести. Разве мы можем их игнорировать? Другой вопрос, что их следует переубеждать, привлекать на свою сторону. Чем? Только конкретными делами, решением реальных вопросов, проблем, которых, как известно, предостаточно. Для этого необходимо определить приоритеты, ведь нельзя же хвататься за все сразу. Главный из них — работа по снижению уровня социальной напряженности, прежде всего, среди самых незащищенных слоев общества. В первый же день моей работы на посту губернатора я поставил перед собой задачу — полностью погасить задолженность пенсионерам. Второй вопрос — это выплата долгов по зарплате работникам бюджетной сферы. В настоящее время мы ведем в данном направлении широкомасштабную работу, провели расширенную коллегию, на которую пригласили представителей Кабмина, народных депутатов. Ведь это общенациональная проблема. Она не может быть региональной или узковедомственной, поэтому ее следует решать комплексно. Надо не политизировать данный процесс, а «пахать» всем вместе, в том числе и политикам, партиям, потому что это наш народ, наше государство.

И теперь, возможно, самый неудобный вопрос. Правда ли, что у вас с Ринатом Ахметовым сейчас весьма натянутые отношения?

— Это очередная утка, уверяю вас. Вы знаете стиль моей работы: я по своей натуре не агрессивен. Ринат Леонидович тоже весьма интеллигентный и мудрый человек, который не позволяет себе нетактичных шагов не только по отношению ко мне, но и ко всем окружающим. Потому конфликта у нас не может быть по определению.

Что вы планируете сделать в первую очередь, если Верховная Рада утвердит вашу кандидатуру на должности главы Кабинета министров?

— Прежде всего, необходимо проанализировать общее состояние экономики и определить приоритеты. Начинать следует с наиболее слабых мест, не забывая при этом о программах, нацеленных на долгосрочную перспективу. А приоритетность определяется эффективностью: отрасли, которые дают значительные доходы в бюджет, требуют всесторонней поддержки. Мы, что ни говори, страна бедная. Не надо громких лозунгов, призывов… Просто следует поднять благосостояние народа. Тогда он сам оценит нашу деятельность должным образом.

А область вам не жалко бросать?

— Конечно, жаль. У меня тоже душа болит. Поверьте, для меня это очень тяжелое решение. Успокаивает лишь одно: в регионе достаточно здоровых сил, отличных специалистов, прогрессивных людей, которые не позволят изменить курс экономических и социальных реформ или каким-то образом затормозить их осуществление.

Донецкий регион называют проблемным. Это, наверное, не случайно, если учитывать, какой ценой дается добыча угля. Что же все-таки делать с нерентабельными шахтами: закрывать или же существует другой выход?

— Программа и стратегия государства в развитии топливно-энергетического комплекса, в том числе и угольной промышленности, скоро будет опубликована. Она будет обсуждаться очень широким кругом специалистов, представителями общественных организаций, политиками. И по результатам этого обсуждения, я уверен, мы сумеем правильно расставить акценты, выработать правильную стратегию действий. Главный приоритет угольной промышленности — это меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения техники безопасности на шахтах. Тут целый комплекс проблем: начиная от выпуска специального оборудования и заканчивая постоянным мониторингом «горной стихии».

Такая программа крайне необходима. И резкая критика Президентом состояния угольной отрасли была абсолютно справедливой. Это крик души. В том, что такое происходит на шахтах, виноваты мы все. И все вместе должны эту проблему решать.

В проекте бюджета на 2003 год не учтены предложения донетчан относительно финансирования программы «Уголь Украины». И это притом, что Президент поддержал позицию фракции «Регионы Украины». Какие шаги вы намерены предпринимать в этом направлении?

— Нужно принимать решение. А решение это однозначно: финансирование должно быть не ниже уровня 2002 года. Насколько оно может быть выше — вопрос другой, связанный с реальным видением бюджета на будущий год. В любом случае, решение должно быть справедливым и честным по отношению к шахтерам.

Как вы относитесь к тому, что правительство Анатолия Кинаха не уделяет достаточного внимания проблемам угольной отрасли?

— Этот вопрос крайне заполитизирован. Я уже неоднократно комментировал данную проблему. Могу повторить еще раз: это было большой ошибкой нынешнего правительства. Я имею в виду принятие решения о снижении финансирования угольной промышленности на 500 млн. грн. Абсолютно уверен в том, что данную ошибку необходимо исправлять.

Должна ли Донецкая область иметь определенные бюджетные преференции?

— Изначально все регионы Украины должны находиться в равных условиях. Но следует учитывать местную специфику. Наша специфика заключается в том, что у нас регион экологического бедствия. Другими словами, должен быть «поправочный коэффициент» на здравоохранение, повышенный травматизм. Предприятия работают в очень напряженном ритме, в две-три смены. Плюс неблагополучная экологическая обстановка. Я обсуждал этот вопрос с коллегами из других областей. Они меня полностью поддерживают. Есть в государстве и другие проблемные регионы, например, горные. Там тоже должны существовать определенные льготы. Специфика каждого региона Украины всем известна, и мы должны подходить к распределению бюджета справедливо и дифференцированно. Тогда многие проблемы исчезнут сами собой. Если в области производится более 20% внутреннего валового продукта страны, то это же не волшебство, а реальность, которую необходимо учитывать. Создавать, например, условия для эффективной работы. А требовать увеличения показателей и критиковать умеют все.

Кто должен взять ответственность за создание таких условий? Региональная элита, премьер, партия, которая его выдвинула и на которую он опирается? Для вас такая партия — это Партия регионов?

— Партия эта, бесспорно, занимает свое место на политической карте Украины. На мой взгляд, именно регионы должны создать нормальный баланс политических сил в стране, который бы способствовал объединению интересов. Заметьте, что на местах процессы менее политизированы, люди просто занимаются делом и доминирует дух единства, а не разобщенности. Все политические баталии происходят в центре. Думаю, что регионы способны оздоровить политическую атмосферу, сделать так, чтобы Украина не говорила о реформах, а шла по этому пути. Одним из инструментов реформирования является ответственность регионов перед центром. В свою очередь, такая ответственность возможна лишь тогда, когда на места будут переданы соответствующие права.

Вы имеете в виду двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей регионов Украины?

— И это в том числе. Нужно, чтобы регионы имели более существенное представительство, чтобы учитывались их особенности. Политическая реформа должна, прежде всего, двигаться в этом направлении. Я уверен, что Партия регионов будет занимать самую активную позицию в реализации этих задач и способствовать формированию именно такой политики.

Что вы думаете по поводу остальных аспектов конституционной реформы, предполагающей переход к парламентско-президентской республике?

— Не следует бросаться из крайности в крайность. Процесс должен быть поступательным, скорее эволюционным, чем революционным. Не стоит делать резких движений — они противоестественны. Можно ненароком поломать то, что на сегодняшний день создано и эффективно работает. Любые грубые и резкие системные изменения могут привести к ухудшению экономических позиций внутри государства.

Виктор Федорович, в таком случае являетесь ли вы сторонником пропорциональной системы выборов, которая и предполагает значительные подвижки в системе государственного устройства?

— В некоторых государствах существует пропорциональная система выборов, которая носит региональный характер и отражает политическое состояние того или иного региона и является переходным этапом от мажоритарной к пропорциональной системе. Что же касается Украины, то я бы тоже не спешил с принятием резких, кардинальных решений. Необходимо все спрогнозировать и рассчитать, что мы получим в конечном результате. Будет ли такая система демократичной и справедливой, станет ли она отражать реальные настроения народа? Или же создаст условия для победы какой-то одной политической силы, которая не способна взять на себя ответственность? Следует знать, к чему приведут такие избирательные нововведения. Не исключено, что к дестабилизации. А ведь мы постоянно говорим о том, что любые действия на государственном уровне должны стабилизировать обстановку. Хотя от частого повторения смысл понятия «стабилизация» стремительно девальвируется. Так вот: действовать надо, а не софистикой заниматься.

А губернаторы должны избираться? Вы же давно являетесь сторонником такого подхода…

— Это очень перспективное направление. Они должны избираться с помощью общенародного голосования. Мы все равно к этому придем. Но сначала следует провести административную реформу, которая предполагает передачу прав и полномочий регионам. Мировой опыт свидетельствует о том, что государства, выбравшие именно такую стратегию, только выигрывают.

Что вы думаете по поводу предоставления русскому языку статуса государственного? Для Донбасса это, по-моему, весьма актуально.

— Не такая уж это и проблема. По крайней мере, никакой напряженности по этому поводу в области нет. Напротив, у нас очень лояльный народ. Поговаривают, конечно, еще об этом, «не навчилися ще дуже гарно розмовляти українською мовою». Но понимание того, что мы живем в Украине и необходимо развивать национальный язык как часть самосознания и культуры, есть. Это дело времени, смены поколений. Однако и русский язык при этом не следует ущемлять. Был период, когда народ волновался по этому поводу — сейчас все спокойно.

Известно, что у Донецка всегда были прекрасные отношения с Москвой. Какова, на ваш взгляд, перспектива российско-украинских отношений?

— Нормальные соседи всегда находят общий язык и, как говорится, встречаясь на меже, по чарке выпивают. Иначе нельзя. Мы не можем перечеркнуть общую историю, связи, менталитет… Или разделить людей, проживших всю жизнь бок о бок. Мы должны идти навстречу друг другу. К сожалению, этот вопрос тоже является объектом политической спекуляции. Такого не должно быть. А что касается экономической составляющей сотрудничества наших стран, то защита национальных интересов должна быть прежде всего. Бывают, конечно, перекосы, бывают и соседи плохие…Что ж, поспорили, потом помирились и опять живут мирно. Экономические, политические и общечеловеческие аспекты отношений наших государств должны иметь одинаковую ценность.

Виктор Федорович, вы сегодня стоите на старте новой политической карьеры. Это вам не напоминает такой рискованный вид спорта, как автогонки, которыми вы занимались раньше? Вы по-прежнему любите азарт, адреналин в крови?

— Необходимо, чтобы при хорошей скорости человек мог «держать» тормоза. На гоночной трассе нужно очень хорошо чувствовать автомобиль и, с одной стороны, уважать остальных участников гонки, а с другой — проявлять характер. В экстремальной ситуации следует даже в чем-то уступить, если она ведет к аварии, столкновению. Гонщик всегда должен демонстрировать высокое мастерство и корректность. Только тогда он может достигнуть высоких результатов и заслужить уважение.

Беседовала Елена Диль, «Телеграфъ»
Киев—Донецк—Киев

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам